Пенсия в России – это определённая денежная поддержка государства, которую получает гражданин РФ после достижения определённого стажа, в результате потери трудовой способности или наступления страхового случая. Она представляет собой некоторый гарантированный доход, который устанавливается в соответствии с законодательством РФ.
Федеральный закон от 31 октября 1994 г. N 30-ФЗ «О повышении минимального размера пенсии и порядке индексации и перерасчета пенсий, установленных в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»
Принят Государственной Думой 19 октября 1994 года
Одобрен Советом Федерации 25 октября 1994 года
31 октября 1994 года
Минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается с 1 августа 1994 года в сумме 21850 рублей, с 1 сентября 1994 года — 24700 рублей, с 1 октября 1994 года — 28700 рублей в месяц. Все пенсии увеличиваются с 1 августа 1994 года в 1,15 раза, с 1 сентября 1994 года в 1,3 раза, с 1 октября 1994 года в 1,51 раза, исходя из размеров пенсий, выплаченных за июль 1994 года.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст закона опубликован в «Российской газете» от 1 ноября 1994 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 ноября 1994 г., N 28, ст. 2923
Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 109-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу
- Как индексировали пенсии в России. История вопроса
- История индексации пенсий в 1990-х гг.
- Индексации пенсий в 2002-2009 гг.
- Индексация пенсий после 2010 г.
- Индексация пенсий в России. Досье
- История индексации пенсий в 1990-х годах
- Индексации пенсий в 2002-2009 годах
- Индексация пенсий после 2010 года
- Справка о минимальном размере пенсии
- С изменениями и дополнениями от
- Данные по средней
- Данные по минимальной
Как индексировали пенсии в России. История вопроса
ТАСС-ДОСЬЕ. 1 февраля 2016 г. в России была произведена индексация пенсий. Страховые пенсии неработающих пенсионеров увеличиваются на 4%. Впервые правительство приняло решение не индексировать пенсии работающих пенсионеров. Это связано с ростом дефицита пенсионного фонда. Среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2016 г. в России составит 13 тыс. 132 руб.
В настоящее время все виды пенсий, выплачиваемых Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР), ежегодно индексируются в связи с ростом цен и среднемесячной заработной платы.
История индексации пенсий в 1990-х гг.
Впервые в России пенсии были проиндексированы еще до распада СССР — в декабре 1990 г. Тогда Верховный Совет РСФСР из-за роста цен повысил минимальные пенсии с 70 до 100 руб.
С 1 января 1992 г. и до пенсионной реформы 2002 г. минимальная пенсия в России повышалась 27 раз: с 342 неденоминированных руб. до 185,32 руб. (с учетом деноминации 1998 г. выплаты выросли в 542 раза). В 1992-1993 гг. индексации производились согласно указу президента РФ, законам РФ, постановлениям Верховного Совета РФ. В 1994-1997 гг. соответствующие изменения вносились федеральными законами, затем решения о повышении пенсий принимались правительством РФ.
Самое большое единовременное повышение произошло 1 ноября 1992 г., тогда пенсии были увеличены в 2,5 раза.
Рост размера минимальных пенсий в этот период был выше, чем увеличение размера назначенных (реально полученных) пенсионных выплат. По данным Росстата, они выросли в 235 раз с учетом деноминации 1998 г.: с 3,5 тыс. неденоминированных рублей в 1992 г. ($12,2 США по среднегодовому курсу Банка России) до 823,4 руб. в 2001 г. ($28,23).
Индексации пенсий в 2002-2009 гг.
В 2002 г. стартовала крупномасштабная пенсионная реформа, которая заключалась в постепенном переходе от распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. Пенсия была разделена на три части: базовую (гарантируется государством), страховую (пенсионные взносы, которые вычитаются из заработной платы и гарантируют выплаты после выхода на пенсию) и накопительную (реальные деньги на личном счету, которые до выхода на пенсию могут инвестироваться в ценные бумаги и другие активы).
Базовая часть трудовой пенсии на 1 января 2002 г. была установлена в размере 450 руб. (для категории пенсионеров по старости и без иждивенцев). В период до 2009 г. включительно она повышалась 15 раз — до 2 тыс. 562 руб. (в 5,69 раза). В 2007 г. базовая часть была проиндексирована трижды, в 2008 и 2006 г. — один раз. Крупнейшее разовое повышение произошло 1 марта 2003 г. — на 36%.
Страховая часть пенсии за тот же период индексировалась 15 раз — минимум на 6,2% (включая дополнительные индексации), из них трижды — в 2007 г. Самый большой размер индексации (17,5%) был установлен 1 апреля 2009 г.
С 2001 г. по 2010 г. назначенные пенсии выросли в 7,5 раза с 823,4 руб. в 2001 г. ($28,23) до 6 тыс. 177,4 руб. в 2010 г. ($203).
Индексация пенсий после 2010 г.
В 2010 г. было ликвидировано разделение базовой и страховой части пенсий — они были объединены в страховую часть.
С 2010 г. размер страховой части трудовой пенсии индексировался 10 раз (включая повышение с 1 февраля 2016 г.). Обычно это происходит с 1 февраля и с 1 апреля. В 2012-2014 гг. корректировка суммы страховой пенсии прошла дважды. В 2010, 2011, 2015 гг. — один раз. Крупнейшая разовая индексация была произведена 1 февраля 2015 г. — на 11,4%. Меньше всего пенсии выросли в 2010 г. — на 6,3%.
