- Основные задачи проекта «Цифровая образовательная среда»
- Как iSpring помогает выполнить программу цифровой образовательной среды?
- Что входит в проект «Цифровая образовательная среда»
- Эксперимент по внедрению в России «Цифровой образовательной среды»
- Как будет работать проект ЦОС в школах?
- Возможные проблемы ЦОС
- В чём польза проекта
Основные задачи проекта «Цифровая образовательная среда»
Благодаря проекту, к концу 2024 года в 30 000 школах и вузах России появятся современные компьютеры, мультимедийное и презентационное оборудование, а также ПО для обучения.
Анна Шильникова, руководитель партнёрского направления России и СНГ
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» — это программа, которая облегчит процесс обучения как для учеников, так и для учителей. В школах и вузах появятся платформы для онлайн-обучения, порталы для общения и обмена опытом, а также базы знаний и электронные учебники.
Такая цифровизация образования позволит снизить нагрузку на учеников и учителей, а также сделать учёбу интереснее и удобнее.
Сам процесс цифровизации образования в России начался ещё в девяностых, когда в школах стали появляться компьютеры, а бумажные учебники стали заменять электронными. Затем в нулевых появились прототипы первых образовательных платформ, тестирование на компьютерах, а также электронные дневники.
Сейчас, чтобы ускорить цифровизацию по всей стране, запустили программу цифровой образовательной среды.
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда»
Цифровая образовательная среда в школе — что это такое?
Под «Цифровой образовательной средой» понимается единая информационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию школы. Система включает в себя:
1. Информационные образовательные ресурсы.
2. Технологические средства: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование.
3. Систему педагогических технологий.
«Цифровая образовательная среда» появилась в России в рамках национального проекта «Образование». Целевая модель ЦОС утверждена Приказом Минпросвещения РФ № 649 от 2 декабря 2019 года. На создание системы из федерального бюджета выделят 79,8 млрд рублей.
Изображение с сайта Министерства просвещения РФ
Основная задача ЦОС — создать современную и безопасную электронную образовательную среду, которая обеспечит доступность и высокое качество обучения всех видов и уровней. Планируется, что к 2024 годусовременные цифровые технологии будут внедрены в 75 субъектах РФ для как минимум 500 тысяч детей.
В рамках ЦОС также будут функционировать центры цифрового образования детей «IT-Куб» (см. Распоряжение Минпросвещения РФ № Р-138 от 17.12.2019). Организации будут обучать учеников по дополнительным общеразвивающим программам в сфере информационных технологий.
Предполагается, что проект послужит стимулом для обновления содержательной базы образования, а также даст школьникам и учителям возможность ориентироваться в цифровом пространстве. При помощи ЦОС улучшится качество образования, так как педагоги смогут эффективнее повышать квалификацию, а в школах появится необходимая инфраструктура для совершенствования учебного процесса.
Переход на страницу «Сведения об образовательной организации»
Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
Сроки реализации: 01.01.2019 — 31.12.2024
создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Главные цифры проекта (к 2024 году):
До 2024 года 100% образовательных организаций в Новгородской области будут обеспечены Интернет-соединением со скоростью не менее 100 Мб/с в городах, и со скоростью не менее 50 Мб/с в сельской местности. Таким образом, в общеобразовательных организациях региона будет обеспечена возможность цифрового и дистанционного обучения.
На внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в МАОУ «Средняя школа № 1 им. Н.И. Кузнецова» г.Пестово в 2020 году объем средств составил 2 281 993,53 руб. (федеральный бюджет — 2191398,0 руб., областной — 67 775,53 руб., местный
Результатами федерального проекта должны стать:
Обеспечение 100 % образовательных организаций стабильным и быстрым Интернет-соединением.
Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды, которая позволит создать профили «цифровых компетенций» для обучающихся, педагогов и административно-управленческого персонала.
Обеспечение оптимизации деятельности образовательных организаций, перевод отчетности образовательных организаций в электронный вид и ее автоматическое формирование.
Создание сети из 340 центров цифрового образования для детей «IT-куб» с годовым охватом не менее 136 тыс. детей.
Создание интеграционная платформы непрерывного образования и набора сервисов, обеспечивающих навигацию и поддержку граждан при выборе образовательных программ и организаций.
Разработка и реализация во всех субъектах Российской Федерации программы профессиональной переподготовки руководителей образовательных организаций
Внедрение во всех образовательных организациях механизмов обеспечения оценки качества результатов промежуточной и итоговой аттестации обучающихся на онлайн-курсах независимо от места их нахождения, в том числе на основе применения биометрических данных.
