под редакцией Е.Е.
Юровской и И.М. Кривогуза
Печатается
по изданию: Новая история
стран Европы и Америки.
Первый период: Учеб. по спец.
«История»/ В.Н. Виноградов,
Н.М. Гусева, А.М. Зверев и др.; Под
ред. Е.Е. Юровской и И.М. Кривогуза.
— М.: Высш. шк., 1998.- 415 с
Оглавление
Новой
историей в российской
исторической литературе
традиционно называют
развитие европейских и
американских стран с
середины XVI в. до начала
XX столетия. Конечно, такое
название условно. Но эта
эпоха отличается от
предшествовавшей большей
плотностью событий,
масштабом и интенсивностью
общественных процессов,
глубиной перемен, которые
происходили в жизни
народов,- в сущности,
возникновением новой
цивилизации. Действительно,
это было иное, новое время.
Но
далеко не все народы вступили
в него одновременно, а
некоторые еще долго
оставались на обочине,
представляя собою скорее
объект мирового развития.
Начало новой цивилизации
положили страны, расположенные
в Европе и Америке по берегам
Атлантического океана.
Тем, чем было Средиземное
море для древней евроазиатской
цивилизации, для новой,
евроамериканской стал
Атлантический океан. Эту
цивилизацию можно было
бы назвать атлантической,
если бы уже в XIX в. она не
распространилась по
всему свету и не укоренилась
на обоих берегах Тихого
океана.
Если
смотреть на первые очаги новой
цивилизации с огромных
евроазиатских пространств,
на которых проживает
большая часть человечества,
то будет понятно, почему
ее нередко называют
западной. Но по мере ее
глобального распространения
такая привязка к западу
все более теряла смысл и
поддерживалась только
благодаря попытке
коммунистов создать на
востоке, прежде всего в СССР,
альтернативную цивилизацию.
Предлагаемый
учебник освещает первый
период нового времени
— в основном с XVII в. до всемирной
гегемонии и начала кризиса
атлантической цивилизации.
Этот период, как и новая история
в целом, интересен и близок
нам прежде всего тем, что именно
тогда были заложены
основы большинства
современных проблем
человечества. Но важнейшим
условием достижений
нового времени было то,
что люди, общество под
лозунгом покорения
природы овладели ее
огромными ресурсами,
тогда как нынешнее общество
вступило с природой в
конфликт, грозящий
экологическим катаклизмом.
Возникновение и развитие
новой цивилизации было
связано с разрушением
доиндустриального
и формированием
индустриального типа
производства, а мы
оказались современниками
глобальной индустриализации
и начала перехода к
постиндустриальному
производству.
Крупнейшим
достижением нового
времени стало разрушение
феодально-патриархальных
пут и провозглашение прав
и свобод человека и
гражданина. Это развязало
огромные созидательные
силы, изменившие облик
мира, но не смогло помешать
концентрации собственности
и власти в руках немногих,
эксплуатации и подавлению
ими большинства индивидуумов
и народов. Как никогда прежде
обнажились коллизии
свободы и равенства,
интересов индивидуума
и общества, эффективности
производства и социальной
справедливости. Следствием
фетишизации капитала
стало крайнее обострение
классовых, межэтнических
и других общественных
противоречий. Они
способствовали взлету
националистических и
социалистических утопий,
еще более ожесточивших
антагонизмы. Найти пути
смягчения этих противоречий
стало условием избавления
человечества от
самоистребления и
ядерной катастрофы.
Познание
новой истории особенно
актуально в связи с начавшимся
после крушения «реального
социализма» возвращением
России к созданным в новое
время основам глобальной
цивилизации. Изучение
ее способствует постижению
важнейших ценностей:
всего объема прав и свобод
человека и гражданина,
необходимых для их реализации
демократии и рыночного
хозяйства, без которых не
может быть ни эффективности
производства, ни
благосостояния и свободного
развития личности.
Но
для постижения таких
ценностей требуется
объективный взгляд на новое
время, свободный от различных
идеологических предубеждений,
у нас, в России,- прежде всего
от марксистско-ленинских.
Маркс и некоторые его
последователи немало
сделали для выяснения
диалектики общественного
развития, особенно роли
капитала, производства,
классов, революций. Но, как
свидетельствует
исторический опыт,
продолжением достоинств
их учения стали преувеличение
значения этих элементов
общественного процесса
и ошибка в главном — в возможности
достичь под руководством
рабочего класса свободного
развития каждого и всех на
основе господства
общественных интересов,
обеспеченных общественной
собственностью, над
индивидуальными. Тем
важнее преодолеть связанные
с этими заблуждениями еще
достаточно широко
распространенные
предубеждения, прежде
всего — самонадеянную
уверенность в знании путей
и смысла развития человечества.