По данным Росстата и ПФР, средний размер назначенных пенсий в 2010-2015 гг. вырос в 2,1 раза: с 6 тыс. 177,4 руб. ($203) до 12,9 тыс. руб. ($211).
Индексация пенсий в России. Досье
ТАСС-ДОСЬЕ. 1 января 2018 года в России состоится индексация страховых пенсий. Для неработающих пенсионеров выплаты станут больше на 3,7% (выше уровня инфляции, которая составит около 3%), социальные пенсии вырастут с 1 апреля на 4,1%. Среднегодовой размер страховой пенсии по старости достигнет 14 тыс. 75 руб. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об индексации пенсий в России.
История индексации пенсий в 1990-х годах
Впервые в России пенсии были проиндексированы еще до распада СССР — в декабре 1990 года. Тогда Верховный Совет РСФСР из-за роста цен повысил минимальные пенсии с 70 до 100 руб.
С 1 января 1992 года и до пенсионной реформы 2002 года минимальная пенсия в России повышалась 27 раз: с 342 неденоминированных руб. до 185,32 руб. (с учетом деноминации 1998 года выплаты выросли в 542 раза). В 1992-1993 годах индексации производились согласно указу президента РФ, законам РФ, постановлениям Верховного Совета РФ. В 1994-1997 годах соответствующие изменения вносились федеральными законами, затем решения о повышении пенсий принимались правительством РФ.
Самое большое единовременное повышение произошло 1 ноября 1992 года, тогда пенсии были увеличены в 2,5 раза. Вызвано это было рекордным уровнем инфляции, который по итогам 1992 года составил 2508,8%.
Рост размера минимальных пенсий в 1990-е годы был выше, чем увеличение размера назначенных (реально полученных) пенсионных выплат. По данным Росстата, они выросли в 235 раз с учетом деноминации 1998 года: с 3,5 тыс. неденоминированных рублей в 1992 году ($12,2 по среднегодовому курсу Банка России) до 823,4 руб. в 2001 году ($28,23).
Индексации пенсий в 2002-2009 годах
В 2002 году стартовала крупномасштабная пенсионная реформа, которая заключалась в постепенном переходе от распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. Пенсия была разделена на три части: базовую (гарантируется государством), страховую (пенсионные взносы, которые вычитаются из заработной платы и гарантируют выплаты после выхода на пенсию) и накопительную (реальные деньги на личном счету, которые до выхода на пенсию могут инвестироваться в ценные бумаги и другие активы).
Базовая часть трудовой пенсии на 1 января 2002 года была установлена в размере 450 руб. (для категории пенсионеров по старости и без иждивенцев). В период до 2009 года включительно она повышалась 15 раз — до 2 тыс. 562 руб. (в 5,69 раза). В 2007 году базовая часть была проиндексирована трижды, в 2008 и 2006 годах — один раз. Крупнейшее разовое повышение произошло 1 марта 2003 года — на 36%.
Страховая часть пенсии за тот же период индексировалась 15 раз — минимум на 6,2% (включая дополнительные индексации), из них трижды — в 2007 году. Самый большой размер индексации (17,5%) был установлен 1 апреля 2009 года.
С 2001 года по 2010 год назначенные пенсии выросли в 7,5 раза с 823,4 руб. в 2001 году ($28,23) до 6 тыс. 177,4 руб. в 2010 году ($203).
Индексация пенсий после 2010 года
В 2010 году было ликвидировано разделение базовой и страховой части пенсий — они были объединены в страховую часть.
С 2010 года размер страховой части трудовой пенсии индексировался 12 раз (включая повышение с 1 января 2018 года). Обычно это происходит с 1 февраля и с 1 апреля. В 2012-2014 годах и 2017 году корректировка суммы страховой пенсии прошла дважды. В 2010, 2011, 2015, 2016 годах — один раз. Крупнейшая разовая индексация была произведена 1 февраля 2015 года — на 11,4%. Меньше всего пенсии вырастут с 1 января 2018 года — на 3,7%. В 2016 году при индексации 1 февраля правительство впервые приняло решение не индексировать пенсии работающих пенсионеров. Это связано с ростом дефицита пенсионного фонда. Вторую индексацию в 2016 году было решено заменить на единовременную выплату в размере 5 тыс. руб.
В 2017 году пенсии повышались дважды. 19 января 2017 года было подписано постановление правительства РФ об индексации фиксированной выплаты к страховой пенсии. Согласно документу, с 1 февраля она проиндексирована на 5,4% — т. е. на уровень инфляции в 2016 г. Повышение пенсии коснулось только неработающих пенсионеров. Постановление о повышении социальных пенсий (на 1,5%) было подписано 16 марта. C 1 апреля страховые пенсии увеличились на 0,38% (в рамках законодательства, без специального постановления), причем повышение было сделано как для неработающих, так и для работающих пенсионеров.
По данным Росстата, средний номинальный размер назначенных пенсий в 2010-2017 годах вырос в 2,15 раза в рублевом эквиваленте: с 6 тыс. 177,4 руб. ($203) до 13 тыс. 336 руб. ($232).
