- Какие виды УУД существуют?
- Начнем с такой, как личностная.
- Есть регулятивная УУД. Что она означает?
- Познавательная УУД
- Коммуникативная УУД,
- Понятие «УУД»
- 2 Виды универсальных учебных действий
- Глава 2. Формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности
- Базовые группы УУД?
- Критерии сформированности УУД
- Просмотр содержимого документа «Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе»
- Универсальные учебные действия включают следующие виды
- Личностные универсальные учебные действия
- Чтобы формировать личностные УУД, предлагается использовать следующие методические приёмы и задания
- Характеристика регулятивных универсальных учебных действий
- Чтобы сформировать УУД планирования, целесообразно использовать следующие приемы
- Характеристика познавательных универсальных учебных действий
- Коммуникативные универсальные учебные действия
- Универсальные учебные действия выполняют следующие функции
- Формирование УУД
Какие виды УУД существуют?
Что бы полнее представить себе что такое УУД, давайте рассмотрим, какие виды этой самой учебной деятельности существуют.
Начнем с такой, как личностная.
Исходя из названия, эта деятельность относится к каждому конкретному человеку и определяет умение этого человека правильно соотносить свои действия, свои поступки с принятыми нормами поведения в обществе.
Есть регулятивная УУД. Что она означает?
Это когда обучающийся умеет правильно распланировать и организовать свою учебу. Поэтому для этой УУД характерны такие направления, как планирование, оценка, коррекция (исправление) и контроль.
Познавательная УУД
представляет собой различные логические действия человека и его действия по решению каких-либо проблем. Это умение анализировать, строить логические цепи рассуждений, правильно формулировать проблему.
Коммуникативная УУД,
связана с умением человека общаться, находить общий язык. Главное здесь, умение не только самому говорить, но, в первую очередь, слушать других. Коммуникативная УУД определяет умение вливаться в различные группы других потенциальных собеседников. Это умение разрешать конфликты, а так же контролировать и оценивать своего партнера.
Особое внимание в преподавании школьных дисциплин уделяется различным «надпредметным» действиям, которые направлены на анализ и управление школьниками своей познавательной деятельности.
Понятие «УУД»
УУД – универсальная учебная деятельность. Она включает:
- Способность к обучению и получению новых знаний, умение учиться;
- Стремление человека к самосовершенствованию посредством приобретения нового опыта;
- Понимание необходимости получения знаний и осознанный подход к образовательному процессу;
- Вникание в суть самого образования и его составляющих частей;
- Целенаправленные действия человека на поиск возможностей широкой ориентации как в разных предметных сферах, так и в структуре самой учебной деятельности;
- Осмысление целевой направленности образовательного процесса, его ценностно-смысловых и эксплуатационных свойств.
Разработкой УУД занимались еще в ХХ веке в Советском Союзе. В то время педагогическая наука переживала активное развитие и закладывался фундамент ее новых течений. Понятие «универсальные учебные действия» стало очень популярным в настоящее время, сфера его применения достаточно широкая и охватывает практически все возможные уровни и виды образования. В основе разработки УУД лежит деятельностный подход, который разрабатывали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я.Гальперин, В.В. Давыдов и другие научные школы.
Эльконин и Давыдов являются основоположниками теории развивающего обучения, ключевым понятием которой является УДД.
В соответствии с образовательным стандартом УУД разделяются на 4 группы:
- познавательные,
- коммуникативные,
- регулятивные,
- личностные.
Марина Битянова предлагает другую классификацию, на основе которой проектируются конкретные задания и образовательные ситуации.
Структура познавательных способов действия
:
- постановка учебной цели, которая определяет необходимость применения той или иной логической операции;
- реализация логической операции;
- вывод.
Вывод объединяет учебную цель и результат выполнения логической операции. Без постановки цели вывод невозможен.
Пример задания на формирование познавательного способа действия
Информационный способ действия
включает в себя:
- учебную цель, которая определяет задачу работы с информацией;
- выбор и реализацию необходимой логической операции;
- вывод о достижении поставленной цели.
В основе информационных универсальных способов могут лежать не логические операции, а закреплённые в культуре и практике работы с информацией приёмы: графическое представление информации, перевод данных из одной формы в другую и так далее.
Коммуникативные способы действия
также основываются на закреплённых в культуре приёмах организации общения: аргументирование, формулирование вопросов на понимание, на разрешение конфликтных ситуаций и другие.
Структура коммуникативного универсального способа:
- учебная цель, которая запрашивает необходимость общения;
- коммуникативная задача и приём организации общения, который помогает эту задачу решить;
- вывод.
