//
//
Отставные военные возмущены: государство экономит на их льготах и пенсиях
Государство экономит на их льготах и пенсиях
На прошлой неделе Госдума в очередной раз заморозила ежегодное увеличение на 2% военных пенсий. В итоге военные пенсионеры шестой год подряд не получают прибавку, кстати, гарантированную им законом о денежном довольствии военнослужащих. Тем временем власти рапортуют, что за счёт этого понижающего коэффициента экономия бюджета с 2012 по 2019 год составила порядка 2,8 трлн рублей.
В экспертном сообществе и общественных военных ветеранских организациях опасаются, что мораторий на увеличение военных пенсий будет продолжен «до бесконечности».
Последний раз серьёзный рост денежного довольствия произошёл в 2012 году. Тогда министр обороны Анатолий Сердюков провёл самое значительное в истории Российской армии увеличение окладов военных, подняв их размер более чем в 2 раза. Одновременно это должно было значительно увеличить военную пенсию, которая напрямую зависит от величины денежного довольствия военнослужащего.
Пенсионеры второго сорта
Однако уже тогда было заявлено, что государство не осилит увеличившиеся расходы на военных. Денег на эти выплаты действительно нужно много. По приблизительным подсчётам, число военных пенсионеров в 3 раза превышает численность современной армии и составляет порядка 3 млн человек. Чтобы придать ситуации видимость законности, был придуман замысловатый юридический трюк. В закон ввели новый термин – «понижающий коэффициент», который уменьшал выплаты пенсионерам почти в 2 раза. Таким образом действующие военные получили существенную прибавку, однако в то же время пенсии выросли весьма незначительно.
В итоге из-за новых правил в 2012 году военные пенсионеры получали всего 54% от своей реальной пенсии. Хотя власти пообещали со временем исправить ситуацию – в законе прописали, что каждый год пенсии будут увеличиваться, пока в 2035 году не достигнут 100%.
До 2015 года так и было, военные пенсии росли за счёт изменения указанного коэффициента, отчего их размер увеличился примерно на 18%, и сегодня военные пенсионеры получают 73,68% от размера своей реальной пенсии. Причём сразу нужно оговориться, что на таком положении находятся не все пенсионеры. Фактически произошло разделение на два сорта. Некоторые категории отставников уже сейчас получают свои военные пенсии в полном размере – такие условия для себя смогли выхлопотать судьи Военной коллегии Верховного суда и военных судов, а также отставные военнослужащие органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета РФ. Подобную ситуацию многие называют вопиющей несправедливостью. Ведь даже при всём уважении к прокурорским, сидение в кабинете не идёт ни в какое сравнение со службой в далёком гарнизоне, где условия во сто крат сложнее. Потому звучат требования убрать разницу в военных пенсиях. Кроме того, также неоднократно предлагалось сократить многократный разрыв между денежным довольствием действующих военнослужащих и военными пенсиями.
Дмитрий Кулеба заявил о необходимости отказаться от идеи превращения России в эльфа. По его словам, россиян надо «запихнуть» в их границы и закрыть на замок.
Анатолий ЦЫГАНОК, руководитель Центра военного прогнозирования :
– Невыполнением своих обязательств правительство фактически грабит военных пенсионеров. Уже на протяжении шести лет не выполняется федеральный закон, гарантирующий повышенную пенсию военным. Это влияет на привлекательность службы в армии, ведь потенциальные офицеры видят, как в отношении действующих офицеров не выполняются обязательства. Особенно обращает на себя внимание, что выплаты эти относительно небольшие, но государство почему-то заняло принципиальную позицию, которая ничем не оправдана. Более того, такая ситуация может привести к социальному взрыву, ведь военные пенсионеры – это активная группа населения, которая готова на решительные шаги, чтобы отстоять свои права.
При этом размер денежного довольствия, которое напрямую влияет на сумму пенсии, также в последнее время не растёт даже на уровень инфляции. Хотя в федеральном законе о денежном довольствии военнослужащих предусмотрены меры, которые позволяют защитить оклады от обесценивания: там прямо прописано, что размеры окладов увеличиваются с учётом уровня инфляции и роста потребительских цен.