Справка о минимальном размере пенсии
С учетом утвержденного постановлением Правительства РФ от 9 июля 2001 г. N 521 индекса 1,1 минимальный размер пенсии с 1 августа 2001 г. составил 185 рублей 32 копейки
С учетом утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 января 2001 г. N 26 индекса 1,1 минимальный размер пенсии с 1 февраля 2001 г. составил 168 рублей 47 копеек
С учетом утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 октября 2000 г. N 780 индекса 1,1 минимальный размер пенсии с 1 ноября 2000 г. составил 153 рубля 15 копеек
С учетом утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2000 г. N 338 индекса 1,07 минимальный размер пенсии с 1 мая 2000 г. составил 139 рублей 23 копейки
С учетом утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 января 2000 г. N 29 индекса 1,2 минимальный размер пенсии с 1 февраля 2000 г. составил 130 рублей 12 копеек
С учетом утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 октября 1999 г. N 1140 индекса 1,15 минимальный размер пенсии с 1 ноября 1999 г. составил 108 рублей 43 копейки
С учетом утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 апреля 1999 г. N 363 индекса 1,12 минимальный размер пенсии с 1 мая 1999 г. составил 94 рубля 29 копеек
Согласно Закону РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I (в редакции от 1 февраля 1998 г.) минимальный размер пенсии определяется путем умножения действующего минимального размера пенсии на индекс роста среднемесячной заработной платы в стране за соответствующий квартал
С 1 января 1998 года в связи с проведением деноминации рубля пенсии были пересчитаны исходя из нового масштаба цен (Указ Президента РФ от 4 августа 1997 г. N 822, Постановление Правительства РФ от 18 сентября 1997 г. N 1182). Минимальный размер пенсии составил 84 рубля 19 копеек
В соответствии с Указом Президента РФ от 14 июня 1997 г. N 573 с 1 января 1998 г. минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, с учетом компенсационной выплаты, предусмотренной законодательством РФ, не может быть менее 80 % прожиточного минимума пенсионера, определяемого в соответствии с законодательством РФ
Федеральным законом от 30 сентября 1997 г. N 127-ФЗ минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, с 1 октября 1997 года установлен в сумме 76 533 рубля в месяц, с 1 декабря 1997 года — в сумме 84 186 рублей в месяц
Федеральным законом от 1 ноября 1995 г. N 160-ФЗ минимальный размер пенсии по старости установлен: с 1 ноября 1995 года — в сумме 57750 рублей в месяц; с 1 декабря 1995 года — в сумме 60500 рублей в месяц; с 1 января 1996 года — в сумме 63250 рублей в месяц
Федеральным законом от 27 июля 1995 г. N 117-ФЗ с 1 августа 1995 года минимальный размер пенсии по старости установлен в сумме 55000 рублей в месяц
Федеральным законом от 28 июня 1995 г. N 99-ФЗ с 1 июня 1995 года минимальный размер пенсии по старости установлен в сумме 52486 рублей в месяц
Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. N 44-ФЗ с 1 мая 1995 года минимальный размер пенсии по старости установлен в сумме 43739 рублей в месяц
Федеральным законом от 31 октября 1994 г. N 30-ФЗ с 1 августа 1994 года минимальный размер пенсии по старости установлен в сумме 21850 рублей; с 1 сентября 1994 года — 24700 рублей; с 1 октября 1994 года — 28700 рублей в месяц
Федеральным законом от 31 октября 1994 г. N 31-ФЗ с 1 ноября 1994 года минимальный размер пенсии установлен в сумме 34440 рублей в месяц
Указом Президента РФ от 17 августа 1994 г. N 1695 с 1 сентября 1994 г. минимальный размер пенсий по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, установлен в размере 24700 рублей в месяц, а с 1 октября 1994 г. — 28700 рублей в месяц
Указом Президента РФ от 3 августа 1994 г. N 1584 с 1 августа 1994 г. минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, установлен в размере 21850 рублей в месяц
Постановлением ВС РФ от 14 июля 1993 г. N 5436-1 с 1 августа 1993 г. минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, установлен в размере 14620 рублей в месяц
Постановлением ВС РФ от 15 апреля 1993 г. N 4810-1 с 1 мая 1993 г. минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, установлен в размере 8122 рублей в месяц
Постановлением ВС РФ от 15 января 1993 г. N 4296-1 с 1 февраля 1993 г. минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, установлен в размере 4275 рублей в месяц
Законом РФ от 21 октября 1992 г. N 3697-1 минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, установлен в размере 2250 рублей в месяц
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Получить бесплатный доступ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ТАСС-ДОСЬЕ. 1 апреля 2018 года социальные пенсии в России увеличатся на 2,9%. Их средний размер вырастет на 255 руб. — до 9 тыс. 62 руб. Соответствующее постановление было подписано премьер-министром России Дмитрием Медведевым 20 марта. Одновременно с индексацией социальных пенсий также повышаются госпенсии военнослужащих. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об индексации пенсий в России.
С 1 января 1992 года и до пенсионной реформы 2002 года минимальная пенсия в России повышалась 27 раз: с 342 неденоминированных рублей до 185,32 руб. (с учетом деноминации 1998 года выплаты выросли в 542 раза). В 1992-1993 годах индексации производились согласно указу президента РФ, законам РФ, постановлениям Верховного совета РФ. В 1994-1997 годах соответствующие изменения вносились федеральными законами, затем решения о повышении пенсий принимались правительством РФ.