Пример задания на формирование коммуникативного способа действия
Основной инструмент формирования универсальных способов действия — специально разработанные учебные задания, которые опираются на модели познавательных, информационных и коммуникативных способов действия.
Элементы деятельности
— это УУД, которые помогают осуществлению учебной деятельности на разных её этапах.
К элементам деятельности относятся регулятивные УУД
и регулятивно-коммуникативные УУД
.
Регулятивные УУД
обеспечивают реализацию индивидуальной учебной деятельности. Особенность структуры таких УУД заключается в том, что первым шагом в алгоритме будет ответ на вопрос: что было содержанием предыдущего этапа деятельности? То есть первый шаг — это определение характера учебной проблемы. Критерии оценивания формулируются ответом на вопрос: на какой результат необходимо выйти? В алгоритме планирования основным шагом будет ответ на вопрос: какие задачи нужно решить, для того чтобы получить результат с такими свойствами?
Регулятивно-коммуникативные УУД
обеспечивают осуществление групповой деятельности: обсуждение и постановка общей учебной цели, распределение обязанностей, выбор путей достижения цели и так далее. В структуре таких УУД появляется коммуникативная задача.
Основной инструмент формирования элементов деятельности — специальным образом спроектированная образовательная ситуация, которая воспроизводит всю структуру учебной деятельности и позволяет совершенствовать применение разных способов действия.
2 Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить 4 блока.
3
К основным видам универсальных учебных действий относятся личностные, регулятивные (включающие также действия саморегуляции), познавательные, коммуникативные УУД.
Личностные УУД
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию детей (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД
обеспечивают организацию учебной деятельности (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Коррекция внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Оценка выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УД
включают общеучебные, логические и направленные на постановку и решение проблемы навыки.
Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)
Сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
Опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
Анализ выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;
Синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
Сериация упорядочение объектов по выделенному основанию.
Коммуникативные УУД
обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
Постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
Управление поведением партнера контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Глава 2. Формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Введение стандарта нового поколения в практику работы начальной школы позволяет педагогам формировать универсальные учебные действия не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.
Цель организации внеурочной деятельности — создать условия для достижения младшими школьниками лучших результатов освоения основной образовательной программы.
Выбор содержания программы обусловлен следующими факторами:
Компетентностью педагогов в области достижения младшими школьниками метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
Реализацией системно — деятельностного подхода во внеурочной деятельности;
Применением учителями эффективных способов, направленных на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся;
Действующей моделью мониторинга внеурочной деятельности.
Нормативно-правовая база организации внеурочной деятельности
1. Образовательная программа начального общего образования.
2. Договоры с учреждениями дополнительного образования.
3. Положение о внеурочной деятельности.
4. Положение о «Портфолио ученика начальной школы».
5. Должностная инструкция заместителя директора по учебно-воспитательной работе на начальной ступени образования.
6. Должностная инструкция учителя начальных классов.
6
Задачи внеурочной деятельности:
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд культура);
- углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учебы время;
- организация информационной поддержки учащихся;
- совершенствование материально-технической базы.
Принципы организации внеурочной деятельности:
Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
Системная организация управления учебно-воспитательным процессом с учетом социокультурных особенностей гимназии, программы развития;
Разнообразив направлений и форм организации внеурочной деятельности;
Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта; единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения;
Реализация потребностей обучающихся и их родителей;
Оптимальное использование учебного и каникулярного периодов учебного года;
Реализация возможностей учебно-методических комплектов, используемых в образовательном процессе.
Виды деятельности младших школьников:
Учебное сотрудничество (коллективно-распределённая учебная деятельность, в том числе коллективная дискуссия, групповая, парная работа);
Индивидуальная учебная деятельность (в том числе самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);
Игровая (в том числе и высшие виды игры — игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);
Творческая (в том числе художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив);
Трудовая (самообслуживание, участие в общественно полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);
Спортивная (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях);
Деятельность по самоуправлению (участие в жизнедеятельности детской организации);
Свободное общение (самопрезентация, тренинг, дискуссия, беседа).
Направления внеурочной деятельности
:
- общекультурное;
- социальное.
Секция школьного научного общества,
Условия реализации программы внеурочной деятельности:
Проектирование и реализация рабочих программ внеурочной деятельности;
Технологии организации внеурочной деятельности
Мониторинг внеурочной деятельности
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям.
Создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;
Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов;
Творческая самореализация детей;
Формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
Психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка;
Сохранение имиджа школы как общественно активной, развитие традиций школы;
Формирование единого воспитывающего пространства;
Развитие ученического самоуправления на всех уровнях;
Активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня;
Использование потенциала открытого образовательного пространства.
