новые пособия для развития речи

Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, мониторинг, методические рекомендации

Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки

Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем

Например: 
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,

Приобрёл альбом для младшего ребёнка. Парень уже достаточно смышлёный, но не шибко ловко говорит. Замечательные понятные задания. Ребёнок справляется. Стараемся теперь проходить каждый день хотя бы по 1 уроку. Материал хорошо дифференцирован и структурирован. Приятно заниматься даже взрослому. Единственный минус — не достаточно толстые листы бумаги. Смело можно рекомендовать родителям, которые стремятся обучить своего ребёнка правильной речи.

Книга «Большой альбом по развитию речи» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене.
Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону
или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу Батяева Светлана Вадимовна, Володина Виктория Семеновна, Савостьянова Елена Владимировна «Большой альбом по развитию речи» и выбрать
удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой.
Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.

Зубы в положении правильного прикуса. Сомкнутые губы слегка вытянуть вперед. Нижняя челюсть остается неподвижной. Сохранять до пяти секунд. 1. ЗАБОРЧИК Передние верхние зубы поставить на нижние, широко улыбнуться, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. Сохранять положение на счет 10-20. Повторить 3 раза. 2. ХОБОТОК Губы и зубы сомкнуты. Тянуть губы «трубочкой» вперед. Нижняя челюсть остается неподвижной. Сохранять положение на счет 10-20. Повторить 3 раза. 4. БЛИНЧИК Рот открыт. Широкий и неподвижный язык положить передним краем на нижние зубы. Сохранять положение на счет 10-20. Повторить 3 раза. 3. ЗАБОРЧИК-ХОБОТОК Чередовать первое и второе упражнения. Нижняя челюсть неподвижна. Сохранять каждое из положений одну секунду. 6. ЛОПАТКА Рот открыт. Несильно высунуть широкий язык изо рта, положить его на нижнюю губу, при этом не прикусывая его. Сохранять положение на счет 10-20. Повторить 3 раза. 5. МАССАЖ ЯЗЫЧКА Рот широко открыт. Положить язык на нижнюю губу, «пошлепать» его верхней губой произнося при этом непрерывно « пя — пя — пя ». Выполнять 3 подхода по 5 секунд. ОБЩИЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Зубы в положении правильного прикуса. Сомкнутые губы слегка вытянуть вперед. Нижняя челюсть остается неподвижной. Сохранять до пяти секунд. 11 МАЛЯР 7. ИГОЛОЧКА Открыть рот. Острый язык высунуть изо рта, не прикусывая его зубами. Язык тянуть вперед. Сохранять положение на счет 10-20. Повторить 3 раза. 8. ЛОПАТКА-ИГОЛКА Рот открыт. Чередовать положения широкого языка («лопатка»), и острого («иголка»). При этом губы и челюсть неподвижны, Сохранять каждое положение 1-3 секунды. Повторить 3 раза. Попеременно прикасаться кончиком языка то к основанию верхних, то к основанию нижних резцов. Сохранять каждое из положений в течение одной секунды. Попеременно прикасаться острым кончиком языка то к правому, то к левому углу рта. Сохранять каждое из положений в течение одной секунды. Повторить 5-10 раз. 12 ЛОШАДКА Рот открыт в улыбке. Нижняя челюсть неподвижна! Щелкать широким языком, как лошадка, присасывая язык к нёбу, затем отпуская его. Повторить 10-15 раз. Рот открыт в улыбке. «Покрасить» нёбо, проводя кончиком языка как кисточкой, от верхних зубов к горлу и обратно. Выполнять 5-10 раз. 9. ЧАСИКИ Грот открыт. Губы в улыбке. Нижняя челюсть неподвижна. 10. КАЧЕЛИ Рот открыт в улыбке. Нижняя челюсть неподвижна.

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

В. А. Сухомлинский

Неумение читать или медленное, побуквенное чтение является серьёзной проблемой при обучении ребёнка в школе. Дети, испытывающие трудности в чтении, не способны понимать прочитанный текст, допускают ошибки на письме. Кроме того, как показывает практика, количество детей с данными проблемами растёт. Полноценные в слуховом и интеллектуальном отношении дети, поступающие в школу, не готовы к восприятию школьной программы из-за недостаточного развития устной речи, фонематического восприятия слова, неумения составлять и анализировать предложения, делить слова на слоги. Эти дети становятся неуверенными в себе, негативно относятся к учению.