Самое большое единовременное повышение произошло 1 ноября 1992 года, тогда пенсии были увеличены в 2,5 раза. Вызвано это было рекордным уровнем инфляции, который по итогам 1992 года составил 2508,8%.
Рост размера минимальных пенсий в 1990-е годы был выше, чем увеличение размера назначенных (реально полученных) пенсионных выплат. По данным Росстата, они выросли в 235 раз с учетом деноминации 1998 года: с 3,5 тыс. неденоминированных рублей в 1992 году ($12,2 по среднегодовому курсу Банка России) до 823,4 руб. в 2001 году ($28,23).
В 2002 году стартовала крупномасштабная пенсионная реформа, которая заключалась в постепенном переходе от распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. Пенсия была разделена на три части: базовую (гарантируется государством), страховую (пенсионные взносы, которые вычитаются из заработной платы и гарантируют выплаты после выхода на пенсию) и накопительную (реальные деньги на личном счету, которые до выхода на пенсию могут инвестироваться в ценные бумаги и другие активы). Тогда же появилась социальная пенсия: так называют регулярные выплаты гражданам, признанным нетрудоспособными (инвалидам), детям-сиротам, а также некоторым группам граждан, которые достигли пенсионного возраста, но не наработали на полноценную страховую пенсию.
Базовая часть трудовой пенсии на 1 января 2002 года была установлена в размере 450 руб. (для категории пенсионеров по старости и без иждивенцев). В период до 2009 года включительно она повышалась 15 раз — до 2 тыс. 562 руб. (в 5,69 раза). В 2007 году базовая часть была проиндексирована трижды, в 2006 и 2008 годах — один раз. Крупнейшее разовое повышение произошло 1 марта 2003 года — на 36%.
С 2001 по 2010 год назначенные пенсии выросли в 7,5 раза с 823,4 руб. в 2001 году ($28,23) до 6 тыс. 177,4 руб. в 2010 году ($203).
С 2010 года размер страховой части трудовой пенсии индексировался 12 раз (включая повышение с 1 января 2018 года). Обычно это происходит с 1 февраля и с 1 апреля. В 2012-2014 годах и 2017 году корректировка суммы страховой пенсии прошла дважды. В 2010, 2011, 2015, 2016 годах — один раз. Крупнейшая разовая индексация была произведена 1 февраля 2015 года — на 11,4%. Меньше всего пенсии вырастут с 1 января 2018 года — на 3,7%. В 2016 году при индексации 1 февраля правительство впервые приняло решение не индексировать пенсии работающих пенсионеров. Это связано с ростом дефицита пенсионного фонда. Вторую индексацию в 2016 году было решено заменить на единовременную выплату в размере 5 тыс. руб.
В 2017 году пенсии повышались дважды. 19 января 2017 года было подписано постановление правительства РФ об индексации фиксированной выплаты к страховой пенсии. Согласно документу, с 1 февраля она проиндексирована на 5,4% — то есть на уровень инфляции в 2016 году. Повышение пенсии коснулось только неработающих пенсионеров. Постановление о повышении социальных пенсий (на 1,5%) было подписано 16 марта. C 1 апреля страховые пенсии увеличились на 0,38% (в рамках законодательства, без специального постановления), причем повышение было сделано как для неработающих, так и для работающих пенсионеров.
По данным Росстата, средний номинальный размер назначенных пенсий в 2010-2017 годах вырос в 2,15 раза в рублевом эквиваленте: с 6 тыс. 177,4 руб. ($203) до 13 тыс. 336 руб. ($232).
Социальные пенсии в предыдущий раз индексировались 1 апреля 2017 года — на 1,5% — до 8 тыс. 791 руб. ($157).
1 января 2018 года в России состоялась индексация страховых пенсий. Для неработающих пенсионеров выплаты выросли на 3,7% (выше уровня инфляции, которая составила около 2,5%). Среднегодовой размер страховой пенсии по старости достиг 14 тыс. 75 руб.
Указание Минсоцзащиты РФ, ПФР и Миннаца РФ от 6, 8, 14 июля 1994 г. NN 1-4-У, ЮЛ-6-23/3562, 1459 «О применении Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» при назначении и перерасчете пенсий»
С изменениями и дополнениями от
1 июня 1999 г.
Раздел VI Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» 1) предусматривает:
снижение продолжительности специального стажа при назначении пенсии по старости в связи с работой на Крайнем Севере женщинам, имеющим двух и более детей (статья 25);
право на пенсию на льготных основаниях для оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков, проживающих постоянно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (статья 26);
льготы при назначении социальных пенсий гражданам из числа малочисленных народов Севера (статья 27);
суммирование льгот по снижению пенсионного возраста для лиц, проработавших не менее 15-20 календарных лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и имеющих стаж, необходимый для назначения пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (статья 29);
назначение и выплату пенсии с учетом районного коэффициента для отдельных граждан, имеющих необходимый специальный стаж, независимо от места проживания и времени обращения за пенсией (статья 31).
Наряду с новыми положениями раздел VI Закона РФ от 19.02.93 г. воспроизводит ряд действующих норм Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в РСФСР» 2).