Однако этот пункт постоянно отменяется.
О проблемах военных пенсионеров хорошо знают в Государственной думе, где значительная часть депутатского корпуса – выходцы из силовых структур, поэтому они также получают военные пенсии. В сентябре 2017 года в ряде источников появилась информация, что депутат Госдумы генерал-полковник Владимир Шаманов намерен добиться отмены понижающего коэффициента в военных пенсиях. Однако официального подтверждения эта информация так и не получила.
В этом году профильный думский комитет по обороне опять пытался привлечь внимание к проблеме выплат. Депутаты указали, что с 2014 по 2016 год «прибавка к военной пенсии за счёт роста понижающего коэффициента не покрывала даже уровень инфляции», а «недоиндексация составляет пятую часть от суммы военной пенсии». Это привело к тому, что размер военных пенсий рядового и сержантского состава уже практически сравнялся с размером гражданских пенсий.
Всё это происходит на фоне значительного урезания льгот для военных пенсионеров, которые были определены в 1998 году законом «О статусе военнослужащих». В 2005 году прошла большая монетизация многих этих льгот. Теперь же инфляция полностью съела эти надбавки. Сейчас фактически действует одна важная льгота – бесплатное медобслуживание. Но и она находится под угрозой, поскольку не первый год прорабатывается вопрос о лишении отставников и членов их семей права пользования военными поликлиниками и госпиталями.
Эксперты отмечают, что благосостояние отставных военнослужащих в ближайшие годы продолжит падение. Но хуже всего то, что нынешним военным, судя по всему, и такая пенсия будет недоступна. В последнее время периодически появлялась информация: в силовых структурах разрабатывают законопроект о повышении нижнего порога выслуги лет, дающего право на получение военной пенсии. Правда, по оценкам экспертов, он вряд ли будет принят до выборов. Но если до 2018 года это казалось только слухами, то после повышения пенсионного возраста для гражданских реформа военной пенсии принимает конкретные очертания.
В Российской армии растёт число случаев насилия
С начала 2019 года в Российской армии от рукоприкладства старших пострадали около 100 военнослужащих. Правоохранители определили причину дедовщины: всему виной отсутствие у командиров навыков работы с подчинёнными. По их мнению, ситуацию можно исправить, повысив профессиональную подготовку курсантов военных училищ.
Слабая квалификация офицеров – самое распространённое объяснение дедовщины. Сейчас она выглядит попыткой оправдаться на фоне расстрела в конце октября караула на территории войсковой части в пригороде Читы солдатом срочной службы Рамилем Шамсутдиновым. Тогда погибли два офицера, два контрактника и четверо солдат-срочников, ещё двое с тяжёлыми ранениями доставлены в госпиталь. Одной из версий трагедии называют как раз конфликт, который возник между солдатом и офицером.
Однако в то же время ряд экспертов считают, что подобные инциденты происходят на национальной почве. Как утверждается, это вызвано отличием в менталитете у представителей разных народов, которые служат в Российской армии.
Нельзя сказать, что в военном ведомстве не задумываются о сложившейся ситуации. Меры предпринимаются. Так, ровно год назад, 1 декабря 2018 года, в Минобороны было сформировано Главное военно-политическое управление, главной задачей которого назвали установление строгой дисциплины в войсках и борьбу с дедовщиной. Новая структура получила расширенный штат и существенные полномочия. Однако, судя по всему, реформа не привела к успеху, раз число фактов насилия только выросло. В связи с этим возникает идея: в целях повышения ответственности среди военнослужащих Минобороны теперь решило бить разгильдяев рублём. Допустивших аварии лётчиков, механиков и моряков безжалостно заставляют возмещать стоимость испорченной техники. Может быть, аналогичным образом показательно отправить под суд офицеров, допускающих рукоприкладство, а солдат, сообщивших об этом, показательно наградить за «сознательность»? Воспитательный эффект от такого шага явно должен последовать.
В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, не подлежат рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 29 ГПК РФ иски о восстановлении пенсионных прав, могут предъявляться также в суд по месту жительства истца.