Крушение «строительства
социализма» предостерегает
от фетишизации общественных
интересов и схем
социально-экономических
формаций, а также от
абсолютизации революций
как главной формы общественного
прогресса. Да и сами критерии
прогресса вряд ли возможно
связывать с оказавшимися
по меньшей мере сомнительными
представлениями о
социализме — коммунизме.
Видимо, следует ограничиться
признанием того, что наиболее
убедительным критерием
прогресса является лишь
расширение возможности
свободного развития
личности.
К
предубеждениям относятся
стремление сводить почти
любые общественные
явления и процессы к классовой
борьбе, игнорирование
преобладания сотрудничества
классов, а также недооценка
межэтнических,
межконфессиальных и иных
сложных отношений в каждом
обществе. Теперь, когда
индустриальное
производство вытесняется
постиндустриальным,
стало ясно, что рабочий класс
так и не сумел выполнить
освободительную миссию,
выяснение которой
считалось главным достижением
К. Маркса. А пути развития
капиталистического
общества XIX в., противоречия
которого глубже других
раскрыл Маркс, оказались
совсем иными, чем он предсказывал.
Современное общество
в наиболее развитых странах
при рыночном хозяйстве
уже мало похоже на капитализм
прошлого столетия. Из этого
следует, что марксистско-ленинские
представления о классах
и капитализме нового
времени тоже нуждаются
в коррективах.
Многие
десятилетия изучение
и освещение новой истории
в СССР велось с обязательной
ориентацией на
марксистско-ленинские
суждения о капиталистической
формации, ее классах и их
неизбежном будущем.
Преодоление этих и подобных
предубеждений в России в
изучении новой истории
едва началось. Авторы
предлагаемого учебника
в этом, к сожалению, имели
мало предшественников
в своем отечестве. В то же
время разнообразие
зарубежной историографии
нового времени исключает
возможность простого
заимствования ее
результатов. Оставалось
попытаться освоить
гуманистический подход
к тому, что достоверно. Это
нелегко и, наверное, не все
удалось.
В
центре внимания авторов
— формирование новой
цивилизации, преходящие
капиталистические
пороки которой не могут
заслонить главного —
громадного расширения
материальной базы и
социально-политических
условий развития личности.
Авторы стремились также
раскрыть диалектику
эволюции, остававшейся
самой распространенной
и плодотворной формой
прогресса, и оказавшихся
необходимыми революций.
Предпринята
попытка показать
действительное соотношение
интересов и роли различных
народностей и наций,
разнообразных общин и
социальных слоев,
оригинальность которых
невозможно сводить к простой
схеме и классовым ярлыкам.
Это позволяет видеть, что
нации, конфессиональные
общины и классы нигде не
выступали как целое и не
были непосредственными
действующими лицами
политики, в которой от их
имени далеко не всегда
оправданно выступали
всевозможные политические
организации и лидеры.
Без прежней мессианской
ориентации рассматриваются
рабочее движение и роль
социалистических идей.
Им отведено то место, которое
соответствует их
реальному значению.
Авторы
стремились больше внимания
уделить духовному развитию
общества — как роли
политических идей, так и
науке и искусству. В связи с
этим расширены материалы
о многих видных деятелях,
внесших значительный вклад
в становление новой
цивилизации. Наконец,
развитие народов в XVII — первой
половине XIX в. представляется
настолько неравномерным,
что разделению его на одинаковые
для всех стран периоды авторы
предпочли последовательное
освещение истории каждой
страны.
Вероятно,
не все замыслы удалось
реализовать, но о результатах
наших усилий судить читателям.
История
МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОТНОШЕНИЙ В НОВОЕ ВРЕМЯ
ББК 63.3(0)5-6 Р 32
Рекомендовано Учебно-методическим
объединением вузов
Российской Федерации по образованию
в области международных
отношений в качестве учебного пособия
для студентов вузов,
обучающихся по направлениям подготовки
и специальностям
«Международные отношения» и
«Регионоведение»
Издание осуществлено
при поддержке Национального фонда
подготовки кадров
Редакционный совет
А.В.Торкунов
(председатель), М.В.Ильин, Ю.М.Колосов,
Н.Н.Ливенцев,
А.Ю.Мельвиль, А.К.Сорокин, И.Г.Тюлин,
Рецензенты
доктор
исторических наук, профессор В.В.Дегоев’,
доктор
исторических наук В.В.Рогинский
Р 32
История международных отношений в Новое
время: Учебное
пособие. — М.: «Российская политическая
энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 264 с.