При применении пенсионной части Закона РФ от 19.02.93 г. предлагается руководствоваться следующим:
1. При назначении пенсий применяется Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, действующий ко дню обращения за пенсией.
До утверждения нового Перечня в установленном порядке (статья 2 Закона РФ от 19.02.93 г.) органам социальной защиты населения необходимо использовать Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, применяемый при назначении пенсий в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» 3).
В связи с внесением в Перечень изменений и дополнений ранее назначенные пенсии пересматриваются по мере обращения граждан по правилам статьи 121 Закона РСФСР от 20.11.90 г.
2. В соответствии с частью второй статьи 25 Закона РФ от 19.02.93 г. женщинам, имеющим двух и более детей, пенсия по старости в связи с работой на Крайнем Севере назначается при сниженном специальном стаже — не менее 12 календарных лет работы в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет работы в приравненных к ним местностях. Требования к пенсионному возрасту и продолжительности общего трудового стажа не изменились.
Наряду с рожденными учитываются усыновленные дети. Возраст детей и продолжительность их воспитания на день обращения за пенсией не имеют значения. Принимаются во внимание и умершие дети.
При назначении пенсий по части четвертой статьи 25 Закона РФ от 19.02.93 г. учитывается и работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Каждый год работы в этих местностях считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
3. Право на пенсию на льготных основаниях в соответствии со статьей 26 Закона РФ от 19.02.93 г. предоставлено оленеводам, рыбакам, охотникам-промысловикам, проживающим постоянно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях: мужчинам — по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 25 лет, женщинам — по достижении 45 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет.
В 20-25 лет специального стажа засчитывается работа, протекавшая в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Поскольку статьей 28 Закона РФ от 19.02.93 г. предусмотрено льготное исчисление периодов работы в указанных районах и местностях при подсчете трудового стажа для назначения пенсий на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда, то в льготном порядке определяется общий трудовой стаж, предусмотренный 10, 11, 12, 14, 15 Закона РСФСР от 20.11.90 г., статьей 25 Закона РФ от 19.02.93 г., статьей 30 Закона РФ от 18 июня 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» 4), а также специальный трудовой стаж, установленный статьей 12 Закона РСФСР от 20.11.90 г. и статьей 26 Закона РФ от 19.02.93 г.
В связи с тем, что специальный стаж, установленный статьей 26 Закона РФ от 19.02.93 г., совпадает с общеустановленной продолжительностью трудового стажа (статья 10 Закона РСФСР от 20.11.90 г.), при исчислении данного вида пенсии применяются правила статьи 16 Закона РСФСР от 20.11.90 г. в части увеличения размера пенсии на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии.
При определении минимального и максимального размеров пенсии применяется порядок, изложенный в статьях 17 и 18 Закона РСФСР от 20.11.90 г.
Мужчина проработал на Крайнем Севере оленеводом 18 календарных лет и по достижении 50 лет обратился за назначением пенсии по статье 26 Закона РФ от 19.02.93 г.
18-летний стаж должен быть исчислен в полуторном размере в соответствии со статьей 28 Закона РФ от 19.02.93 г. и составит 27 лет.
Пенсию следует определить в размере 57% от среднемесячного заработка (55% — за 25-летний стаж, предусмотренный статьей 26 Закона РФ от 19.02.93 г. + 2% за два года стажа сверх требуемых для назначения пенсии).
Пенсия рыбаку, имеющему 30-летний стаж, исчислена в размере 60% среднемесячного заработка, что составило 100 тыс. руб. В районе Крайнего Севера, где он проживает, действует районный коэффициент 1,4. Указанный фактический размер пенсии необходимо ограничить максимумом.
Максимальный размер пенсии должен определяться с учетом 30-летнего стажа и с применением районного коэффициента, что составит 83790 руб. (59850 — максимальный размер пенсии при 30 годах трудового стажа х 1,4 — районный коэффициент).
4. Право на социальную пенсию в соответствии со статьей 27 Закона РФ от 19.02.93 г. имеют представители малочисленных народов Севера, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
К числу указанных народов относятся ненцы, эвенки, ханты, эвены, чукчи, нанайцы, коряки, манси, долганы, нивхи, селькупы, ульчи, ительмены, удэгейцы, саами, эскимосы, чуванцы, нганасаны, юкагиры, кеты, орочи, тофалары, алеуты, негидальцы, энцы, ороки, шорцы, телеуты, кумандинцы.
5. Суммирование льгот по снижению пенсионного возраста, предусмотренное частью второй статьи 29 Закона РФ от 19.02.93 г., производится при одновременном наличии 15-20 календарных лет работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа, необходимого для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со статьей 12 Закона РСФСР от 20.11.90 г. При этом не требуется, чтобы специальный стаж, предусмотренный статьей 12 Закона РСФСР от 20.11.90 г., был выработан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Рабочий подземного рудника по добыче полезных ископаемых проработал на различных работах на Крайнем Севере 15 календарных лет, в том числе 5 лет на подземной работе, дающей право на пенсию в связи с особыми условиями труда по Списку N 1. Кроме того, он имеет стаж подземной работы в других регионах 2,5 года.
