Сегодня выплаты на детей зависят от того, работает человек или нет
Владимир Путин, выступая на пленарном заседании ПМЭФ-2023, обратил внимание на то, что выплаты на детей привязаны к доходу семьи, и если он даже незначительно увеличивается, то выплаты снижаются или прекращаются вовсе. А значит, стимула искать новую работу и более высокую зарплату у человека нет. И предложил выплачивать пособия на ребенка до 1,5 года на весь период времени.
— Работать должно быть выгодно, а государственная поддержка должна служить дополнительным доходом к зарплате, а не ее заменой, — подчеркнул Путин. — Поэтому предлагаю пособия на ребенка до полутора лет, а также единое детское пособие выплачивать в течение всего периода времени, на которое они назначены. Независимо от того, увеличился доход семьи или нет.
Универсальное, или единое, пособие объединяет выплаты на детей до 3 лет, пособие на детей от 3 до 7 лет, пособие на детей от 8 до 16 лет и пособие женщинам, вставшим на учет на ранних сроках беременности. Его назначают семьям с доходами ниже прожиточного минимума, в среднем по России в 2023 году он составляет 14 375 рублей. Назначается оно, по действующим правилам, на один год и продлевается по заявлению. При этом доход семьи считается по правилам, которые местами неочевидны.
Владимир Путин прямо сейчас продолжает свое выступление на пленарной сессии Петербургского международного экономического форума. Мы следим за заявлениями президента в текстовой онлайн-трансляции.
- УКАЗ
- Путин поручил платить детские пособия независимо от роста доходов
- 🤰 Ежемесячное единое пособие при беременности и низком доходе
- 🤱 Пособие по беременности и родам
- 🪖 Единовременное пособие беременной жене призывника
- 🐣 Единовременное пособие при рождении ребенка
- 🍼 Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет
- 🧸 Ежемесячное пособие на ребенка призывника до 3 лет
- 👶 Ежемесячная выплата из маткапитала до 3 лет
- 💸 Ежемесячное единое пособие на детей до 17 лет
- 🗓️ Больничные при уходе за ребенком
- 💰 Материнский капитал
- 🤑 Как получить от государства максимум
УКАЗ
В целях обеспечения социальной поддержки семей, имеющих детей, постановляю:
1. Произвести в августе — декабре 2021 г. единовременную выплату в размере 10 000 рублей следующим гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации:
а) одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) детей в возрасте от 6 до 18 лет, имеющих гражданство Российской Федерации (при условии достижения ребенком возраста 6 лет не позднее 1 сентября 2021 г.);
б) инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 18 до 23 лет, имеющим гражданство Российской Федерации и обучающимся по основным общеобразовательным программам, либо одному из их родителей (законных представителей).
а) единовременная выплата осуществляется на каждого ребенка, указанного в подпункте «а» пункта 1 настоящего Указа;
б) в случае, если единовременная выплата производится одному из родителей (законных представителей) инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, указанных в подпункте «б» пункта 1 настоящего Указа, такая выплата осуществляется на каждого инвалида либо на каждое лицо с ограниченными возможностями здоровья;
в) получатели единовременной выплаты вправе обратиться в Пенсионный фонд Российской Федерации за назначением такой выплаты до 1 ноября 2021 г.;
г) единовременная выплата не учитывается в составе доходов семей получателей такой выплаты при предоставлении им иных мер социальной поддержки и не относится к доходам, на которые может быть обращено взыскание по исполнительным документам.
3. Правительству Российской Федерации обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа, а также определить порядок и условия осуществления единовременной выплаты.
4. Пенсионному фонду Российской Федерации обеспечить осуществление единовременной выплаты в соответствии с настоящим Указом.
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации В. Путин
В совещании приняли
участие Заместитель Председателя Правительства Татьяна Голикова Голикова Татьяна АлексеевнаЗаместитель Председателя Правительства , помощник
Президента Максим Орешкин Орешкин Максим Станиславович , Министр труда и социальной защиты Антон Котяков Котяков Антон ОлеговичМинистр труда и социальной защиты ,
Министр экономического развития Максим Решетников Решетников Максим ГеннадьевичМинистр экономического развития и Министр финансов Антон
Силуанов Силуанов Антон Германович .
В. Путин: Уважаемые коллеги, добрый вечер! Здравствуйте!
Я уже
неоднократно говорил и сейчас хочу повторить: несмотря на наиболее
значимые события сегодняшнего дня, на особенности сегодняшней ситуации,
мы, конечно, ни в коем случае не должны забывать о,
казалось бы, будничных вещах, но таких, которые, безусловно, являются
вопросами фундаментального характера.
И сегодня
рассмотрим очень важный, чувствительный вопрос, значимый для миллионов наших
граждан во всех регионах страны. Речь пойдёт о доходах семей
с детьми, об их динамике.
В том
числе предлагаю проанализировать уже принятые меры поддержки и обсудить
то, как повысить их эффективность с учётом текущих реалий в сфере
демографии и экономики, чтобы такая поддержка со стороны государства
становилась более весомой, результативной, ощутимой для семей.
Напомню, что
в 2020 году был расширен круг получателей материнского капитала.
Право на него приобрели те семьи, где рождается первенец. Теперь ежегодно
порядка миллиона семей получают материнский капитал, а сама эта программа
продлена до конца 2026 года.
Повторю,
главная задача государственной поддержки –
свести к минимуму угрозу бедности для российских семей: и тех, где
только рождается ребёнок, и для тех, которые уже воспитывают детей.