Таким образом, создание условий для достижения младшими школьниками лучших результатов освоения основной образовательной программы и формирования универсальных учебных действий является целью организации внеурочной деятельности.
Базовые группы УУД?
Требования к УУД зависят от того, в классах какой ступени – начальной, средней или старшей – учатся школьники. Должно выполняться соответствие выдвигаемых требований возрасту детей. Для всех них в последнее время повышаются требования к использованию в учебной деятельности компьютерной техники и информационных технологий.
Существуют следующие базовые группы универсальных учебных действий:
- Личностные – направлены на поиск возможностей познания самого себя и осмысления собственной личности. Их цель – сформировать у учащихся правильную адекватную нравственную и этическую оценку самих себя;
- Познавательные – относятся к возможностям формирования основных навыков и умений восприятия информации, ее обработки и анализа, на основе которого делаются определенные выводы и заключения. Группа познавательных действий включает систему общих и логических учебных действий, процесс постановки и решения проблемы;
- Коммуникативные – способствуют социализации учащихся, формированию навыков эффективного взаимодействия с окружающими – одноклассниками, учителями, друзьями и другими людьми. В школе каждый ребенок проходит самый важный этап социального развития. Если вовремя не решить возникающие в процессе общения проблемы, то они могут перейти во взрослую жизнь и будут напоминать о себе еще долгие годы, даже после окончания школы;
- Регулятивные – направлены на развитие способностей составления плана своих действий и его изменения под влиянием различных факторов окружающей среды. Этот полезный навык, приобретенный в стенах школы, пригодится и в дальнейшей жизни.
Ученики овладевают УУД в процессе изучения разных учебных предметов. Результатом успешного овладения является формирование инициативности, стремления учеников к самостоятельному добыванию знаний и получению компетентности. Учащиеся должны уметь без помощи взрослых самостоятельно организовывать процесс обучения.
Критерии сформированности УУД
Для определения степени сформированности УУД используются такие основные критерии:
- Соответствие нормативным требованиям
- Соответствие результатов освоения УУД требованиям, прописанным заранее
- Осознанность, полнота и разумность действий
- Критичность действий
Способствуя формированию и развитию УУД, учитель помогает обучающимся стать активными деятелями учебного процесса. Овладев универсальными учебными действиями, ученик не потеряется в непрекращающемся потоке информации, приобретёт очень важное умение – «умение учиться».
Во главу угла процесса обучения ставится формирование УУД. Усложнение содержания учебного материала школьного образования без должного внимания к задаче формирования учебной деятельности приводит к несформированности у обучающихся умения учиться. Ведь сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД)
Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе»
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе
Главной задачей современной системы образования является формирование «универсальных учебных действий» (далее УУД). УУД — способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов УУД можно выделить четыре блока:
Коммуникативные действия — обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Личностные действия — обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
Регулятивные действия — обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
Познавательные действия включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий и их свойства. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Условия, обеспечивающие развитие УУД
:
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
формирование УУД как цель определяет содержание и организацию образовательного процесса;
формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин и внеурочной деятельности;
универсальные учебные действия могут быть сформированы только при выполнении обучающимися учебной работы определенного вида на основании использования педагогами технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, адекватных возрасту обучающихся.
Отбор и структурирование содержания образования, определение форм и методов обучения – все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД.
Примеры форм учебной деятельности как условие формирования УУД:
Формы организации учебного пространства, способствующие формированию УУД.
Как сформировать УУД (список технологий формирования УУД)
Для развития умения оценивать свою работу, дети сами по предложенному алгоритму учатся оценивать свое задание
Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания
Учитель не сравнивает детей между собой
Учитель показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни
Учитель рассказывает на уроке новый материал, привлекая детей к открытию новых знаний
Учитель обучает детей приемами работы в группе
Учитель показывает, как можно прийти к единому решению в работе в группах
Учитель вмешивается в учебные конфликты, проговаривая (направляя, показывая) образец
Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку
Учитель ставит цели на уроке и работает с детьми в направлении целей
Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, знакомит с различными источниками
Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления
Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации
Учитель использует проектные формы работы на уроке и во внеурочной деятельности
Учитель предпочитает формировать нужные ценности, прибегая к диалогическому общению и включая детей в процесс
Учитель учит детей делать нравственный выбор в рамках работы с ценностными материалом и его анализом
Учитель находит способ увлечь детей знаниями
Учитель показывает смысл учения, делает это в «корректной» форме
Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела
Учитель дает шанс исправить ошибку
Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям
Учитель позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания ответов
Учитель помогает ребенку найти самого себя, составляя индивидуальный маршрут
Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути достижения
Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что – то делать
Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их на собственном примере
Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других
Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания
Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельнсоти
Учитель ненавязчиво транслирует смысл учения детям
Учитель показывает, как распределить роли и обязанности, работая в команде
В конце выполнения задания, в конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет
Учитель на уроке использует специализированные развивающие задания, постановки вопросов
Учитель и ребенок общаются с позиции «на равных»
Учитель активно включает каждого в учебный процесс, поощряя учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем
Учитель строит урок в деятельностной парадигме
Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ
Учитель организует работу в парах сменного состава
Учитель дает возможность детям самостоятельно выбирать задания из предложенных
Учитель организует конструктивную совместную деятельность
Универсальные учебные действия включают следующие виды
- личностные
- регулятивные
- познавательные
- коммуникативные
Личностные универсальные учебные действия
Личностные УУД
– это действия, обеспечивающие определение ценностно – смысловой ориентации обучающихся. Также они способствуют определению человека своего места и роли в обществе и установлению благополучных межличностных отношений.