Поскольку имеются 10 лет специального стажа по Списку N 1 (5 лет подземной работы на Крайнем Севере исчисляются в полуторном размере) и одновременно необходимая продолжительность работы в районах Крайнего Севера, пенсия по старости ему будет назначена по достижении 45 лет (50-летний пенсионный возраст, установленный п. «а» статьи 12 Закона РСФСР от 20.11.90 г., снижается на 5 лет по части второй статьи 29 Закона РФ от 19.02.93 г.).
Часть вторая статьи 29 Закона РФ от 19.02.93 г. распространяется и на лиц, выработавших не менее половины специального стажа по Спискам N 1 и N 2 (часть вторая п. «а» и часть вторая п. «б» статьи 12 Закона РСФСР от 20.11.90 г.).
Мужчина проработал на Крайнем Севере 15 календарных лет и помимо этого имеет 6-летний стаж работы в Ростовской области в качестве горного диспетчера.
Пенсия по старости может быть ему назначена с 49 лет (на 6 лет снижается пенсионный возраст в соответствии с частью второй п. «а» статьи 12 Закона РСФСР от 20.11.90 г., и дополнительно на 5 лет снижение пенсионного возраста производится по части второй статьи 29 Закона РФ от 19.02.93 г.).
На Крайнем Севере мужчина отработал 18 календарных лет, из которых 3 года приходится на работы, предусмотренные Списком N 1.
3-летний стаж по Списку N 1, выработанный на Крайнем Севере, исчисляется в полуторном размере и составит 4 года 6 месяцев.
Из-за отсутствия не менее 5 лет стажа по Списку N 1 в данном случае не имеется права на пенсию по части второй п. «а» статьи 12 Закона РСФСР от 20.11.90 г. и соответственно нет оснований для применения части второй статьи 29 Закона РФ от 19.02.93 г.
6. При применении статьи 29 Закона РФ от 19.02.93 г. следует иметь в виду, что часть первая данной статьи предусматривает возможность суммирования специального стажа, необходимого для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда, и специального стажа, выработанного в календарном порядке на Крайнем Севере, при назначении пенсии по старости в связи с работой на Крайнем Севере (статья 14 Закона РСФСР от 20.11.90 г., статья 25 Закона РФ от 19.02.93 г.).
По части второй статьи 29 Закона РФ от 19.02.93 г. производится назначение пенсии в связи с особыми условиями труда (статья 12 Закона РСФСР от 20.11.90 г.).
Соответственно должны определяться продолжительность требуемого общего трудового стажа и максимальный размер пенсии.
50-летняя женщина имеет 8 лет трудового стажа, выработанного на Крайнем Севере. Кроме того, ею отработано 10 лет по Списку N 2 в Челябинской области.
В данном случае может быть назначена пенсия в связи с работой на Крайнем Севере (статья 25 Закона РФ от 19.02.93 г., статья 14 Закона РСФСР от 20.11.90 г.).
Поскольку к северному стажу приравнивается работа, дающая право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, то при изложенных обстоятельствах специальный стаж, требуемый для назначения пенсии в связи с работой на Крайнем Севере, составит 18 лет.
Максимальный размер пенсии (на уровне трех минимальных пенсий по старости) должен определяться с учетом 22-летнего общего трудового стажа (8 лет работы на Крайнем Севере засчитываются в полуторном размере + 10 лет работы за пределами северных регионов).
Мужчина выработал на Крайнем Севере 18 календарных лет, из которых 10 лет приходится на работы, предусмотренные Списком N 1.
В данном случае пенсия по старости по п. «а» статьи 12 Закона РСФСР от 20.11.90 г. может быть назначена по достижении заявителем 45-летнего возраста (50-летний возраст, установленный п. «а» статьи 12 Закона РСФСР от 20.11.90 г., снижается на 5 лет по части второй статьи 29 Закона РСФСР).
При определении права на пенсию по старости следует учесть 27-летний общий трудовой стаж (18 календарных лет работы на Крайнем Севере засчитываются в общий трудовой стаж в полуторном размере) и 15 лет работы по Списку N 1 (стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, выработанный на Крайнем Севере, учитывается также в полуторном размере).
При исчислении размера пенсии необходимо соблюдать правила, изложенные в Указании Министерства социального обеспечения РСФСР от 16.07.91 N 1-76-У «О порядке применения некоторых статей Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
В приведенном примере выгоднее исчислять в льготном размере общий трудовой стаж, а стаж по Списку N 1 учесть календарно. Пенсия составит 62% от среднемесячного заработка (55% + 7% за превышение требуемого общего стажа).
Размер исчисленной в изложенном порядке пенсии с 1 января 1994 г. не может быть ниже двух минимальных пенсий по старости (статья 2 Закона РФ «О размерах пенсий, назначенных в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах») и не должен превышать 3,5 указанных пенсий (статья 18 Закона РСФСР от 20.11.90 г.).
7. При исчислении размера пенсий по старости, назначаемой с применением правил части второй статьи 29 Закона РФ от 19.02.93 г., применяется порядок, определенный статьей 16 Закона РСФСР от 20.11.90 г.
В связи с этим увеличение размера пенсии на один процент заработка производится за каждый полный год общего и специального трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии по старости по статье 12 Закона РСФСР от 20.11.90 г.
Увеличение размера пенсии за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях сверх 15-20 календарных лет не производится.