Учебное пособие
охватывает основные события и проблемы
истории международных отношений от
становления Вестфальской системы
до Первой мировой войны. В книге
характеризуются главные тенденции,
принципы и обычаи международных отношений
в это время, роль и значение международных
конгрессов, конференций и договоров.
Книга принадлежит
к серии учебников нового поколения по
истории и современным международным
отношениям, подготовленной Московским
государственным институтом международных
отношений (Университетом) МИД России.
Учебное пособие
рассчитано на студентов высших учебных
заведений.
Предисловие
В настоящем учебном
пособии мы не ставили задачи полностью
охватить события и проблемы истории
международных отношений Нового времени,
тем более систематически осветить
внешнюю политику отдельных государств.
Поэтому мы заранее приносим извинения
читателю, если он не найдет здесь
интересующих его сведений по тем или
иным конкретным вопросам истории.
Отбирая материал для учебного пособия,
мы руководствовались прежде всего
дидактическими соображениями,
целесообразностью его использования
в учебном процессе.
Главное, к чему мы
стремились — представить международные
отношения Нового времени как особую
политическую реальность, тесно
связанную с другими сторонами общественной
жизни, и в то же время вполне автономную,
развивающуюся но собственным законам,
на собственной основе. Прежде нсего, мы
исходили из представления о международных
отношениях Нового времени как
отношениях преимущественно
межгосударственных, поскольку этот
период всемирной истории характеризовался
возникновением и расцветом суверенных
государств, во многом определявших
облик Европы и других частей света. Мы
пытались показать, что межгосударственные
отношения несли печать воздействия
различных общественных факторов —
идеологических, экономических,
внутриполитических и др. Они развивались
и приобретали новые качества по мере
прогресса и усложнения цивилизации, в
частности, подъема мировой торговли,
развития средств транспорта и связи,
формирования и распространения концепций
государственного интереса, естественных
границ, национального суверенитета,
прав национальностей и др.
Исторический
подход к изложению самой эволюции
международных отношений в Новое
время мы постарались дополнить
элементами политологического анализа.
Развитие международных отношений
представлено в учебном пособии не только
как преемственная цепь событий и
тенденций, но и как переход из одного
качественного состояния в другое. В
пособии анализируются различные
системы международных отношений,
сменявшиеся на протяжении XVII—XIX
вв. вплоть до Первой мировой войны.
Системами мы называем не только
совокупность устойчивых признаков
внешней политики того или иного
государства («Северный аккорд» в политике
России XVIII в., «семейная система»
Наполеона, «система
Бисмарка» и т.д.),
но и определенные устойчивые состояния
самих межгосударственных отношений в
широком международном, прежде всего,
европейском масштабе (Вестфальская,
Венская системы). В пособии рассматриваются
существенные черты этих систем, в том
числе и лежавшие в их основе общественные
ценности, юридические и политические
принципы (национальный суверенитет,
легитимизм, национальный интерес и
др.). Показаны также различия и эволюция
самих систем международных отношений
от сравнительно простых по своей
внутренней структуре к более сложным.
Сочетание исторического подхода с
политологическим, по нашему мнению,
способствует приобщению студентов
к навыкам междисциплинарного,
многоаспектного подхода к анализу и
оценке событий международной жизни.
Учебное пособие
учитывает новейшие исследования
отечественных и зарубежных историков
(см. библиографию), а также опыт преподавания
в высших учебных заведениях. В его основе
— курс лекций по истории международных
отношений Нового времени, который автор
в течение ряда лет читал — и продолжает
читать в настоящее время — студентам
Московского государственного
института международных отношений
(Университета).
Евдокимова
ИСТОРИЯ
РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ
ЭПОХА РЕФОРМАЦИИ
Министерство образования и науки Российской Федерации Башкирский государственный педагогический университет
ИСТОРИЯ
РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Допущено
Учебно-методическим объединением МО
РФ по специальности педагогического
образования в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности
032600-история.
Евдокимова
А.А. История раннего нового времени.
Эпоха
Реформации — Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. — с.
229
В курсе
лекций по истории раннего нового времени
системно изложена история Западной
Европы от Великих географических
открытий до окончания Тридцатилетней
войны. Курс написан с учетом достижений
мировой историографии на основе
современной методологии исторической
науки, в центре внимания которой человек
и его действия. В курсе лекций сочетаются
проблемный и системный подходы, уделяется
внимание роли личности в истории.