При этом важно
постоянно анализировать и настраивать работу такой системы, видеть
ситуацию в целом. Имею в виду не только демографические процессы,
но и состояние рынков труда в регионах, динамику доходов
и зарплат в экономике, с тем чтобы эти параметры
не становились ограничениями для расширения семьи и для принятия
решения о том, заводить ребёнка
или нет.
Здесь отмечу,
что текущая ситуация на рынке труда стабильная, безработица находится
на минимальном уровне – 3,9 процента.
Что
касается зарплат, то в номинале за восемь месяцев текущего года среднемесячная
зарплата в целом по стране выросла на 12,7 процента. Но мы с вами
понимаем, что это мало что значит для рядового гражданина. Надо иметь в виду,
что более важным является показатель реальных зарплат с учётом инфляции. А здесь ситуация объективно сложнее: пока темпы роста зарплат немного отстают от роста цен. Рассчитываем, что по мере снижения инфляции – а такая тенденция
фиксируется на протяжении последних месяцев – картина будет меняться, и меняться должна к лучшему.
Ещё
раз отмечу: важно, чтобы доходы граждан, особенно семей с детьми, росли темпами
выше инфляции. У нас действительно, хочу ещё раз это подчеркнуть, по мнению
всех экспертов и Правительства, тенденция к снижению инфляции является
устойчивой, и специалисты считают, что где-то в первом квартале следующего года
она должна приблизиться где-то к пяти, может быть, даже чуть меньше, процентам.
Нам нужно, чтобы зарплаты опережали рост цен.
В этой связи напомню, что с первого января текущего года прожиточный минимум в целом по стране был проиндексирован на 8,6 процента, а с первого июня мы
опережающим темпом повысили его размер ещё на десять процентов. Соответственно,
были проиндексированы и все социальные выплаты, которые привязаны так или иначе
к прожиточному минимуму.
И конечно, необходимо создавать условия, чтобы семьи могли сами повышать свои
доходы. Что имею в виду? Прежде всего за счёт освоения родителями новой
профессии или повышения квалификации, за счёт получения хорошо оплачиваемой
работы в будущем.
Рассчитываю
услышать сегодня, коллеги, что уже делается по этому направлению. Потому что
людям самостоятельно это сделать трудно, нужна поддержка с нашей стороны, со стороны государства. Давайте подробно, в комплексе обсудим эту ситуацию,
посмотрим, как работают меры поддержки семей с детьми в целом, какие
дополнительные шаги и решения необходимы. Весь этот комплекс и предлагаю
сегодня обсудить.
Слово
Антону Олеговичу Котякову. Пожалуйста, Антон Олегович.
А. Котяков Котяков Антон ОлеговичМинистр труда и социальной защиты : Спасибо.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Безусловно, ключевую роль в формировании
бюджета любой семьи играет заработок
родителей. Важны стабильность на рынке труда,
своевременная выплата заработной платы, поддержка государства в поиске новой
работы, если возникает такая необходимость.
Поэтому в условиях возрастающего внешнего санкционного давления на особом контроле ситуация на рынке труда.
По данным Росстата, как Вы уже отметили,
Владимир Владимирович, уровень безработицы в сентябре составил 3,9 процента. В прошлом году этот показатель составлял
4,3, а в доковидном 2019 году ‒
4,5 процента.
В центрах занятости на сегодняшний день
зарегистрированы 570 тысяч безработных
граждан. Также напомню, что год назад в органах занятости у нас состояли на учёте более 830 тысяч граждан. Сегодня в базе портала «Работа в России» соискателям доступно почти
2,3 миллиона вакансий. Мы видим, что это
разные вакансии: с разными требованиями к образованию, стажу, в разных отраслях, с разными социальными гарантиями.
На протяжении последнего полугодия безработица сохраняется на низком уровне, и можно
сказать, что ситуация на рынке труда стабильная.
Этому способствовали принимаемые меры по поддержке деловой активности. Наряду с финансово-экономическими инструментами были
развёрнуты меры, направленные на сохранение
трудовых коллективов и обеспечение занятости. Это и субсидирование временных работ, и перевод сотрудников на другое
предприятие в случае приостановки работы у основного работодателя, это и компенсация переобучения
работников промышленных предприятий,
субсидирование найма, переобучение безработных и находящихся под риском увольнения и также тех, кто находится под риском
увольнения, а также оплачиваемые общественные работы.
В еженедельном режиме проводятся заседания
межведомственной рабочей группы под
председательством Татьяны Алексеевны Голиковой. Совместно
с субъектами и полномочными представителями Президента в федеральных округах мы
анализируем ситуацию на локальных рынках труда.
Также анализируется ситуация и по отраслям, и по конкретным предприятиям. Для каждой организации,
которая перестраивает свою работу в текущих условиях,
разрабатывается индивидуальный план действий.
В качестве примера можно привести «АвтоВАЗ». В короткие сроки
удалось помочь «АвтоВАЗу» с подбором почти двух тысяч сотрудников. Это был совместный проект центров
занятости и кадровой службы организации.
Мы продолжаем совместно с Минпромторгом
отработку потребностей предприятий разных
отраслей. Кроме того, на сегодняшний день ведётся сближение программ среднего профессионального образования с потребностями работодателей в рамках проекта «Профессионалитет». В 43 регионах по конкурсу отобрали
71 учебно-производственный кластер, где
по новой программе сейчас уже учится более 150 тысяч
человек.