В целях осуществления преемственности в работе между детским садом и школой, успешного овладения грамотой будущих первоклассников, требуется специальная подготовка детей в детском саду. Все это говорит о том, что развитие речи и подготовка к обучению грамоте является одной из главных и актуальных задач в подготовке детей к школе. Для этого необходимо создавать дидактические игры и многофункциональные дидактические пособия. Одно из таких пособий, сделанное своими руками, можно использовать на индивидуальных, подгрупповых занятиях и в самостоятельных играх детей – это многофункциональное пособие «Речевой домик».

Цель: развитие речевой активности у детей посредством игр с многофункциональным авторским пособием «Речевой домик».

– закреплять речевые знания у детей;

– формировать умения составлять небольшие рассказы и сказки;

– обогащать словарный запас;

– развивать представление об окружающем;

– развивать память, внимание, наглядно-образное и логическое мышление;

– развивать мелкую моторику, координацию.

– воспитывать коммуникативные качества;

– формировать умение работать в коллективе;

– воспитывать умение самостоятельно применять полученные знания и умения.

Атрибуты: контейнеры на одной стороне крыши домика расположен алфавит, на другой геометрический планшет. На дверцах речевого домика расположен пальцеход. Сюжетные картинки и схемы предложений, звуковая схема слова, звуковой анализ слова, камешки марблс, лабиринт, диски с предметными картинками.

Игровой материал: игровое пособие речевой домик изготовлен из листа  фанеры 50*80. На внешней стороне речевого домика оформлены игры. Внутри домика вложены игры в контейнерах, это позволяет их многоразовое, легкодоступное, многофункциональное использование. Следует отметить, что данное пособие находится в речевом уголке, в свободном доступе для детей. Играя в него, дети развивают свою речь, которая становится более правильной и выразительной. У детей вызывает большой интерес работать с этим пособием. Им нравится выполнять задание. «Речевой домик» всегда можно пополнить новыми интересными играми. Всё в руках творческого педагога.

Содержание речевого домика

Игра «Подбери картинку к букве»

Цель: способствовать изучению букв русского алфавита.

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть карточки с изображёнными на ней предметами. На карточках изображены буквы и картинки. Необходимо подобрать к букве соответствующую карточку. Затем дети находят букву, называют её и крепят в вагончики.

Усложнение 1. Дополнить карточку, назвав предмет, который бы соответствовал букве, придумать слово на эту букву. (А – ананас).

Усложнение 2. Воспитатель называет слово (Дом). Ребёнок подбирает буквы. Нужно услышать какой звук живёт в этом слове. (ДОМ – О).

Усложнение 3. Воспитатель называет букву, ребёнок на эту букву должен подобрать название фрукта, овоща, ягоды.

Новые пособия для развития речи

Новые пособия для развития речи

«Кто больше слов придумает?»

Цель: активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Ход игры: воспитатель предлагает взять карточку с каким -нибудь звуком и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Кто больше придумает слов, тот и победил. (Играют два ребенка).

Новые пособия для развития речи

Новые пособия для развития речи

Цель: стимулировать речевую и мыслительную деятельность ребенка через развитие координации движения пальцев рук и кистей.

Ход игры: На каждую строчку стиха – разминание подушечки одного пальца.

Как внимательный мальчик,

По дорожке идет,

Наши пальчики шагают,

Дети слоги повторяют.

Если в лес бежит лиса — Повторяем: «са-са-са»

Если сдулось колесо — Повторяем: «со-со-со»!

Есть у маленьких портних

Много пуговиц цветных.

На большую пальцем жму — долго звук произношу.

Я попрыгаю немного

И пешком пойду в дорогу

Если надо, побегу, это тоже я могу.

По ровненькой дорожке шагают наши ножки.

Посмотрите, луноход по луне легко идет

Он шагает очень важно, в нем сидит герой отважный.

Новые пособия для развития речи

Новые пособия для развития речи

Цель: развитие мелкой моторики рук ребенка.