В МАОУ «СШ № 1 имени Н.И.Кузнецова» г. Пестово в рамках реализации федерального проекта «ЦОС» национального проекта «Образование» был произведен ремонт кабинетов № 14, № 21 и № 25, приобретена мебель, комплекты специализированного оборудования для оснащения вышеуказанных кабинетов: 48 ноутбуков для организации образовательного процесса, 9 ноутбуков для организации управленческой деятельности, 3 МФУ, 3 интерактивные панели. Операционная система Windows активирована на всех ПК.
Паспорт национального проекта «Образование»
Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
Приказ Минпросвещения России от 2 декабря 2019 г. № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»
Методические рекомендации об организации повышения квалификации педагогических работников, привлекаемых к осуществлению образовательной деятельности в области современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий
Методические рекомендации по обновлению информационного наполнения и функциональных возможностей открытых и общедоступных информационных ресурсов образовательных организаций, в том числе официальных сайтов в информационной коммуникационной сети «Интернет»
Письмо Минпросвещения России от 19 марта 2019 г. № МР-315/02 «О перечне оборудования»
Приказ Министерства образования Новгородской области от 30 сентября 2019 г. № 1072 «Об утверждении перечня общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования Новгородской области, для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в 2020-2022 г.г.»
Паспорт регионального проекта «Цифровая образовательная среда (Новгородская область)», срок начала и окончания проект 01.11.2018-30.12.2024 г.г.
В соответствии с распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 14 января 2021 года № Р-16 «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда», национального проекта «Образование», распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 января 2021 года № 14-р «О комплексе мер по внедрению цифровой образовательной среды в образовательных организациях в рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда», приказами министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 3 марта 2021 года № 532 «О реализации мероприятий по внедрению цифровой образовательной среды в образовательных организациях в 2021 году», с 01.09.2021г . в нашей школе запущен федеральный проект ЦОС.
ЧТО ТАКОЕ ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
ЦОС — это далеко не простой переход от традиционного очного обучения к дистанционному. Создание цифровой образовательной среды подразумевает одновременное использование единой электронной системы и традиционного подхода к обучению.Такой шаг должен сделать образование более доступным, качественным, а сам процесс его получения — более увлекательным. Последнего показателя планируется достичь за счет внедрения современных технологий. К ним относится: высокоскоростной интернет, сервисы мгновенного обмена сообщениями и анализа массивов больших данных, а также технологий VR.
создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней
внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране, внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы 25% общеобразовательных организаций 75 субъектов Российской Федерации для как минимум 500 тысяч детей, обеспечение 100% образовательных организаций в городах Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности – 50 Мб/с, создание сети центров цифрового образования, охватывающей в год не менее 136 тысяч детей.
МБОУ СОШ № 37 ст.Алексеевской вошла в список школ Краснодарского края, принимающих участие в реализации проекта Цифровая образовательная среда. В 2021 году все педагоги школы пройдут курсы повышения квалификации по данному направлению.
Реализация данного проекта в школе предусматривает ряд ключевых направлений, разработка которых идет параллельно:
В МБОУ СОШ №37 станицы Алексеевской создано единое информационное пространство. В школе имеется следующая информационная база:
Федеральные документы
Приказ МОНиМП Кк № 1338 от 26.04.2021г. «Об утверждении перечня образовательных организаций, в которых будет внедрена цифровая образовательная среда в 2021 году»
Распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Краснодарского края №14-р от 21.01.2021г. «О комплексе мер по вднедрению цифровой образовательной среды в образовательных организациях в рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда»
Отчет о ходе реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда» за 2020 год
Приказ ГБОУ ИРО Краснодарского края № 155 от 20.05.2020г. «Об организации проведения курсовых мероприятий по теме «Внедрение цифровой образовательной среды современной школы в рамках реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда»»
Протокол министерства просвещения в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
О проведении курсов в области современных цифровых технологий
Выписка из протоколаочередного заседания Ученного Совета №4
Приказ об утверждении методик расчета целевых показателей федеральных проектов национального проекта «Образование»
Паспорт регионального проекта Цифровая образовательная среда
Разъяснения о реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
Приказ об утверждении архитектуры, функциональных и технологических требований к созданию федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды и набору типовых информационных решений
Методические рекомендации по обновлению информационного наполнения и функциональных возможностей открытых и общедоступных информационных ресурсов образовательных организаций, в том числе официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Как iSpring помогает выполнить программу цифровой образовательной среды?
iSpring — это российская компания — разработчик ПО для дистанционного обучения. Более 20 лет мы помогаем вузам, школам и бизнесу оптимизировать обучение, переводить его в дистанционный формат и снижать стресс у учащихся.
За эти годы мы помогли запустить дистанционное обучение более чем в 150 образовательных учреждениях. Среди них есть РУДН, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», СПбУТУиЭ, ВАВТ Минэкономразвития России и Первый Медицинский государственный университет имени И. М. Сеченова Минздрава России.