Поскольку иск подлежит оценке, цена иска — недополученная за январь 2019 года пенсия — менее 50 000 руб., то дело подсудно Мировому судье.
Ответчик – Военный комиссариат.
Пора готовить иски в суды примерно такого содержания:
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента (ч.2).
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от _____ декабря 2018 г. № _____ «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»»(далее – Федеральный закон от_____ декабря 2018 г. N _____-ФЗ) действие ч. 2 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 приостановлено до 1 января 2020 года.
Согласно ч. 2 ст. 1 названного Федерального закона размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, с 1 января 2019 года, как и ранее, составляет 72,23 процента от размера указанного денежного довольствия.
При принятии данного закона, Комитет Государственной Думы по обороне в своем заключении от 6.11.2018 г. № 88/2, размещенном на официальном сайте Государственной Думы (http://sozd.duma.gov.ru/bill/556372-7) указал, что:
«Из пояснительной записки к законопроекту следует, что он подготовлен в соответствии с пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), в соответствии с которым в случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.С учетом проектируемого в 2019 году профицита федерального бюджета в 1,9 триллиона рублей рассматриваемый законопроект не соответствует норме, установленной пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса»;
«не соответствует положению статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации»;
не соответствует Конституции Российской Федерации, поскольку «Тем самым федеральный законодатель меняет условия материального обеспечения граждан, уже выполнивших взятые на себя обязательства. По существу, складывающаяся практика приостановления действия части 2 статьи 43 Закона № 4468-I без адекватной компенсации означает, что государство в нарушение статей 39, 55 и 59 Конституции Российской Федерации в одностороннем порядке отказывается от своих обязательств, возникших в конкретных правоотношениях из ранее действовавшего регулирования (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 года № 9-П) и фактически дискредитирует установленный в этой норме механизм пенсионного обеспечения военнослужащих, что не соответствует положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, закрепляющим социальный характер государства»;
а также не соответствует позиции Конституционного Суда РФ – «Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, в соответствии с которой законодатель должен формировать механизм реализации права на пенсионное обеспечение с учетом финансово-экономических возможностей государства при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан», а финансово-экономические возможности государства позволяют не блокировать в 2019 году право, которое ежегодно блокируется с 2015 г. – «следует учитывать, что бюджет 2018 года изначально формировался как дефицитный, тогда как по итогам исполнения бюджета 2018 года предусмотрен профицит в размере 1,3 триллиона рублей».
Наличие финансово-экономических возможностей государства для реализации права, предусмотренного частью 2 ст. 43 Закона РФ № 4468-I на увеличение денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона РФ № 4468-I, на 2 процента, то есть с 72,23 процентов до 74,23 процентов с 1 января 2019 года подтверждается размещенной на официальном сайте Государственной Думы Стенограммой (пункт 11) заседания Государственной Думы от 8.11.2018 г. (http://transcript.duma.gov.ru/node/5035/):
«Председательствующий. Гартунг Валерий Карлович, от фракции.
Мы категорически против этого законопроекта, не будем голосовать и предлагаем всем поступить так же.
Коломейцев Николай Васильевич.
«Коломейцев Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!..
Я обращаюсь к большинству: уважаемые коллеги, ну какие аргументы вас убеждают в том, что сегодня есть необходимость дальше откладывать выполнение закона? С моей точки зрения, ни замминистра, ни содокладчик не привели ни одного аргумента.
Я вам больше скажу: у нас ведь есть специальное постановление правительства о дивидендной политике, но у нас есть особо одарённые госкорпорации, которые получают триллионы бесплатных средств, но ни разу не выполнили даже наполовину решение правительства о зачислении дивидендов в бюджет, — может, нам там посмотреть? У нас тогда профицит вообще будет не 3 триллиона, а 10 триллионов!
Шерин Александр Николаевич, от фракции.
«Шерин А. Н. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР будет голосовать категорически против данного предложения, о котором нам сегодня доложил представитель Правительства Российской Федерации, и я прошу всех депутатов Государственной Думы поддержать нас в этом, потому что нам предлагают заморозить действие закона пятый год подряд.