В отдельное направление на будущий год мы
планируем выделить поддержку мотивированных
соискателей ‒
мотивированных именно к обучению и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию. Именно развитие
компетенций может стать драйвером роста доходов для значительной части работающих граждан. Поэтому планируем распространить на другие регионы пилот «Заработаем
вместе», реализацию которого при Вашей поддержке, Владимир Владимирович,
мы начали, развернули на Сахалине.
Речь идёт о механизме помощи гражданам,
которые уже работают и хотели бы увеличить
свой доход. Предлагаемый механизм позволит
подобрать более высокооплачиваемую работу и получить необходимые знания для тех, кто желает повысить свою позицию либо
занять желаемую позицию на отдельном
предприятии.
Гражданин может пройти необходимое для профессионального развития обучение, фактически привлечь инвестиции оператора
проекта в своё карьерное развитие. Это не замена существующему бесплатному обучению. Мы продолжим помогать в получении новых знаний безработным
гражданам, работникам под риском увольнения,
будем поддерживать промышленные предприятия в переобучении своих сотрудников.
Новый проект ‒
это помощь мотивированным и трудоустроенным соискателям, которые хотели бы
развиваться, но не располагают возможностью
оплатить дополнительное образование. Особое
внимание заслуживает мотивация граждан, имеющих доход ниже прожиточного
минимума или не имеющих постоянного места
работы.
Что касается ситуации с оплатой труда, по итогам года ожидается повышение заработной платы по экономике. Действительно,
исходя из социально-экономического прогноза
мы планируем, что в 2023 году рост зарплат
превысит планируемую инфляцию.
Важный аспект повышения трудовых доходов ‒ это именно темп роста
минимального размера оплаты труда. В 2020 году
величина МРОТ стала конституционной гарантией.
В Основном законе нашей страны зафиксировано, что она не может быть ниже
прожиточного минимума трудоспособного
гражданина. В 2021 году мы впервые обеспечили рост этой величины, пусть немного, но выше, чем прожиточный
минимум.
Для роста доходов работающих граждан
необходимо последовательно увеличивать эту
разницу ‒ именно разницу между минимальным
размером оплаты труда и прожиточным минимумом. Мы считаем, что целевой ориентир
‒ более 30 процентов.
В федеральном бюджете на ближайшую
трёхлетку темп роста МРОТ установлен выше
роста прожиточного минимума, и по итогам трёхлетнего периода мы ожидаем, что разница достигнет величины в 10 процентов. Этого, конечно, недостаточно. Планируем
продолжить эту работу для последовательного
достижения целевого ориентира.
В этом году минимальный размер оплаты труда
увеличивался в два этапа. В условиях быстрого
роста инфляции, с которым мы столкнулись этой весной, Вами, Владимир
Владимирович, было принято решение уже с 1 июня увеличить прожиточный минимум, проиндексировать пенсии и увеличивать минимальный размер оплаты
труда на 10 процентов. Это позволило поддержать
доходы наименее обеспеченных граждан.
Второй этап повышения произойдёт с 1 января 2023 года. Минимальный размер с учётом уже проведённой 10-процентной
индексации возрастёт по отношению к уровню 1 января 2022 года на 16,9 процента, а прожиточный минимум ‒
на 13,6 процента, то есть и величина
прожиточного минимума, и величина минимального размера оплаты труда возрастут
выше ожидаемой инфляции.
Повышение ПМ напрямую затрагивает 15 миллионов человек, которые получают
социальные выплаты, рассчитываемые по этой
величине. Это и семьи с детьми, и пожилые люди, которые
получают социальные доплаты к пенсии.
Ещё один крупный блок выплат не связан с размером прожиточного минимума ‒ это
ежемесячные денежные выплаты инвалидам, ветеранам и другим категориям граждан. Все эти выплаты будут проиндексированы с 1 февраля по уровню фактической инфляции
за 2022 год. В таком же порядке будет увеличен и материнский капитал. Таким образом, в 2023 году его размер на первого ребёнка увеличится до уровня почти
590 тысяч рублей, а на второго ребёнка он составит почти 780 тысяч
рублей.
Отдельно остановлюсь на поддержке нуждающихся семей с детьми. По Вашему поручению,
уважаемый Владимир Владимирович, с 2020 года последовательно выстраивается целостная система
поддержки таких семей. Тогда были введены
ежемесячные пособия на детей в возрасте от трёх до восьми лет. Мы начинали с размера выплаты в половину
прожиточного минимума на ребёнка. Уже в следующем, 2021 году размер выплаты стал
дифференцированным в зависимости от доходов семьи, и родители смогли получать
50, 75 или 100 процентов регионального детского прожиточного минимума. Сейчас такую помощь ежемесячно
получают родители порядка трёх миллионов
детей, причём большинство из них получают её именно в максимальном размере.
С 1 июля 2021 года поддержка была
распространена ещё на две категории: это
будущие матери ‒ женщины на ранних сроках беременности и одинокие родители, воспитывающие детей в возрасте от восьми до 17 лет. А уже с 1 апреля текущего года ежемесячную помощь стали получать все нуждающиеся
семьи, воспитывающие детей в возрасте от восьми до 17 лет. На текущий день выплатой охвачено более пяти миллионов детей.
Постепенное
расширение охвата, именно целостного охвата, ежемесячной
поддержкой позволило нам отработать единые принципы предоставления выплат с учётом конкретных жизненных ситуаций семьи.