Ход игры: Дети надевают резинки по цвету – «Цветные дорожки». Затем предлагаю выложить картинку по образцу (домик – окна и крыша, кораблик плывет по волнам, солнышко, бабочка, рыбка, геометрические фигуры и т. д.).

Новые пособия для развития речи

Новые пособия для развития речи

Игра «Выложи букву, слово»

Цель: закрепить у детей зрительный образ букв, изучение «написания» букв, слов.

Ход игры: Ребенку дается задание выложить по памяти, букву которую он знает, «написать» слово.

Новые пособия для развития речи

Новые пособия для развития речи

Игра «Предложения – по картинкам»

Цель: Учить детей составлять распространенные предложение по сюжетной картине и выкладывать схему предложений.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетную картину и ответить на вопросы: Кто нарисован на картине? (мальчик). Как мы его назовем? (Федя). Составьте предложение про Федю. (Федя поливает цветы). Где Федя поливает цветы? (В саду). Как теперь можно составить предложения про Федю? (Федя поливает цветы в саду). А когда поливает цветы? (Летом). Значит, как можно составить предложение? (Летом Федя в саду поливает цветы).

Для составления предложений можно использовать другие сюжетные картинки.

Новые пособия для развития речи

Новые пособия для развития речи

Игра «Составь предложение по схеме»

Цель: совершенствовать умение составлять предложения по заданной схеме с использованием карточек. Развитие грамматического строя речи.

Ход игры: Вариант 1. Количество игроков: 2-4.

Воспитатель перемешивает карточки, а затем по очереди раздаёт игрокам по одной. Дети по очереди открывают карточки с картинками и составляют разные предложения, правильно подбирая слова.

Игра «Собери слова»

Цель: автоматизировать навык чтения, автоматизировать звукопроизношение, развитие памяти.

Ход игры: подобрать пары дисков, опираясь на разметку. Надеть диски на крепежи и, крутя диски произвольным образом, читать то, что сложилось, говорить, получилось ли слово или просто бессмысленный набор букв.

– сколько в слове гласных/согласных;

– назвать только мягкие/твердые/глухие/звонкие согласные звуки;

– назвать количество слогов;

– назвать ударный слог в слове.

Новые пособия для развития речи

Новые пособия для развития речи

Игра «Найди пару»

Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.

Ход игры: два диска с предметными картинками, крутя диски произвольным образом, надо подобрать картинки которые отличаются друг от друга одним звуком.

Новые пособия для развития речи

Новые пособия для развития речи

Игра «Составь слово»

Цель: Совершенствование навыков звукового анализа слова. Обучение осмысленному чтению.

Ход игры: предложите ребенку по картинке собрать слово из букв, и выложить звуковой анализ слова.

Новые пособия для развития речи

Новые пособия для развития речи

Игра «Разбери слово» (камешки марблс)

Цели: Формирование звукобуквенного разбора слова. Закрепление цветовых обозначений звуков. Деление слов на слоги. Развитие фонематического слуха. Закрепление изученных букв.

Ход игры: дети берут карточку с картинкой. (Например: мак) Делят слово на слоги. Делают звуковой анализ слова, выкладывают звуки в зависимости от цвета.

Новые пособия для развития речи

Новые пособия для развития речи

Игра «Выложи по контуру»

Цель: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.

Новые пособия:  С нового года будут выплачиваться пособия по безработице

Ход игры: воспитатель предлагает разложить камушки накладывая их на образец-карточку, на которой нанесен рисунок.

Усложнение: выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

Новые пособия для развития речи

Новые пособия для развития речи

Цель: работа по коррекции дисграфии, зрительной памяти.

Ход игры: детям рассказывается история о буквах-модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что в конце концов запутались, где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам убрать их неправильные отражения.

Новые пособия для развития речи

Новые пособия для развития речи

Цель дидактической игры «Лабиринт» – поставить ребенка перед выбором правильного пути, найти путь до буквы.

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку внимательно рассмотреть карточку.

– Проведи пальчиком по линии и узнаешь, правильный ход к букве.

Ребёнок выполняет задание.

Новые пособия для развития речи

Новые пособия для развития речи

«Дидактические игры по развитию речи детей  дошкольного возраста».

Автор-составитель: Воспитатель МКДОУ № 6 г. Миньяра Сафиуллина А.М.