Предназначен
для студентов исторических факультетов
и преподавателей истории, а также для
всех интересующихся проблемами всемирной
истории.
Рецензенты:
Алдашов А.Н., канд. ист. наук, доцент;
Антонов
В.М., канд. пед. наук, профессор.
На
обложке: оттиск форзаца юбилейного
издания работ Лютера, изданных в 1983 г.
в ГДР
Введение
Курс
лекций по истории Западной Европы в
раннее новое время на протяжении 15 лет
читается нами на историческом факультете
БГПУ. Хронологически он охватывает
время от Великих географических открытий
до окончания Тридцатилетней войны.
Однако в названии курса акцент сделан
на XVI столетии. Чем это можно объяснить?
Нам кажется, что новый в современной
медиевистике термин
раннее новое время вполне
оправдан. Это время начала освобождения
из тесной скорлупы старых феодальных
форм существования, когда Европа вступала
в период индивидуализма, предпринимательства
и капиталистических отношений. Но новое
в экономике и жизни общества еще долго
уживалось со старым. Мы согласны с точкой
зрения Дмитриевой О.В., Пименовой Л.Д. и
Шукурова Р.М. (см. экспериментальный
учебник для VIII
класса «От средневековья к новому
времени». – М., 1997), что «в эту эпоху
произошли решительные сдвиги в
мировоззрении людей, в их философских
представлениях, религиозных и политических
убеждениях». Раннее новое время можно
условно разделить на две эпохи: эпоху
Возрождения
и Реформации и
эпоху Просвещения.
В нашем курсе речь идет о первой, то есть
о времени Реформации. Реформация была
тесно связана со всеми изменениями,
происходившими в жизни средневекового
общества, изменениями в экономике,
политике, идеологии, культуре, ментальности.
Реформация поставила проблему религиозного
индивидуализма, сделав религиозность
внутренним делом человеческой личности.
Из этой посылки логически вытекала
проблема соотношения светской власти
и власти духовной. Идеологи Реформации
доказали приоритет первой. Борьба
индивидуализма и коллективизма,
национального и наднационального,
светского и духовного, протестантизма
и католицизма достигла особой стороны
в начале XVII
века. Тридцатилетняя война (1618-1648) была
последней религиозной войной. Вестфальский
мир 1648 года окончательно решил спор о
месте церкви в государственной жизни
Западной Европы. Таким образом,
Тридцатилетняя война окончательно
подчинила церковь государству, тем
самым открыла эру Просвещения.
В издаваемом курсе
лекций отсутствуют некоторые разделы.
1. Явно
недостаточно внимания уделено проблемам
гуманизма, общественно-политической
мысли, художественной литературы эпохи
Реформации. Это связано с особенностями
учебного планирования. Мы посчитали
возможным вынести эти вопросы на
практические занятия, чтобы углубленно
познакомить будущих учителей-историков
с литературными памятниками, а также с
памятниками политической и философской
мысли ХVI-ХVII вв. (См. Семинарские занятия
по истории раннего нового времени
(«Западная Европа в ХVI-первой
половине ХVII вв.»), сост. А.А. Евдокимова.
– Уфа, БГПУ, 2003.
2.
Сознательно опущены вопросы культуры
и искусства XV-ХVII вв. На протяжении многих
лет на факультете проф. Т.А. Леоновой
преподается специальный расширенный
курс по культуре Западной Европы в целом
и культуре Возрождения в частности.
Автор издала и издает учебные пособия
по данной проблематике. Кроме того, в
настоящее время в учебном плане
исторического факультета есть специальная
дисциплина «Культурология», где ряд
тем имеют отношение к нашему периоду.
И по этому курсу издаются учебные
пособия.
В
заключение хочу поблагодарить своих
коллег по кафедре всеобщей истории БГПУ
за поддержку моих начинаний, а также
старшего лаборанта кафедры Н.В. Орлову
за неоценимую техническую помощь в
подготовке данного издания.
ЕВРОПЕЙСКАЯ
ЦИВИЛИЗАЦИЯ В XVI-ХVII
вв.
1. От средневековья
к новому времени – общая характеристика
эпохи.
2. Развитие техники,
прогресс в развитии промышленности.
3. Прогрессивные
изменения в сельском хозяйстве.
4.
Особенности товарного производства в
эпоху протоиндустриализации.
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.
Поддерживаемые форматы: JPG, JPEG, PNG, BMP, GIF.
Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки
Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем
Например:
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
На универсальное пособие для малоимущих семей с детьми, которое планируется ввести в России с 1 января 2023 года, направят 1,7 трлн рублей, сообщил министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков.
Он добавил, что универсальное пособие затронет семьи, в которых в общей сложности воспитывается порядка 10 миллионов детей, передает РИА Новости.
Ранее Премьер-министр России Михаил Мишустин анонсировал новую меру соцподдержки для семей с низкими доходами. Напомним, в этом году к ежемесячной выплате на детей от трех до восьми лет добавилась новая выплата на детей от восьми до 17 лет, пособия выплачиваются на каждого ребенка.
Кроме того, в пресс-службе Минтруда рассказали о том, что семьи с доходом ниже двух прожиточных минимумов на человека смогут использовать материнский капитал, оформив ежемесячную выплату в размере одного прожиточного минимума на ребенка вне зависимости от очередности его рождения.
Пособие рассматривает художественную культуру Нового времени европейских стран. В ней рассказано о замечательных достижениях в развитии архитектуры, скульптуры, живописи, литературы, театрального искусства XVII, XVIII и XIX вв. в Италии, Франции, Германии, Испании и некоторых других странах. Простой и ясный текст, большое количество иллюстраций позволят сделать занятия по МХК интересными и полезными.
Для учащихся и преподавателей средней школы, гуманитарных вузов, всех интересующихся историей искусства.
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
Проект кафедры истории медицины
Московского государственного
медико-стоматологического
университета им. А.И. Евдокимова
Your browser does not support the video tag.
Раньше пособие на детей от 8 до 16 лет могли получать только одинокие родители
Поздравляя женщин России с Международным женским днем, Владимир Путин заявил, что в стране появится новое пособие на детей от 8 до 16 лет. Его будут назначать всем семьям с невысокими доходами. Раньше дополнительное пособие на ребенка этого возраста получали только родители-одиночки.
Пособие назначают семьям, где воспитываются дети в возрасте от 8 до 16 лет включительно, но не всем, а только с низкими доходами — меньше одного прожиточного минимума на человека. Он может меняться в зависимости от региона, в среднем по стране в 2022 году прожиточный минимум составляет 12 654 рубля.
Но это не единственный критерий: на новое пособие распространяется практика комплексной оценки нуждаемости, которую уже применяют при назначении пособия на детей от 3 до 7 лет, выплат беременным в трудной жизненной ситуации и одиноким родителям. Это значит, что оценивают не только доходы, но и наличие домов, квартир, автомобилей, вкладов и другого имущества. Подробный список требований к имуществу можно найти в этом материале.
Также при назначении пособия будет действовать правило «нулевого дохода»: взрослые члены семьи должны иметь хоть какой-то трудовой доход, иначе выплат лишат. Есть исключения — если родители не работают по уважительным причинам, то пособие назначат, но список уважительных причин ограничен. Например, среди них уход за пожилым человеком, длительное лечение или официальная безработица с постановкой на учет в службе занятости.
Все уважительные причины для отсутствия доходов прописаны в документах Минтруда
Инфографика: Виталий Калистратов / Сеть городских порталов
Для определения размера пособия Минтруд использовал практику уже существующих выплат на детей от 3 до 7 лет — эта мера поддержки дифференцируется в зависимости от дохода семьи. Базовый размер пособия — 50% от детского ПМ, в среднем по стране в 2022 году это 6137 рублей. Если при получении этой суммы семья всё равно не дотягивает до прожиточного минимума, выплату увеличивают еще на 25% (9205 рублей 50 копеек в среднем). Если и этого недостаточно, государство платит 100% детского прожиточного минимума (12274 рубля в среднем по стране). Это максимальная сумма пособия, больше уже не дадут.
Как сообщили в Минтруде, выплата будет назначаться по принципам социального казначейства. Это значит, что родителям достаточно будет подать заявление в электронном виде через портал «Госуслуги» для получения помощи — все дополнительные документы будут получены самостоятельно.
После 1 мая 2022 года.
Деньги начнут перечислять семьям в мае. При этом в первом месяце все, кто оформит пособие, получат выплату еще и за апрель.
— Мера поддержки начнет действовать с 1 апреля, а заявления принимаются с 1 мая, — рассказал министр труда и социальной защиты Российской Федерации Антон Котяков. — То есть семьям пособия будут начисляться за период с 1 апреля. Таким образом, если семья получит выплату в мае, то пособия придут сразу за два месяца — за апрель и за май.