С 1 января 2023 года в рамках Вашего поручения по выстраиванию
комплексной системы поддержки семей предусмотрен переход на единую выплату. Это ежемесячное пособие в связи
с рождением и воспитанием ребёнка. Эта
выплата объединит семь действующих сегодня мер
поддержки, что позволит семьям получать помощь из бюджета на единых условиях от момента рождения малыша до его 17-летия вне
зависимости от очерёдности рождения ребёнка.
Напомню, что родители детей до трёх лет
пока ещё получают выплаты на разных условиях,
с разными источниками финансирования, а на третьих и последующих детей в некоторых субъектах Российской
Федерации такая поддержка вообще на сегодняшний день не оказывается.
Введение единого пособия решит эту
проблему, обеспечив равными возможностями
семьи с детьми до трёх лет и получение именно от государства
необходимой поддержки.
Кроме того, в два раза возрастёт размер ежемесячной помощи беременным женщинам.
Максимальный размер сегодня составляет половину прожиточного минимума. Начиная с 1 января 2023 года его
размер также будет дифференцирован в зависимости
от доходов конкретной семьи ‒ 50, 75 либо 100 процентов
прожиточного минимума.
Новое пособие будет
предоставляться по принципам социального казначейства, то есть по одному заявлению, поданному в электронном виде без обязательного сбора справок.
При назначении будет использоваться комплексная оценка нуждаемости. Размер
пособия я уже озвучил. Хочу сказать, что
в среднем максимальный размер такого пособия в нашей
стране составит 13 900 рублей.
Финансовое обеспечение этой выплаты будет осуществляться за счёт средств
федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Для того
чтобы переход с действующих мер поддержки на единое пособие прошёл для семей максимально удобно, с учётом
особенностей жизненной ситуации каждой конкретной
семьи, предусмотрен переходный период.
По отдельным выплатам ‒ до достижения
ребенком трёхлетнего возраста. В течение
этого времени семья будет вправе выбирать: получать
действующие сегодня меры поддержки по существующим правилам либо перейти на новое единое пособие.
Оператором выплаты станет объединённый фонд
пенсионного и социального страхования ‒
Социальный фонд России. Мы планируем, что новое единое пособие охватит поддержку семей, воспитывающих более
10 миллионов детей.
Кроме того, будет расширено право на выплаты из материнского капитала. У семей с доходами ниже двух прожиточных минимумов на человека появится
возможность получить дополнительную поддержку
именно на детей до трёх лет вне зависимости от очерёдности
рождения ребёнка.
Сейчас такую поддержку могут получить родители только на второго ребёнка, а мы
планируем, что это будет возможно при наличии
материнского капитала на любого из детей, и размер этой выплаты составит один прожиточный минимум ежемесячно для такой
семьи.
После
внедрения единого пособия, так же как и при введении прошлых детских выплат,
организуем мониторинг предоставления этой
помощи и обратной связи от граждан. Вместе с регионами мы будем оперативно отрабатывать поступающие сообщения от родителей для максимального учёта жизненных ситуаций
семей с детьми.
Спасибо большое,
Владимир Владимирович.
Максим Геннадьевич, с учётом специфики сегодняшнего дня и с учётом Ваших прогнозов развития в сегодняшних условиях
российской экономики как будем решать
вопросы, которые сегодня обсуждаем, и вообще в принципе социальные вопросы?
М. Решетников Решетников Максим ГеннадьевичМинистр экономического развития : Уважаемый
Владимир Владимирович!
Первое, что нужно сказать, что у нас
социальные выплаты, помимо того что поддерживают доходы людей, ещё формируют очень большую часть внутреннего
спроса, поскольку те семьи, которые получают
эти выплаты, как правило, являются потребителями
товаров и услуг, которые производит наша экономика. Здесь прямой экономический
эффект. Поэтому те решения, которые были положены в основу бюджета по Вашему поручению, крайне важны.
О чём идёт речь? Речь идёт о том, что у нас
ожидаемая оценка инфляции на конец года ‒
12,4 процента, то, что в прогнозе
заложено. При этом по текущим цифрам ‒ по недельной инфляции и по инфляции октября, предварительные данные которого сейчас
будут, ‒ скорее всего она даже будет чуть меньше,
то есть точно не выше 12,4. Скорее всего, диапазон будет 12‒12,4.
10 процентов мы уже проиндексировали ‒
соцвыплаты, пенсии и так далее – в этом году,
с 1 июня текущего года.
Но в бюджет
следующего года мы заложили дополнительную индексацию ещё 4,8. Речь идёт о том, что гарантированно в совокупности индексация у нас превысит тот уровень инфляции, который есть. Это что касается социальных
выплат.
Второй момент ‒ это рынок труда. Мы понимаем, что по рынку труда у нас уровень безработицы, который складывается на сегодняшний
момент – 3,9 по этому году, ‒ говорит о том, что
у нас по факту есть на рынке труда дефицит,
и, соответственно, этот дефицит по-хорошему
поддержит заработные платы. Мы в наш прогноз по следующему году действительно
заложили рост реальных заработных плат ‒
2,6 процента. Шесть процентов мы прогнозируем среднегодовую инфляцию по следующему году, а рост заработных плат ‒
8,7 процента. Соответственно, превышение ‒ это реальная инфляция.
Это всё создаёт базу того, что в следующем
году реальные располагаемые душевые доходы
населения у нас прекратят стагнировать, как в этом году. Мы, конечно, в этом году будем определённый минус видеть, потому что
скачок инфляции, а в следующем году, по мере
стабилизации инфляции и роста номинальных доходов, мы понимаем, что они будут в положительной зоне. С учётом этого это
даст дополнительную поддержку экономики и позволит выйти на те темпы, которые мы
заложили в прогноз.