Дидактическая игра, как средство развития речи  дошкольника.

Развитие речи детей  – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя не только развитие свободного общения со взрослыми и детьми, но и развитие всех компонентов устной речи: формирование словаря, работа над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи и подготовка к обучению грамоте.

Решать эти задачи помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребёнка. В процессе игр пополняется и активизируется словарь детей, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, формируется правильное звукопроизношение.

Основные задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в окружающей жизни. Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, — главная задача многих словесных игр.

Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения.

При подборе игр для старших дошкольников необходимо учитывать их возросшие возможности. Главное внимание при этом обращается на степень трудности игровых правил и действий детей.

Далее представлены игры, которые направлены на развитие устной речи дошкольника.

Игры, направленные на формирование грамматического строя речи.

: Упражнять детей  в образовании однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов.

Предметная или сюжетная картинка по теме, фишки.

: — Ребята сегодня мы с вами будем играть в интересную игру. Игру со словами. Посмотрите, что нарисовано на этой картинке? (лес) Скажите, какие слова можно ещё придумать, похожие на слово «лес»? (лесник, лесовичок, лесная, лесовик и т.д.)

За каждый ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Упражнять детей в образовании множественного числа.

: — Ребята, сегодня мы будем играть со словами. Я вам буду называть предмет, бросать мячик, вы должны поймать мяч и ответить мне, как это слово будет звучать во множественном числе. Потом вернуть мячик. Например: я говорю «дом», а вы должны ответить «дома». Вариант: я говорю один «кубик», а вы должны сказать как будет, если их много на столе —  «кубики».

Игра может усложняться. Воспитатель говорит предложение, где подлежащее в единственном числе, а дети должны сказать это же предложение  уже   во множественном числе.

Например: «На дереве сидит черная ворона», Дети: «На деревьях сидят черные вороны». Эта игра может проводиться по любой теме. Воспитателю надо подобрать лексический материал по теме, над которой работают.

Упражнять детей в правильном употреблении несклоняемых имен существительных.

Картинки с изображением предметов ( несклоняемых имен существительных), фишки.

: Ребята, русский язык очень необычный. В нем есть слова, которые могут меняться, например «кошка». Если их много, то скажем? «кошки» А если мы понесем им рыбу, то кого мы будем кормить? (кошек). Видите, каждый раз слово «кошка» звучит по-разному. Но в русском языке есть волшебные слова, которые звучат одинаково, о чем бы мы ни говорили. Одно из таких слов – слово «пальто». Давайте придумаем про пальто самые разные предложения, но будем помнить, что слово это не должно меняться. (У меня есть пальто. Мы купили пальто. Есть пальто зимнее, а есть осеннее. Я сняла пальто с вешалки.  Мы вешаем пальто на вешалку и т. д.)

Развивать умение составлять длинное предложение сложных конструкций. Упражнять в употреблении предлогов.

Игры, направленные на развитие словаря.

: Упражнять детей в употреблении антонимов. Игра может проводиться по любой теме.

: Мяч или предметные картинки.

: — Ребята, я вам буду говорить слово, бросать мячик, а вы должны придумать слово «наоборот». Например: я говорю вам мелкая речка, а вы мне должны ответить глубокая речка и бросить мячик обратно.

Игра может проводиться с картинками. Воспитатель показывает картинку, например, длинный карандаш, а дети должны сказать короткий карандаш. Кто отвечает правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто наберёт больше картинок.

: Закрепить умение детей соотносить действия людей с их профессиями. Воспитывать умение быстро думать. Активизировать словарь детей за счет слов действий (глаголов).

: — Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Мама Артёма лечит больных, она – врач. Это её профессия. Каждый человек, имея профессию, работает, выполняет какие-то действия. Что делает повар? Дети – варит, печет, жарит, чистит овощи и др.

Что делает врач? Дети – осматривает людей, слушает, дает лекарство, делает уколы. За каждый правильный ответ дети получают фишку. Побеждает тот, кто наберёт больше фишек.

: Упражнять детей в употреблении качественных прилагательных: сладкий, кислый, соленый и т.д.

: Овощи, фрукты, знакомые детям, тарелочки, вилки.