В учебной деятельности выделяют несколько видов действий:
- самоопределение в разных сферах: профессиональное, личностное;
- смыслообразование: осознание смысла и мотива обучения, связи между ними;
- Нравственное оценивание усваиваемого материала, способность делать личностный моральный выбор, исходя из социальных ценностей
.
Чтобы формировать личностные УУД, предлагается использовать следующие методические приёмы и задания
- Групповые проекты.
Обучающиеся совместно выбирают интересную и актуальную тему, распределяют роли внутри группы. Каждый вносит свой вклад в осуществление проекта. - Ведение портфолио.
Дневник индивидуальных достижений способствует созданию ситуации успеха, тем самым повышая самооценку и устанавливаю уверенность в себе. Портфолио подталкивает к стремлению к самосовершенствованию, формированию положительных характеристик личности. - Привлечение краеведческого материала
на учебные и внеурочные занятия - Творческие задания
Характеристика регулятивных универсальных учебных действий
Регулятивные универсальные учебные действия – это действия, которые обеспечивают организацию и коррекцию учебной деятельности. К этой группе относятся:
- Целеполагание
: определение цели и учебной задачи; - Планирование:
установление последовательности действий в соответствии с установленной целью и учётом предполагаемого результата; - Прогнозирование:
способность предположить результат и его характеристики; - Коррекция:
умение внести изменения в план в случае несоответствия с эталоном; - Оценка:
определение и осознание усвоенного и ещё подлежащего усвоению; оценивание усвоенного; - Саморегуляция:
способность преодолевать возникшие препятствия и конфликты;
Для формирования регулятивных УУД предлагается несколько методических приемов. В первую очередь, обучающийся должен установить и понять цель изучения какой-либо темы. Без этого невозможно успешное освоение материла. Для формирования целей занятия, учащимся в начале урока может быть предложена такая таблица:
Последнюю колонку можно заполнить и в конце урока, тогда следует изменить её название: «Что нового и интересного я узнал на уроке?» Возможны вариации и в соответствии с темой урока. Например, в начале урока истории по теме « Религия древних греков» может быть работа с такой таблицей:
Чтобы сформировать УУД планирования, целесообразно использовать следующие приемы
- Составление плана
- Обсуждение плана решения учебной задачи
- Работа с нарочно изменённым (деформированным учителем) планом, его корректировка
Характеристика познавательных универсальных учебных действий
Познавательные УУД
– это общеучебные действия, которые включают в себя:
- Самостоятельную постановку познавательной цели
- Поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств
- Смысловое чтение
- Моделирование
В ряде познавательных УУД выделяют группу логических универсальных действий
. Это:
- Создание гипотез и их проверка
- Установление причинно-следственных связей
- Определение логических рассуждений
- Осуществление классификаций, сравнений
Развитию познавательных УУД способствуют такие приёмы и методы: задания на нахождение соответствий, составление кластера, логической цепочки, разработка тестовых вопросов и ответов на них, работа с историческими документами.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативными УУД
называют действия, обеспечивающие социальную компетентность, способствующие получению навыков построения диалога; позволяющие интегрироваться в социальную среду. К ним относят:
- Поиск благополучного выхода из конфликтов
- Умение правильно формулировать вопросы
- Способность полно и точно выражать свои мысли
- Контроль и коррекция поведения партнера в группе
Для развития коммуникативных УУД предлагается использовать такие приёмы:
- Составление уточняющих вопросов или вопросов к выступающему
- Высказывание суждений
- Выступление с докладами или сообщениями перед аудиторией
- Продолжение и развитие суждения одноклассника
Очень нравится детям приём, который называется «горячий стул». Он подходит для закрепления пройденного материала. К доске выходят два человека. Один из них садится на стул, называемый «горячим», лицом к классу. Он не должен видеть доску. Второй обучающийся пишет на доске какой-либо термин либо дату. Класс должен объяснить сидящему значение, а тот в свою очередь, назвать само понятие.