Предыстория. В законе о пенсионном обеспечении предусмотрено, что указанное в части первой статьи 43 денежное довольствие учитывается при исчислении пенсий с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. Этот закон заморожен с 2015 года, уважаемые коллеги! С 2015 года наши пенсионеры ждут, когда им будут давать обещанные 2 процента. Более того, я хочу вас проинформировать, что данная сумма не заложена в бюджет на 2020 и 2021 годы, хотя нам предлагают заморозить действие данной нормы до 1 января 2020 года, но правительство уже предполагает сделать то же самое и в 2020-м, и в 2021 году.
Хотел бы, коллеги, привести ряд цифр. Спасибо большое представителю правительства за то, что он честно ответил на мой вопрос и сказал, что этот закон требует дополнительно 11 миллиардов рублей (которые Правительство Российской Федерации не может изыскать). Дорогие друзья, выплаты вознаграждений в 2017 году составили: правлению «Роснефти», 11 человек, — 2 миллиарда 776 миллионов, в «Газпроме», 16 человек, — 3 миллиарда 268 миллионов, Сбербанк выплатил дивиденды, то есть вознаграждение помимо зарплаты, вознаграждение по итогам года, — 5 миллиардов 108 миллионов рублей, девять человек. Итого: 36 человек получили 11 миллиардов 152 миллиона рублей по итогам 2017 года, а в бюджете Правительства Российской Федерации на военных пенсионеров не могут найти 11 миллиардов рублей для 2 миллионов 638 тысяч человек на 2019 год!
Индексация пенсий военных пенсионеров происходит по двум направлениям: если повышается денежное довольствие военнослужащих, автоматически на этот процент индексируется пенсия и плюс, помимо этого, ещё 2 процента. Что они делают? Они индексируют денежное довольствие только с 1 октября — уважаемые коллеги, только с 1 октября! Не с 1 января, а в конце года, всего три месяца, и эти 2 процента замораживают, то есть это абсолютно непопулярное решение. Ну вы дайте военным пенсионерам хотя бы те 2 процента.
Кто такие военные пенсионеры? Это те люди, которые отслужили добросовестно в Афганистане, в Чечне, это те, кого с 1989 по 1993 год выбрасывали в поле вместе с семьями, выводя из стран — бывших участниц Варшавского договора; они не сидели на площадях, не барабанили касками, они честно выполняли свой долг, не получая зарплаты годами. И сегодня те люди, которые занимались приватизацией наших государственных предприятий, получают неплохие дивиденды, а те, кто честно выполнял свой воинский долг, обеспечивая им возможность заниматься распределением ресурсов страны, сегодня не могут получить от них эти 11 миллиардов рублей!
Уважаемые коллеги, я хотел бы также вам напомнить, что в следующем году, 15 февраля, отмечается тридцатая годовщина вывода советских войск из Афганистана. Я недавно встречался с военными пенсионерами, со своими преподавателями — это те люди, которые прошли Афганистан, горячие точки, те, кто учил меня в военном училище военному делу. Ну я не могу себе представить такого человека охранником в «Ашане», если ему не будет хватать пенсии, для того чтобы рассчитаться по коммунальным услугам!
Благодарим всех депутатов остальных фракций, которые нас поддерживают, и я прошу вас голосовать против замораживания закона, который предполагает возврат — не индексацию, а возврат — тех 2 процентов, которые государство обещало возвращать ежегодно сверх уровня инфляции военным пенсионерам и пенсионерам МВД. Кстати, этот закон на сотрудников ФСБ и ряда других силовых структур не распространяется. (Аплодисменты.)
Представитель президента будет выступать? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет.
Включите режим голосования.
Результаты голосования (12 час. 47 мин. 04 сек.)
Проголосовало за 301 чел. 66,9 %
Проголосовало против 101 чел. 22,4 %
Воздержалось 1 чел. 0,2 %
Голосовало 403 чел.
Не голосовало 47 чел. 10,4 %
Принимается в первом чтении».
Согласно вышеуказанной стенограмме за данный законопроект проголосовали только депутаты фракции «Единая Россия», действующие на стороне Правительства РФ, которое бездоказательно, в целях экономии на военных пенсионерах, предложило данный законопроект.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2) (Определение Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2015 года № 2739-О).