Мы хотим помочь вузам и школам выполнить программу цифровой образовательной среды в России: уменьшить нагрузку на преподавателей, увеличить вовлечённость учащихся и проанализировать успешность обучения. Для этого мы создали:
На платформе iSpring Learn можно организовать обучение для всех учеников школы. Достаточно отправить ученикам ссылки для саморегистрации и проверить корректность заполненных данных.
Инструменты iSpring позволяют выстроить процесс обучения даже неопытным пользователям буквально за несколько часов. Преподаватели, методисты и специалисты по обучению смогут самостоятельно настроить LMS, создать онлайн-курс и перевести учебники в электронный формат.
Открытая оргструктура позволит ученикам познакомиться с ребятами из параллели и их классным руководством
Всё это поможет снизить нагрузку на преподавателей и получать готовые отчёты в несколько кликов. Учителям не придётся часами проверять стопки тетрадей, если ученики будут выполнять задания в телефоне, ведь система онлайн-обучения автоматически сформирует подробный отчёт по пройденным темам и направит их учителю.
Платформа iSpring Learn позволяет отслеживать обученность команды: сколько учеников уже прошли назначенные курсы, а сколько даже не открывали платформу.
Для вузов и школ действует специальная цена. Если вам нужно выполнить программу по созданию цифровой образовательной среды в вашем учреждении, пишите нам. Мы расскажем подробнее, как реализовать проект в вашей организации.
Что входит в проект «Цифровая образовательная среда»
Школы и вузы должны обзавестись многим: сайтом, электронными журналами, системой электронного документооборота и так далее.
Один из обязательных пунктов — появление системы онлайн-обучения. С её помощью школьники и студенты смогут учиться дистанционно, а учителя станут тратить меньше времени на рутину. Платформа будут автоматически назначать курсы ученикам и отслеживать, сколько времени они потратили на прохождение, а затем формировать отчёт о выполненных заданиях и направлять их преподавателю.
Эти компоненты помогут разгрузить преподавателей, а также увеличить вовлечённость в обучение, дополнив задания доступными и интересными курсами.
Эксперимент по внедрению в России «Цифровой образовательной среды»
Министерство просвещения начало внедрение «Цифровой образовательной среды» в 14 регионах России уже с 1 сентября 2020 года. В эксперименте, рассчитанном на 2020–2022 годы, участвуют:
· края: Алтайский и Пермский;
· области: Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Сахалинская, Тюменская и Челябинская;
· Ямало-Ненецкий автономный округ.
Основными целями эксперимента являются:
1. Создание и запуск платформы ЦОС и тестирование ее функционала. Для достижения этой цели во время экспериментального периода будет необходимо:
o автоматизировать образовательный процесс и сделать его более унифицированным;
o усовершенствовать независимую диагностику качества образования;
o организовать процесс обучения с использованием дистанционных технологий и электронного обучения;
o отработать технологию обработки большого количества информации.
2. Оснащение образовательных учреждений необходимыми техническими средствами: быстрым интернетом, компьютерами, программным обеспечением, системами контроля, камерами видеонаблюдения и так далее.
3. Интеграция ЦОС и портала «Госуслуг». Планируется, что в течение года после начала эксперимента на «Госуслугах» появится вкладка «Мое образование». Через этот сервис родители и ученики в режиме одного окна смогут пользоваться образовательными ресурсами.
4. Создание и запуск региональных информационных ресурсов, с помощью которых можно будет обеспечить электронный документооборот, учет достижений учеников, планирование финансово-хозяйственной деятельности школы и многое другое.
Эксперимент в 14 регионах страны поможет определить пошаговый алгоритм внедрения во всех школах России «Цифровой образовательной среды». Возможно, к концу 2020 года количество регионов, участвующих в ЦОС, увеличится.
В декабре 2020 года наше образовательное учреждение тоже вступило в эксперимент в числе 6 ОУ Сафоновского района Смоленской области. Нам поставили 2 интерактивных комплекса и МФУ.
Как будет работать проект ЦОС в школах?
Вопреки распространенному среди родителей мнению, введение ЦОС в российских школах — это не переход на дистанционное обучение и не отказ от личного посещения детьми школ. Цифровая образовательная среда направлена в первую очередь на то, чтобы расширить интерактивность процесса обучения, а не подменить собой живое общение с педагогом.
ЦОС создаст условия для применения в традиционной классно-урочной системе возможностей электронного образования, дистанционных обучающих технологий и ресурсов. Также будет разработан единый для всей страны перечень материальных и технических условий, которым должна соответствовать современная школа.