Такой простой приём, как рассказ по иллюстрации, тоже помогает развить коммуникативные УУД. При его составлении обучающийся пользуется зрительной опорой, вызывая пассивный словарный запас. Кроме того, иллюстрации способны оживить сам рассказ, заинтересовать детей, побудить к изучению материала.
Видное место среди средств, формирующих коммуникативные УУД, занимает учебная дискуссия. Так называют обмен мнениями об определённой проблеме. Дискуссия способствует приобретению новых знаний, развитию способности отстаивать своё мнение. Существует множество форм: форум, «суд», дебаты, симпозиум, «круглый стол», мозговой штурм, техника «аквариума», «заседание экспертной группы».
Универсальные учебные действия выполняют следующие функции
- Создают условия для всестороннего развития личности на базе готовности к непрерывному образованию.
- Способствуют успешному формированию умений, компетентностей, усвоению знаний в различных предметных областях.
- Обеспечивают возможности учащегося осуществлять самостоятельно деятельность учения, целеполагания, контроля и оценивания процесса и результатов обучения.
Формирование УУД
Этапы формирования универсальных способов действия:
- Учитель предлагает учащимся задание, требующее применения определённого способа действия, которым ученики ещё не владеют — учащиеся выполняют задание с опорой на образец.
- Учитель уже не задаёт образец выполнения, но направляет учащихся вопросами: зачем мы это делаем? Что получим в результате? Что именно нам нужно сделать? В определённый момент учитель даёт название способа действия, помогает ученикам осознать основные этапы его осуществления, назначение. Результат этапа — выполнение учащимися учебного действия, построенного на метапредметном способе, с помощью наводящих вопросов учителя.
- Учитель ставит перед учащимися учебную задачу и предлагает им применить известный способ действия для её решения. На этом этапе учащиеся учатся видеть в конкретном задании общие закономерности применения способа, которые не зависят от предметного содержания.
- Учитель ставит перед учащимися учебную задачу и предлагает им найти и применить адекватный задаче способ действия. Ученики самостоятельно выбирают и применяют тот или иной способ, ориентируясь на цель задания.
Формирование универсальных способов начинается с начальной школы и завершается к концу основного звена школы. В начальных классах ученики проходят первый и второй этап овладения универсальными способами. В средней школе осваиваются последние два. В дальнейшем ученики применяют сформированные УУД для решения задач, встающих перед ними в разных видах учебной и социальной деятельности: проектировании, исследовании, управлении и так далее.
Этапы формирования элементов деятельности:
- Учитель рассказывает о цели урока, о плане и этапах достижения цели, объясняет назначение конкретных заданий, которые ученики выполнят самостоятельно, затем контролирует и оценивает действия учеников. Самостоятельность учеников минимальна.
- Ученик самостоятельно выполняет действия и осуществляет контроль и оценивание результата.
- К деятельности ученика прибавляется планирование порядка действий с учётом цели урока.
- Учитель представляет ученикам проблемную ситуацию. Учащиеся самостоятельно определяют на её основе цель, порядок действия и проходят все этапы учебной деятельности по решению проблемной ситуации.
Первые два этапа формируются в начальных классах. В полном объёме элементами деятельности ученики овладевают в основной школе.
Для формирования УУД в заданиях всегда должна быть возможность сделать вывод, для чего ставится чёткая цель — ученик должен понимать, зачем он применяет ту или иную логическую операцию, тот или иной приём.
Универсальные учебные действия — это инструменты мышления, деятельности, коммуникации или самопознания, которые помогают ставить цели и достигать их, включаться в совместную деятельность. Создавая условия для поэтапного формирования УУД, учителя развивают у учеников способность учиться, помогают им стать самостоятельными в образовательном процессе и в собственной жизни.
А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО»
,
который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.
Сегодня обществом и государством выдвигаются всё новые требования к результатам обучения в школе. В стандартах первого поколения, целью образования была непосредственно передача знаний от педагога к ученикам а итогом, показывающим результаты обучения обозначалось овладение системой знаний, умений, навыков. В стандартах второго поколения понятие «ЗУНы» уже не используется. Меняется и цель обучения. Теперь школы должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и умеющих добывать их самостоятельно. Подразумевается, что выпускники должны обладать определенными универсальными учебными действиями (УУД).