Вместе с тем при установлении соответствующего правового регулирования и внесении в него изменений законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан, не допуская при этом снижения достигнутого уровня их социальной защищенности (Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июля 2009 года № 12-П).
«Складывающаяся практика приостановления действия части 2 статьи 43 Закона № 4468-I без адекватной компенсации означает, что государство в нарушение статей 39, 55 и 59 Конституции Российской Федерации в одностороннем порядке отказывается от своих обязательств, возникших в конкретных правоотношениях из ранее действовавшего регулирования (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 года № 9-П) и фактически дискредитирует установленный в этой норме механизм пенсионного обеспечения военнослужащих, что не соответствует положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, закрепляющим социальный характер государства»(Заключение Комитета ГД по обороне).
Увеличение размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона РФ № 4468-I, с 72,23 процентов до 74,23 процентов с 1 января 2019 года приводит к увеличению пенсии на (74,23/72,23=1,0277) 2,77% с 1 января 2019 года. Кроме того, пенсии подлежат увеличению на 4,3% в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащих с 1 октября 2019 года, в соответствии со ст. 49 Закона РФ № 4468-I, а также п. 9 ст. 2 ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», согласно которым размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 Закона РФ № 4468-I, и их семьям, подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий. Таким образом, увеличение в соответствии с частью 2 ст. 1 оспариваемого закона размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона РФ № 4468-I, с 72,23 процентов до 73,68 процентов с 1 октября 2019 года, что приводит к увеличению пенсий с 1 октября 2019 года на 2% (73,68/72,23=1,02), не является «соответствующим возмещением» – «адекватной компенсацией» отсутствия увеличения пенсий на 2,77% с 1 января 2019 года.
То обстоятельство, что «в 2013 и 2014 годах были заданы опережающие темпы доведения величины денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, до ее максимального уровня» не означает, что этот «темп» выходил за рамки закона, что доведение до «максимального уровня» должно быть исключено, поскольку указанный «темп доведения» строго определялся нормой ч. 2 ст. 43, согласно которой с учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента. Кроме того, данный «темп доведения» является адекватной компенсацией того, что в 2013 и 2014 г. было приостановлено действие п. 9 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», согласно которому размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
«Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал и неоднократно подтверждал свою правовую позицию, в соответствии с которой законодатель должен формировать механизм реализации права на пенсионное обеспечение с учетом финансово-экономических возможностей государства при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан» (Определение Конституционного Суда РФ от 22.12.2015 № 3001-О) (Заключение Комитета ГД по обороне).
Считаю пункт 6. ст. 192 Бюджетного кодекса РФ не соответствующим Конституции РФ (статьям 2, 7, 17 (часть 1), 18, 39 (часть 1), 55 (части 2 и 3) в той мере, в какой он позволяет произвольно, в целях экономии, при достаточном в очередном финансовом году общем объеме расходов для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, то есть при наличии финансово-экономических возможностей государства обеспечить выполнение установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, приостанавливать действие в очередном финансовом году отдельных положений федеральных законов, фактически обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году.
В соответствии со ст. 101 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, подлежащего применению им в указанном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона.
Согласно прилагаемому расчету сумма недополученной пенсии за январь 2019 года составляет _________________ руб.
В соответствии с подпунктом 39 пункта 17 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 года № 1609, осуществление пенсионного обеспечение граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является одной из основных задач военного комиссариата.
Военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 6).
Таким образом, Военный комиссариат _________________ является надлежащим ответчиком по данному делу.
В соответствии со ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ.
На основании изложенного, ст. ст. 131, 132 гл.12 ГПК РФ, ст.ст. 101, 102, 103 ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»
1. Приостановить производство по делу и направить запрос в Конституционный Суд Российской Федерации с требованием проверить на соответствие Конституции Российской Федерации (статьям 2, 7, 17 (часть 1), 18, 39 (часть 1), 55 (части 2 и 3)):
Федеральный закон от ____________ № _______»О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», в той мере, в какой данный федеральный закон приостанавливает действие нормы, установленной частью второй статьи 43 названного Закона РФ, в отсутствие адекватной компенсации, а также при наличии финансово-экономических возможностей государства обеспечить действие указанной нормы;
Пункт 6. ст. 192 Бюджетного кодекса РФ, в той мере, в какой он позволяет произвольно, в целях экономии, при достаточном в очередном финансовом году общем объеме расходов для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, то есть при наличии финансово-экономических возможностей государства обеспечить выполнение установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, приостанавливать действие в очередном финансовом году отдельных положений федеральных законов, фактически обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году.