Этот комплекс решений полностью учтён в прогнозе. Мы в этих цифрах уверены. И то, что сейчас, ещё раз подчеркну, складывается,
говорит о том, что показатели могут быть по реальным доходам населения и по зарплатам даже чуть лучше, чем та
оценка, которая сейчас есть.
Антон Германович, естественно, один из ключевых вопросов в этой связи: у нас много
расходов непредвиденного характера с учётом
специфики сегодняшнего дня, тем не менее что касается финансовой обеспеченности
тех задач, которые мы должны решать в социальной сфере?
А. Силуанов Силуанов Антон Германович : Уважаемый
Владимир Владимирович!
Действительно,
все меры, которые касаются поддержки семей с детьми, семейного бюджета, в полном объёме учтены в проекте трёхлетнего финансового плана страны.
Он сейчас находится в Государственной Думе,
принят в первом чтении, и все необходимые ресурсы заложены.
На что хотел обратить внимание? Мы в последние годы в проекте финансового плана
специально выделяем детский бюджет, и этот
бюджет растёт из года в год.
Приведу несколько цифр. Если в 2016 году объём расходов на демографические проблемы, на вопросы социальной
защиты материнства и детства выделялось чуть
больше 650 миллиардов рублей, в 2022 году на эти цели выделялось 1,7 триллиона рублей,
то в следующем году детский бюджет будет составлять
2,7 триллиона рублей. То есть идёт значительный рост расходов на эти цели, в первую очередь за счёт того, что мы вводим это универсальное
пособие или, как оно сейчас называется, пособие в связи с рождением и воспитанием ребёнка. На это пособие
предусмотрены необходимые ресурсы, и этот
объём составляет 1,4 триллиона рублей.
Поэтому для нас особый приоритет ‒ это расходы по поддержке
семей с детьми. Этот приоритет в полном
объёме учтён в трёхлетнем бюджете.
В. Путин: Ещё раз хочу
повторить и спросить: всё, что Вы сказали, означает, что, несмотря на дополнительные расходы по другим направлениям, денежные, финансовые ресурсы для
решения вопросов поддержки семей с детьми и на другие социальные цели полностью
предусмотрены и всё это заложено в бюджет и гарантировано?
А. Силуанов: Именно
так, Владимир Владимирович. Все необходимые
ресурсы для выплат, о которых мы говорим на сегодняшней встрече, в полном объёме предусмотрены в бюджете.
Максим Станиславович, есть что добавить?
М. Орешкин Орешкин Максим Станиславович : Да.
Спасибо большое.
Мне кажется,
на что очень важно обратить внимание, это, конечно же, на создание стимулов для
тех семей, которые в настоящий момент являются получателями таких пособий, выходить шаг за шагом из ситуации
невысокого дохода за счёт повышения
заработной платы.
Мне кажется, те решения, которые сейчас
предлагаются Правительством в части опережающего роста МРОТ, разработки ряда
механизмов поддержки занятости, повышения заработных
плат, очень важны, для того чтобы эту проблему преодолевать, потому что пособие
‒ это, конечно, хорошо, но, когда люди получают
зарплату, это гораздо лучше.
Т. Голикова Голикова Татьяна АлексеевнаЗаместитель Председателя Правительства : Владимир
Владимирович, добрый день! Добрый день,
уважаемые коллеги!
Я коротко хочу продолжить то, что сказал
Антон Германович.
Для нас при формировании проекта
федерального бюджета на трёхлетний период
всегда абсолютным приоритетом является обеспечение всех социальных обязательств, которые установлены нормативными
документами и законами Российской Федерации.
То решение, которое сегодня озвучено, по которому Вы ещё в Послании
2020 года давали поручение – о создании целостной системы, – фактически приводит нас к завершению формирования целостной системы
поддержки семей с детьми до 17 лет.
Сегодня, создавая это пособие, мы практически завершаем работу над этой системой и дальше будем только корректировать
её, если в ходе реализации потребуются
какие-то дополнительные изменения.
Как уже сказал Антон Германович – он упомянул цифру федерального бюджета, а я хочу сказать, что в целом на это
единое пособие с 2023 года будет
тратиться один триллион 691 миллиард рублей, из которых один триллион 430 миллиардов ‒ это федеральный бюджет. То есть уже смело можно сказать, что в прошлое
уйдут пособия, которые ещё остались со старых времён и которые составляли цифру в некоторых регионах
страны 100‒150 рублей. По сути, мы завершаем эту работу и очень надеемся, что она сыграет свою роль в выполнении национальной цели по снижению бедности
в Российской Федерации.
Второе. Я хочу поддержать Максима
Станиславовича. Конечно, для нас ключевым
элементом сейчас является работа с рынком
труда. Мы такую работу ведём с регионами
страны, мы еженедельно проводим рабочую группу и корректируем
свои планы и мероприятия, реагируя, по сути, на те вызовы, которые сегодня стоят перед страной.
Изначально
мы были нацелены на то, чтобы сохранить занятость в связи с недружественными действиями отдельных государств. Сейчас мы работаем,
формируя для каждого предприятия, и это действительно так, которое в этом
нуждается, индивидуальные планы. Мы
подыскиваем – фактически именно в такой
постановке – персонал, этот персонал проходит соответствующую переподготовку как за счёт средств федерального бюджета
и бюджетов субъектов Российской Федерации, так и за счёт средств работодателей.