С применением части второй статьи 29 Закона РФ от 19.02.93 г. назначается пенсия мужчине, проработавшему в районах Крайнего Севера 18 календарных лет, в том числе 8 календарных лет на подземных работах в шахте.
Таким образом, имеется 27 лет общего трудового стажа (18 календарных лет работы на Крайнем Севере исчисляются в полуторном размере) и 12 лет на работах по Списку N 1 (8 лет подземной работы на Крайнем Севере учитываются в полуторном размере).
Пенсия по п. «а» статьи 12 Закона РСФСР от 20.11.90 г. должна быть определена в размере 62% среднемесячного заработка (55% + 7% — за 7 лет общего трудового стажа сверх требуемых 20 лет, предусмотренных п. «а» статьи 12 Закона РСФСР от 20.11.90 г.). 3 года северного стажа, превышающего 15 календарных лет, установленных частью второй статьи 29 Закона РФ от 19.02.93 г., не учитываются при исчислении пенсии.
9. При назначении и выплате пенсий в соответствии со ст. 31 Закона РФ от 19.02.93 г. с учетом районного коэффициента устанавливаются минимальные и максимальные размеры пенсий по старости независимо от их основания (статьи 10, 11, 12, 14 Закона РСФСР от 20.11.90 г., статьи 25, 26 Закона РФ от 19.02.93 г., статья 30 Закона РФ от 18.06.92 г.) за выслугу лет, по инвалидности, если имеется 15-20 календарных лет работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В указанные 15-20 календарных лет засчитывается исключительно работа на Крайнем Севере и в приравненных к ним местностях. Суммирование работы в северных регионах и работы, дающей право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, не производится.
В таком же порядке исчисляются пенсии лицам, имеющим право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда по пп. «а» и «б» статьи 12 Закона РСФСР от 20.11.90 г., если они проработали на Крайнем Севере на работах, предусмотренных:
Списком N 1: мужчины — не менее 6 лет 8 месяцев, женщины — не менее 5 лет;
Списком N 2: мужчины — не менее 8 лет 4 месяцев, женщины — не менее 6 лет 8 месяцев.
Указанные периоды работы на Крайнем Севере исчисляются календарно.
Если вся работа по Спискам N 1 и N 2 или ее часть протекали в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, то каждый календарный год работы в этих местностях считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
10. Лицам, имеющим необходимый специальный стаж (абзацы первый, третий, четвертый ст. 31 Закона РФ от 19.02.93 г.), пенсия, которая была назначена в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается с учетом установленного к ней районного коэффициента и в случае выезда на новое постоянное место жительства, в том числе за пределы указанных регионов. При последующих перерасчетах их пенсий (независимо от основания перерасчета) с применением этого коэффициента определяются минимальные (максимальные) размеры пенсий.
Если по новому месту жительства пенсионера действует более высокий районный коэффициент к заработной плате, то размер пенсии должен быть пересмотрен с применением повышенного районного коэффициента по правилам статьи 30 Закона РФ от 19.02.93 г.
Пенсия мужчине, проработавшему на Крайнем Севере свыше 15 календарных лет и имеющему 40-летний трудовой стаж, исчислена из среднемесячного заработка 350 тыс. руб. и установлена в г. Мурманске в максимальном размере с учетом районного коэффициента 1,4 — 91770 руб.
При переезде на постоянное жительство в г. Самару размер назначенной ему пенсии должен быть сохранен в сумме 91770 руб.
Пенсия в г. Мурманске назначена при аналогичных обстоятельствах и выплачивается также в максимальном размере 91770 руб.
В случае переезда на постоянное жительство в Камчатскую область пенсия должна быть пересмотрена и установлена в максимальном размере с учетом районного коэффициента 1,5, т.е. 98325 руб.
11. При выезде пенсионера на постоянное место жительства за пределы северных регионов районный коэффициент сохраняется к основному размеру пенсии.
Полагающиеся надбавки на уход и нетрудоспособных иждивенцев 6) определяются либо без районного коэффициента, если по новому месту жительства не установлен районный коэффициент к заработной плате, либо с применением районного коэффициента, действующего в регионе проживания пенсионера.
12. Лицам, выработавшим специальный трудовой стаж (абзацы первый, третий, четвертый ст. 31 Закона РФ от 19.02.93 г.), при назначении пенсии за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, минимальные и максимальные размеры пенсий определяются с учетом районного коэффициента, фактически начислявшегося к их заработной плате в период работы в указанных регионах. При этом применяется районный коэффициент, определенный в централизованном порядке.
Пенсия устанавливается в изложенном порядке при условии, если для ее исчисления представлена заработная плата за период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплаченная с районным коэффициентом.
При этом может быть учтен и смешанный заработок, т.е. суммированный заработок за работу в северных регионах и за их пределами.
Аналогичные правила применяются при пересмотре пенсий гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей до 1 января 1990 г., пенсии которых устанавливались без учета районного коэффициента.
В тех случаях, когда в учитываемом периоде представлен «северный» заработок с различными по размеру районными коэффициентами, а также при смешанном заработке для определения размера пенсии учитывается последний по времени получения районный коэффициент.
Для назначения пенсии в соответствии со статьей 31 Закона РФ от 19.02.93 г. представлен заработок с мая 1993 г. по апрель 1994 г.
Пенсия назначается за пределами северных регионов. Заработок учтен за работу в районах Крайнего Севера.