2. Восстановить с 1.01.2019 года мое право на получение пенсии в размере, исчисленном в соответствии с частью 2 статьи 43, исходя из размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона РФ № 4468-I, 74,23 процента от размера указанного денежного довольствия.
3. Взыскать с Военного комиссариата _______________ в мою пользу недоплаченную пенсию за январь 2019 года в сумме ______________ руб.
От уплаты государственной пошлины Истец освобождается в соответствии п.п.5 п.2 ст. 333.36 главы 25.3 Налогового кодекса РФ «Государственная пошлина».
1. Расчет взыскиваемой суммы, определяющей цену иска;
2. Копия пенсионного удостоверения;
3. Копия Заключения Комитета Государственной Думы по обороне от 6.11.2018 г. № 88/2;
4. Копия пункта 11 Стенограммы заседания Государственной Думы от 8.11.2018 г.;
5. Копия оспариваемого Федерального закона от ____________ № _______»О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»;
6. Копия искового заявления и документов, указанных в пунктах 4 и 5 искового заявления, для Ответчика.
«____» января 2019 года Истец ______________________
Расчёт взыскиваемой суммы
«____» ____________ 2019 г. Истец _________________________
Переход на самообеспечение Причины отказаться от этой затеи Социальные последствия Обсуждение
Проясним один момент пенсионную реформу для военнослужащих разрабатывает подведомственный Министерству финансов Российской Федерации Научно-исследовательский финансовый институт. Для силовиков предлагаются различные изменения, и весьма радикальные.
• вместо пенсий по выслуге лет увольняемым из вооруженных сил могут предложить единовременную социальную выплату. На данный момент сумма и каким образом будет проведен расчет таких выплаты, неизвестно,
• пенсию военнослужащим, вышедшим в отставку, предлагают назначать по аналогии с гражданскими лицами – после достижения пенсионного возраста. Если такое предложение будет одобрено, то военнослужащие практически лишатся своей основной льготы.
Переход на самообеспечение Разработчики реформы полагают, что навыки, полученные на службе, помогут бывшим военнослужащим быстро найти себе достойную высокооплачиваемую работу и перейти на самообеспечение.
Охранник в супермаркете, видимо, по мнению разработчиков, очень достойная работа. Адаптация военных после службы к гражданской жизни явно преувеличена, мало того, она имеет достаточно продолжительные временные рамки.
Далеко не каждый офицер, вышедший в запас, способен работать. Дело не в желании – дело зачастую в здоровье.
Разработчики реформы считают, что основная цель – сделать социальный пакет для военнослужащего более адресным, учитывающим возможность и желание начать гражданскую карьеру, а также более полно учитывающим материальное положение его семьи.
Однозначно такая схема породит массовую коррупцию. Пример – с квартирами для военнослужащих, кто получал, тот знает. Разработчики считают, что выходное пособие будет особенно привлекательно для тех, кто оставит военную службу в относительно молодом возрасте.
Схема не новая, с учетом того, как они придумают систему расчетов явно не в пользу человека, сунут три копейки и отправят в мир. Расчет строится на желании человека получить сразу крупную сумму денег по средним расчетам продолжительности жизни. В любом случае ему отдадут не всю сумму положенной пенсии и т. д., и т. п. Причины отказаться от этой затеи Даже сама идея пенсионной реформы в отношении военнослужащих вызывает огромные сомнения потому, что предлагается компенсировать достаточно маленькую часть пенсии, и собственно все, больше ничего не предлагается.
Но сомнения ощутимы только до того момента, как не вмешаются Международный валютный фонд и Всемирный банк, прецеденты уже были.