У нас есть полное понимание на сегодняшний
день с Минпромторгом, какие профессии, для
каких предприятий сегодня нужны, где мы должны этих
специалистов переподготавливать, в каких центрах, в какой срок, как должны работать средние специальные учебные
заведения, высшие учебные заведения.
Что важно? Важно,
что дети сразу готовятся под потребности
конкретного предприятия. И мы из этого исходим, когда на рабочей группе рассматриваем конкретные
предприятия – а мы рассматриваем не только регионы, но и конкретные предприятия с приглашением генеральных
директоров этих предприятий, и они озвучивают свои
потребности, они как раз и говорят о необходимости развития этого проекта ‒
«Профессионалитет», поскольку вкладываемся мы, вкладываются регионы, вкладываются предприятия. Что важно, мы
реагируем на те вызовы, которые сегодня перед нами ставит экономика, и готовим именно по тем профессиям, которые нужны.
Сами предприятия привлекают на практику обучающихся студентов как в средних
специальных учебных заведениях, так и в высших учебных заведениях, и, по сути, они подхватывают их потом для последующей работы и занятости. Важно, что дети уже имеют возможность не только
получать стипендию от своего учебного заведения, но и некоторую зарплату от предприятий, поскольку предприятия заинтересованы их привлечь и сохранить. Такую работу ведём,
настраиваем все меры, для того чтобы активно
реагировать на рынок труда, и обязательно
взаимодействуем с субъектами и предприятиями
‒ той обратной связью, которая сейчас крайне востребована.
Также хочу подчеркнуть, возвращаясь к новому единому пособию, что
всегда новые инструменты вызывают много
вопросов. Мы проводим соответствующую разъяснительную работу. Эту работу ведём вместе с нашими регионами.
Они все уже знают, как организовать это с 1 января, что нам нужно будет сделать, какую
работу провести. По мере получения уже нового пособия будем также эту работу вести, получая обратную
связь от населения через инструменты
социального казначейства.
Спасибо, Владимир Владимирович.
Что хотел бы сказать в завершение?
Во-первых, это новое пособие, о котором только
что было сказано, Татьяна Алексеевна сказала, оно новое для граждан, но не новое для нас. Мы давно уже стремимся к тому, чтобы создать это новое пособие,
создать единую систему. Я не случайно
упомянул Татьяну Алексеевну – она, по сути, была идейным
вдохновителем создания этой единой системы ещё несколько лет назад.
Татьяна Алексеевна, когда мы заговорили о том, что нужно создать единое пособие?
Т. Голикова: Мы заговорили в 2018 году в первый раз.
Сначала мы от полутора лет до трёх шли, а потом уже от трёх до семи и от восьми до семнадцати. Но первое глобальное
решение было принято Вами в начале 2020 года,
когда Вы обратились с Посланием к Федеральному Собранию.
В. Путин: Я хочу это подчеркнуть, это была
достаточно долгая дорога к достижению того результата, к которому мы стремимся
и который должен быть достигнут со следующего года. Мы шли к нему несколько
лет, и, несмотря ни на что, мы эту работу должны завершить и запустить эту
новую систему поддержки семей с детьми. Очень рассчитываем на то, что она будет
эффективной.
Я
хотел бы поблагодарить вас всех за обстоятельные доклады и хочу подчеркнуть:
необходимо постоянно держать на контроле ситуацию с доходами граждан, семей с детьми. Вообще, в целом социальные вопросы – но это всё-таки особый случай,
семьи с детьми требуют особого внимания и поддержки. Принимать здесь нужно
выверенные, адресные и эффективные решения.
Повторю,
это очень чувствительный и крайне важный вопрос – вопрос нашего
демографического развития и, как в своё время говорил Солженицын,
народосбережения, обеспечения социальной справедливости, сокращения бедности и неравенства в нашем обществе.
Эта
работа требует особого внимания и участия со стороны федеральных органов власти
и коллег из регионов Российской Федерации, на местах. И конечно, координации
наших совместных действий – безусловно, без этого эффективной работы не удастся
добиться.
На чём хотел бы заострить внимание, коллеги?
Первое.
Как мы договорились – и сейчас это прозвучало несколько раз, – с 1 января
2023 года будет запущено единое пособие для семей с детьми от рождения до 17 лет. Прошу отладить здесь все организационные вопросы, механизмы
начисления и выплаты пособия. Татьяна Алексеевна только что сказала: когда
запускается новый механизм, конечно же, наверное, могут появляться какие-то шероховатости. Нужно отследить это и сделать так, чтобы всё работало как
положено, внимательно отслеживать, как это решение будет реализовываться на практике.
При
этом обозначу принципиальные требования. Оформление и получение единого пособия
должны быть максимально понятными, простыми, удобными для граждан.
И, во-вторых, конечно, у граждан должна быть полноценная информация, чтобы
люди знали, что и как нужно делать. Конечно, это должно служить реальной
поддержкой для семей.
Второе.
Как сказал во вступительном слове, нужно создать все условия для увеличения
доходов семей с детьми, причём реальных доходов, чтобы семейные бюджеты
становились более устойчивыми.
И в этой связи прошу Правительство представить ряд новых предложений. Что имею в виду? Имею в виду в том числе предложения по ускоренному росту минимального
размера оплаты труда, с тем чтобы он существенно превышал величину прожиточного
минимума – знаю, что в Правительстве это обсуждается, – чтобы этот разрыв
продолжал увеличиваться. Чтобы реальные доходы росли, отрыв шёл в сторону
реальных доходов граждан.