Учитываемые месяцы Районный коэффициент к заработной
май 1993 г. 1,2
июнь 1993 г. 1,2
июль 1993 г. 1,2
август 1993 г. 1,3
сентябрь 1993 г. 1,3
октябрь 1993 г. 1,3
ноябрь 1993 г. 1,2
декабрь 1993 г. 1,2
январь 1994 г. 1,4
февраль 1994 г. 1,4
март 1994 г. 1,4
апрель 1994 г. 1,4
В данном случае во внимание должен быть принят районный коэффициент 1,4. С учетом этого коэффициента определяется минимальный (максимальный) размер пенсии.
Пенсия назначается за пределами северных регионов. Для их исчисления представлен заработок с мая по сентябрь 1993 г. за работу в Ростовской области и с октября 1993 г. по апрель 1994 г. за работу на Крайнем Севере.
май 1993 г. 0
июнь 1993 г. 0
июль 1993 г. 0
август 1993 г. 0
сентябрь 1993 г. 0
октябрь 1993 г. 1,7
ноябрь 1993 г. 1,7
декабрь 1993 г. 1,7
январь 1994 г. 1,7
февраль 1994 г. 1,5
март 1994 г. 1,5
апрель 1994 г. 1,5
Последний по времени получения в учитываемом периоде районный коэффициент 1,5. С учетом этого коэффициента определяется минимальный (максимальный) размер пенсии.
В таком же порядке назначаются (пересчитываются) пенсии лицам, работавшим в отдельных регионах страны до их включения в Перечень.
Размер пенсии в этих случаях определяется с учетом районного коэффициента, выплачивавшегося к заработной плате.
Если в период фактической работы в указанных регионах районный коэффициент к заработной плате не выплачивался, размер пенсии определяется на общих основаниях.
13. В случае изменения в централизованном порядке размеров районных коэффициентов пенсии, выплачиваемые за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не пересматриваются.
15. В связи с изданием настоящего Указания руководствоваться Рекомендациями о порядке применения норм пенсионного обеспечения, установленных Законом РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 27 сентября 1993 г. N 1-2806-18/2374, не следует.
1) — В дальнейшем именуется Закон РФ от 19.02.93 г. (см. письмо Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 15 июня 1993 г. N 1-1651-18).
2) — В дальнейшем именуется Закон РСФСР от 20.11.90 г.
3) — См. постановление Совета Министров РСФСР от 22 июня 1991 г. N 347 (приказ Министерства социального обеспечения РСФСР от 29 июля 1991 г. N 141) с последующими изменениями и дополнениями. В дальнейшем именуется Перечень.
4) — В дальнейшем именуется Закон РФ от 18.06.92 г. См. приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 10 ноября 1992 г. N 245.
5) — См. статью 10 Закона РФ от 19.02.93 г.
6) — В таком же порядке определяется размер компенсационной выплаты, установленной к пенсии.
N 1-4-У от 06.07.94
N 1459 14.07.94
Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 августа 1994 г.
Регистрационный N 651
Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст указания опубликован в газете «Российские вести» от 1 сентября 1994 г. N 164, в журнале «Экспресс-Закон», сентябрь 1999 г., N 34, в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, ноябрь 1994 г. N 11 (дата подписания выпуска в печать 20 октября 1994 г.)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Минтруда РФ от 1 июня 1999 г. N 11
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного постановления
Данные по средней
Таблица. Средняя пенсия в России по годам (по данным ПФР и Росстат)
На основании данных таблицы видно, что средняя пенсия в целом по стране растет ускоренными, но недостаточными темпами. Если смотреть на нее в разрезе учета инфляции http://fincan.ru/articles/39_inflyacija-v-rossii-po-godam/, то можно увидеть, что практически сумма повышения только только перешагивает уровень инфляции. А это говорит о том, что фактически пенсионеры повышения своего материального положения не ощутят. За счет увеличения налоговой нагрузки цены даже на товары первой необходимости также увеличиваются, что по сути нивелирует самое повышение пенсионного обеспечения.
По прогнозам Минфина за счет новой пенсионной реформы средняя пенсия по стране достигнет к 2024 году всего лишь 20 тысяч рублей. Смогут ли при таком уровне пенсии граждане жить лучше к 2024 году? По мнению нашей редакции ответ «нет». Поскольку за этот промежуток времени бензин, налоговые отчисления, цены на товары и услуги вырастут значительно выше.
Данные по минимальной
Минимальной пенсией в нашей стране называется прожиточный минимум пенсионера (сокращенно ПМП), который ежегодно устанавливается в качестве социального минимума для пожилых граждан Пенсионным Фоном Российской Федерации. Существует два вида ПМП, первый из которых называется государственным, а второй региональным. Для граждан конкретного региона в качестве базового берётся именно региональный ПМП.
Таблица. Минимальная пенсия в России по годам (по данным ПФР и Росстат)
Термин ПМП включает в себя все расходы на удовлетворение базовых нужд и потребностей гражданина. Среди этих расходов, которые должны полностью покрываться ПМП, входят следующие:
Если пенсия, которая была установлена, пожилому гражданину не дотягивает по своему значению до ПМП, то ему необходимо обратиться в социальные органы защиты для выплаты дополнительной суммы денег до уровня минимального прожиточного минимума.