В данный момент, не считая заморозки индексации военной пенсии, ситуация вполне терпимая, военнослужащие, вышедшие в запас и продолжающие работать, получают право на гражданскую пенсию, которая становится дополнением к военной.
Соответственно, выплачивает гражданскую пенсию Пенсионный фонд России по достижении установленного государством возраста выхода на пенсию и минимально необходимого трудового стажа. (Для удобства расчетов в 2017 году составлял 8 лет, далее идет увеличение на 1 год до 15 лет к 2024 году.)
Бюджетная экономия от реформы военной пенсионной системы может составить 500–700 млрд рублей в год. Потому многие эксперты уверены, что в связи со сложной экономической ситуацией изменения в начислении военной пенсии могут произойти. На сегодняшний день военная пенсия пока назначается военнослужащим, имеющим на день увольнения выслугу лет на службе в силовых ведомствах 20 и более лет, на нее могут рассчитывать уволенные по достижении предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста. Для этого нужно иметь общий трудовой стаж более 25 лет, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет служба в силовых ведомствах.
Средний размер пенсии для военных пенсионеров составляет от 20 000 до 30 000 рублей.
Отметим, что выполнение обязательств перед военными пенсионерами сегодня – это «кость в горле государства», достаточно серьезная финансовая нагрузка для государства.
И вот тут-то и нашли возможность сэкономить серьезные средства. Для этого необходимо четко определить, кто является военным пенсионером, а кто нет. По данным Минобороны, в 2015 году в военном ведомстве было порядка 900 000 пенсионеров (при этом количество военных пенсионеров всех силовых структур приближается где-то к 10–12 млн. – Прим. ред.). Так что необходимо в законе более четко прописать, кто является военным пенсионером, и это позволит решить проблему с военными пенсиями.
Социальные последствия На данный момент по увольнении из Вооруженных сил при наличии определенного стажа (выслуги лет), без привязки к возрасту военнослужащего не распространена в других армиях мира, так же как и вариант с выходным пособием.
Как говорилось выше, предварительные расчеты показали: после реформы бюджетная экономия может составить от 500 млрд до 700 млрд рублей в год.
Мнения по методам проведения реформы военной пенсионной системы разделились.
Одни считают, что выход военных на пенсию в ближайшие годы ничем не будет отличаться – порядок начисления и другие важные моменты останутся прежними. Пока официальная позиция государства в вопросе формирования пенсии остается неизменной. Любые проекты остаются пока на уровне обсуждения только у разработчиков.
Другие считают, что реформа военной пенсионной системы неизбежна, она точно не будет проходить одновременно с повышением пенсионного возраста: это однозначно создаст предпосылки для социального взрыва, а государство пока еще не готово подавить недовольство военных пенсионеров в случае эскалации конфликта.
Скорее всего, решение вопроса о пенсионном возрасте для военных будет отложено на несколько лет, основной части населения нужно привыкнуть к уже прошедшей реформе. Особо отметим, что под новую реформу попадут только будущие пенсионеры, тех же, кто уже получает пенсию, изменения обойдут стороной, это снизит уровень накала в обществе.
Процесс реформирования (урезания льгот) тормозит только одно, в сохранении военных пенсий в том виде, в котором они находятся сейчас, заинтересованы и другие силовые ведомства Российской Федерации.
В случае проведения военной пенсионной реформы она затронет не только военнослужащих, но и сотрудников других силовых ведомств. Даже логически напрашивается вывод, кто тогда будет урегулировать эскалацию конфликта с силовиками? Конечно, на практике положение военных пенсионеров и так ухудшается с каждым годом из-за заморозки индексации пенсий, инфляции (инфляция, конечно, касается не только военных пенсионеров).
Из-за финансового кризиса власти не могут обеспечить отставников значимым повышением пенсии. В начале 2018 года правительство приняло решение, что военные пенсии должны быть увеличены на 4 %. Однако дальнейшего повышения придется ждать долго. Следующее запланировано лишь на октябрь 2019-го.
Каждый из запланированных пересмотров должен увеличивать размер военной пенсии на 4 %, а реальный уровень инфляции мы наблюдаем каждый день в магазинах, покупая продукты, и 4 % – это даже не смешно.