Отдельно
хотел бы остановиться на конкретной жизненной ситуации: когда родители выходят
на работу или их заработок незначительно повышается, то семьи могут потерять
право на выплаты на детей. При этом, даже несмотря на получаемую зарплату,
совокупный доход семьи остаётся невысоким и может даже оказаться ниже, чем тот,
который получают по пособиям.
Необходимо
создать дополнительные возможности и стимулы для родителей выходить на работу,
повышать квалификацию и осваивать новые, хорошо оплачиваемые профессии. Нужно
поддержать тех, кто стремится зарабатывать больше.
Понятно,
о чём я говорю. Я знаю, что вы этим занимаетесь. Существуют разные
подходы к решению этого вопроса: или по налогам корректировки сделать, чтобы
люди меньше платили налоги, если совокупный доход падает, либо частично
выплачивать пособия. Здесь разные подходы возможны, я знаю, что вы этим
занимаетесь, прошу только не затягивать и принять согласованное решение.
Российские
семьи, молодёжь, юноши и девушки, которые только начинают взрослую жизнь,
должны быть уверены, что наши меры поддержки семьи, отцовства, материнства,
детства гарантированы Российским государством на годы вперёд – несмотря ни на что. И мы будем их только наращивать, увеличивать, совершенствовать, несмотря
на все текущие сложности и вызовы. Будем делать это постоянно.
Речь
идёт о будущем России, и мы все с вами это прекрасно понимаем.
Я
хочу вас ещё раз поблагодарить за работу и прошу вас, несмотря ни на что, не снижать внимания к этим вопросам, безусловно, фундаментального характера.
Спасибо
большое. Всего хорошего!
Федеральный закон принят Государственной Думой 15 ноября 2022 года и одобрен Советом Федерации 16 ноября 2022 года.
Справка Государственно-правового управления
В единую систему государственных пособий семьям с детьми, установленных
Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим
детей», вводится новое пособие – ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребёнка.
Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребёнка будет
назначаться и выплачиваться в соответствии с нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации, г. Байконура, федеральной территории
«Сириус».
Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребёнка
приобретут беременные женщины, лица, имеющие детей в возрасте до 17 лет, в случае если эти граждане и их дети являются гражданами Российской Федерации,
постоянно проживают на территории Российской Федерации и размер среднедушевого
дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения,
установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания)
или фактического проживания заявителя.
При определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребёнка учитываются наличие у заявителя и членов семьи движимого и недвижимого имущества, доходов в виде процентов, полученных по вкладам
(остаткам на счетах) в банках и иных кредитных организациях, причины отсутствия
доходов у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением
несовершеннолетних детей). Порядок и условия назначения и выплаты указанного
пособия устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом устанавливаются:
– порядок исчисления среднедушевого дохода семьи, а также определения
состава семьи, учитываемых при назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка;
– размер и продолжительность выплаты указанного пособия.
Выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка
будет осуществляться территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в случае если
субъектами Российской Федерации софинансируется выплата указанного пособия.
В случае если полномочия субъекта Российской Федерации по назначению и выплате ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка
осуществляются субъектом Российской Федерации самостоятельно, финансовое
обеспечение расходов на выплату указанного пособия производится исключительно
за счёт их собственных средств. При этом нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные и (или)
дополнительные условия назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка, а также особенности его назначения и выплаты.
Согласно Федеральному закону средства на осуществление выплаты
ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка передаются
органам государственной власти субъектов Российской Федерации в виде субвенций
из федерального бюджета на основании соглашений, заключаемых между высшим
исполнительным органом субъекта Российской Федерации, администрацией г.
Байконура, администрацией федеральной территории «Сириус» и Фондом
пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Федеральным законом также изменяются порядок и условия установления
неработающим гражданам ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до достижения
им возраста полутора лет.
Лица, осуществляющие уход за ребёнком до достижения им возраста
полутора лет, будут получать пособие по уходу за ребёнком только при условии,
что размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного
минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской
Федерации». Прежние условия для назначения этого пособия (то есть без
учёта нуждаемости) сохранятся только для граждан, обучающихся по очной форме
обучения.
Кроме того, Федеральным законом уточняются положения
Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим
детей», касающиеся процедуры назначения и выплаты предусмотренных этим
Федеральным законом пособий (порядок запроса необходимых сведений, проверки их
достоверности).
ПМЭФ-2023
17 авг, 17:04
Путин поручил платить детские пособия независимо от роста доходов
Путин поручил платить пособия на рождение и воспитание детей независимо от роста доходов
Пособия за рождение и воспитание ребенка будут выплачиваться даже при росте доходов, такое поручение дал Путин. Он обосновал это решение фразой «работать должно быть выгодно». По данным Росстата, треть россиян зависят от соцвыплат
Ежемесячное пособие на детей должно выплачиваться даже при условии улучшения материального состояния семьи, такое поручение дал президент Владимир Путин по итогам Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Распоряжение опубликовано на сайте Кремля.
«Обеспечить своевременную выплату ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, в том числе в случае увеличения доходов трудоспособных членов семьи (включая доходы от трудовой деятельности) в течение срока, на который назначено указанное пособие», — поручил президент.
Путин также распорядился внести изменения в правовые акты, согласно которым будет сохранено право на ежемесячное пособие родителей, попечителей, усыновителей и опекунов, ухаживающих за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства первой группы, если такие получатели имеют частичную занятость.
Эти указания поручено выполнять до 1 октября.