Внедрение в российских школах ЦОС даст учащимся и педагогам следующие преимущества:
· доступ к высокоскоростному интернету в школе (100 Мб/с для городских и 50 Мб/с для сельских);
· доступ к различным образовательным сайтам и порталам, при помощи которых можно будет улучшить знания по предметам;
· возможность дистанционного освоения учебного материала детьми, которые по тем или иным причинами, например, из-за болезни, не могут ходить в школу;
· возможность ведения электронного обмена документацией: дневники, классные журналы, расписание и так далее будут заполняться онлайн;
· возможность получать информацию о процессе обучения на различных государственных платформах, например, на портале «Госуслуг»;
· получение доступа к видеотрансляциям лучших уроков;
· автоматизация процессов, которая избавит педагогов от лишней бумажной работы с отчетами — предполагается, что специальные программы будут самостоятельно анализировать данные обо всех учениках, что существенно облегчит работу по сбору информации об успешности образовательного процесса.
Такие изменения наиболее актуальны для отдаленных российских регионов — при помощи ЦОС они получат доступ к передовым образовательным стандартам и технологиям, что существенно повысит качество обучения.
Возможные проблемы ЦОС
Цифровые технологии внедряются практически во все сферы жизни современных людей и влияют не только на развитие отдельной страны, но и всего мира. Чтобы быть конкурентоспособным на глобальном уровне, государству необходимы специалисты, умеющие работать с современными информационными технологиями. Именно поэтому начинать цифровое обучение целесообразно уже со школы.
Однако при цифровизации образования общество может столкнуться с разными рисками, предотвратить которые нужно еще на этапе внедрения ЦОС в российских школах. В таблице ниже рассмотрены возможные проблемы и предполагаемые пути их решения.
Увеличение финансовой нагрузки школПроведение интернета, обеспечение повышения квалификации учителей, закупка оборудования будут происходить за счет федерального и регионального бюджетов, следовательно, школе не придется тратить деньги на эти цели. Также следует учитывать, что появление электронных библиотек позволит снизить затраты на закупку учебно-методической литературы.
Не хватит специалистов на начальном этапе запуска ЦОСНеобходимо своевременно производить повышение квалификации учителей. Возможно, будет необходимо ввести в школе новую должность (например, «Заместитель директора по информационным технологиям») или же организовать наставничество по вопросам цифровизации.
Нет цифровых методов обученияЭтот риск связан с тем, что цифровые технологии зачастую развиваются быстрее, чем методические. Важно ускорить процесс разработки необходимой дидактической базы.
Неизвестно влияние информационных технологий на здоровье детей — за последние 30 лет практически не проводились масштабные исследования в области детской психологии и нейрофизиологииНеобходимо проводить исследования, которые помогут выявить сильные и слабые стороны цифровой среды в процессе обучения, а также минимизировать риски, связанные с использованием в образовательном процессе информационных технологий.
Риск технических неполадок и сбоевНаличие достаточного количества специалистов, способных в кратчайшие сроки устранить неполадки.
Подмена истинной цифровизации «оцифровкой»Настоящая цифровизация направлена на существенное изменение образовательного процесса. Под «оцифровкой» же понимается перенос традиционных методов обучения в оцифрованный вид (например, когда обычный учебник используется в электронном виде).Чтобы избежать этой проблемы, необходимо составить сильную дидактическую и методическую базу перехода к цифровому обучению.
Зачастую в обществе высказываются опасения, что с введением «Цифровой образовательной среды» живое общение учителей и учеников заменят онлайн-уроками. Однако на самом деле речь идет не об отказе от традиционных школьных занятий, а о расширении возможностей обучения.
В чём польза проекта
Успехи ребёнка в электронном дневнике. Теперь отговорка «Я потерял дневник» перестанет работать, ведь все успехи и неудачи ученика, домашние задания и расписание занятий будут фиксироваться в онлайн-формате.
Дистанционные занятия. LMS позволяет проводить занятия как для учеников в кабинете, так и для тех, кто по какой-то причине занимается из дома.
Индивидуальный подход к каждому ученику. Преуспевающим ученикам можно назначать более сложные курсы для освоения, а отстающим давать темы, с которыми у них возникают сложности.
Анализ образовательного процесса. LMS помогает отслеживать, насколько хорошо дети усваивают учебную программу, какие темы им были особенно интересны, а какие — нет. Онлайн-тестирование также помогает выявить скрытые таланты в классе.
Например, на платформе iSpring Learn можно отследить, какие материалы ученики уже усвоили, а какие ещё даже не смотрели
Создание собственных электронных учебных материалов. Цифровые технологии позволяют создавать школам собственные электронные учебники, собирая их из нескольких источников. Эта возможность будет особенно актуальна из-за изменений в образовательных программах.