В России действуют такие меры поддержки семей с детьми как:
С предложением не прекращать выплаты после роста дохода семьи Путин выступил в июне. Он пояснил, что господдержка должна служить «подспорьем, дополнительным доходом к зарплате, а не ее заменой». Если социальные выплаты прекращаются при увеличении дохода, значит у человека не будет стимулов искать новую, более высокооплачиваемую работу, продолжил Путин и подчеркнул: «Работать должно быть выгодно».
Треть россиян (42,7 млн) зависимы от государственных выплат, для них пособия от государства являются источником доходов, следовало из статистики Росстата на начало года. Кроме того, значительная часть россиян являются иждивенцами, выяснила статслужба. На обеспечении у других лиц, по подсчетам ведомства, находится каждый четвертый россиянин (25%, или 32,5 млн человек). Основную часть из них насчитывают граждане в возрасте до 19 лет (около 78% численности). О том, что получают зарплату, в ходе переписи сообщили 58,4 млн человек (39,6% от всего населения).
В 2023 году вся система господдержки семей с детьми сильно изменилась. Некоторые выплаты стали недоступны, а из родителей получит больше. Все пособия теперь назначает Социальный фонд — он появился в результате объединения ПФР и ФСС.
Вот какие выплаты стали больше и сколько можно получить, если у вас есть дети.
🤰 Ежемесячное единое пособие при беременности и низком доходе
Кому. Женщинам с шестой недели беременности до родов, если среднедушевой доход семьи не больше прожиточного минимума на душу населения в регионе, имущество в пределах лимита и есть трудовые доходы
Сколько. До 2023 года — прожиточного минимума для трудоспособного населения, с 2023 года можно получать 50, или 100%. Кроме того, прожиточный минимум индексировался с 1 января. В среднем по России максимальное пособие теперь составит 14 800
🤱 Пособие по беременности и родам
Кому. Беременным женщинам с трудовым договором
Сколько. За каждый день — 100% среднего заработка за два предыдущих года. Минимум зависит от МРОТ, максимум — от предельной базы для взносов. При начале декрета в 2023 году пособие за 140 дней составит от 74 747,2 до 383 178,6
🪖 Единовременное пособие беременной жене призывника
Кому. Супруге военнослужащего по призыву на сроке беременности от 180 дней
Сколько. С 1 февраля 2023 года индексация на 11,9% — 36 278,84
🐣 Единовременное пособие при рождении ребенка
Кому. Одному из родителей независимо от дохода и трудоустройства
Сколько. С 1 февраля 2023 года — 22 909,03 , то есть на 2436,26 больше
🍼 Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет
Кому. Родителю или родственнику, который сидит с ребенком, в том числе неработающему
Сколько. Безработные при рождении ребенка до 2023 года могут выбирать: минимальную сумму без учета нуждаемости — 8591 с 1 февраля 2023 — или единое пособие в размере 50, или 100% детского прожиточного минимума.
Работающие получают 40% среднего заработка за два года: минимум с 1 февраля — 8591 , максимум с 1 января — 33 282 Дополнительно можно получать единое пособие с учетом нуждаемости
🧸 Ежемесячное пособие на ребенка призывника до 3 лет
Кому. Матери или опекуну ребенка военнослужащего по призыву
Сколько. С 1 февраля — 15 548,09
👶 Ежемесячная выплата из маткапитала до 3 лет
Кому. Матери, а при ее отсутствии — отцу, на любого по cчету ребенка. Если среднедушевой доход семьи не более двух прожиточных минимумов в регионе. Без учета имущества и нулевого дохода
Сколько. 100% регионального прожиточного минимума для детей. Раньше выплата назначалась только на второго ребенка. С 1 января автоматически повышена с учетом индексации прожиточных минимумов: в среднем по России 14 800
💸 Ежемесячное единое пособие на детей до 17 лет
Кому. Одному из родителей с учетом комплексной оценки нуждаемости: доход не более прожиточного минимума на душу населения на члена семьи, имущества не больше установленного перечня, есть доход или уважительная причина его отсутствия
Сколько. 50, 75 или 100% детского прожиточного минимума в регионе. Назначается с 2023 года и может заменить старые выплаты и до 17 лет, причем в большем размере. Даже при назначении в доле прожиточного минимума сумма выросла с 1 января с учетом индексации
🗓️ Больничные при уходе за ребенком
Кому. Застрахованным — при наличии трудового договора или при добровольной уплате взносов за предыдущий год
Сколько. Назначается в процентах от среднего заработка: 50, 60, или в зависимости от длительности болезни, возраста ребенка и вида лечения. Минимум за полный месяц — МРОТ, с 2023 года это 16 242 . Максимум за день болезни — 2736,99 , это на 302,74 больше прошлогоднего лимита
💰 Материнский капитал
Кому. На первого ребенка — если он родился с 2020 года. Или на второго и последующего при рождении с 2007 года. Назначается матери, если ее нет — отцу. Можно использовать на установленные законом цели: например, жилье, образование, ежемесячные выплаты
Сколько. Индексация с 1 февраля 2023 года на 11,9%. На первого ребенка с 2020 года или второго при рождении до 2020 года маткапитал составит 586 946,72 . На второго при рождении с 2020 года — 775 628,25 или доплата 188 681,53
🤑 Как получить от государства максимум
Рассказываем в нашей рассылке. Каждый месяц пишем о законах, пенсиях, выплатах, льготах и налогах, чтобы вы могли взаимодействовать с государством без проблем
Что еще стоит знать родителям:
1. Декретные и больничные в 2023 году.
2. Условия выплаты единого пособия с 2023 года.
3. Как потратить маткапитал на строительство дома.