: — Ребята, сегодня мы с вами будем дегустировать. Дегустатор – это человек, который пробует на вкус продукты, напитки и говорит, вкусно это или нет, стоит эти продукты покупать или нет. Но мы с вами будем не простыми дегустаторами, а с закрытыми глазами. Я вам поднесу на вилочке кусочек фрукта или овоща, а вы должны тщательно прожевать его и сказать, какой он на вкус.

(Я съел огурец, он хрустящий, твердый, соленый. Это яблоко, сочное, вкусное и т.д.)

: Пополнить словарь детей словами разных частей речи. Умение согласовывать слова в роде, числе, падеже.

: Воспитатель говорит какую-либо фразу или предложение, пропуская слово, обозначая его либо интонацией, либо бессмысленными слогами, а дети отыскивают из предложенных вариантов пропавшее слово и возвращают его на место. Инициатива должна постепенно переходить к детям.

: Закрепить название частей предмета.

На первых этапах игры – предметные картинки, далее —  словесные варианты, мяч.

: Воспитатель бросает мяч и говорит слово, а ребёнок должен в ответ вернуть мяч и назвать часть этого предмета. Например: дом – дети: крыша, труба, стенка, окно и т.д.

: Развивать память, умение классифицировать предметы по группам.

: Ведущий сообщает участникам тему игры, на основе которой им предстоит называть существительные, при этом запоминая и воспроизводя все слова, названные предыдущим участником игры. Тот, кто не может назвать свое слово или пропустит сказанное ранее, выбывает из игры (или пропускает ход). Например: окунь; окунь, карась; окунь, карась, щука и т.

Игры —  на развитие звуковой культуры речи.

Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком в начале слова, в середине слова и в конце слова.

: Игра проводится в словесном варианте.

: Эта игра может проводиться по любой теме: овощи, транспорт, посуда, мебель и т.д. Воспитатель предлагает детям задание: «Придумайте и скажите, в названии каких овощей и фруктов есть звук «к» в начале слова. (Картофель, капуста, кукуруза, кабачок и т.д.) Подумайте и скажите, в названии каких овощей есть звук «к» в середине. (Редька, репка, свекла, морковка и т.д.) Подумайте и скажите, в названии каких овощей есть звук «к» в конце слова. (Лук, чеснок).

Аналогично игра проводится по другим темам.

: Упражнять детей называть слова с заданным звуком.

: Предметные картинки, в названии которых есть заданный звук.

: — Ребята посмотрите, что вы видите? (Два дома). В синем домике живут слова, в названии которых есть звук «с», а в зеленом  живут слова, в названии которых есть звук «сь». Давайте, посмотрим, что нарисовано на картинках, назовем этот предмет словом и поселим его в нужный дом. Например, слово «коса» мы поселим в синий дом, а слово «сено» — в зеленый дом. «С» — роса, сова, нос, сом.

«Сь» — поросенок, сирень и т.д.

Закреплять произношение звука в словах, определять его местоположение в слове.

Предметные картинки, мяч. Игра может проводиться в словесном варианте.

: — Ребята, сегодня мы с вами будем играть в «Цепочку слов». Я начну первая. Мое слово – кот. Какой последний звук в слове кот? (Ответ детей: звук «т»). Воспитатель бросает мяч по кругу следующему ребёнку и говорит: Значит, теперь ты должен придумать слово, которое начинается со звука «т». Так продолжается игра другими детьми по очереди.

Если игра проводится с картинками, то картинки выкладываются одна за другой: кот – тигр – репа – арбуз и т.д.

Закреплять произношение определенного звука в слогах и словах.

: — Ребята, есть такие весёлые стишки, которые ни о чем не рассказывают, они просто весёлые. Давайте я начну их рассказывать, а вы продолжите:

Игры – на развитие связной речи.

Научить детей выявлять закономерности, связи и отношения между объектами, отражать свои наблюдения в речи.

: Детям показывают два рисунка (на одном из которых изображен лес, а на другом – море) и картинки с изображениями животных, живущих в разных местах обитания (медведь, лиса, синица, тюлень и т.д.) Их  необходимо  отнести к какому либо рисунку, аргументировав свой ответ.

: Развивать детское творчество (во время рисования и при составлении рассказов).

: В этой игре предполагается участие как минимум 3-5 детей. Каждый ребёнок получает чистый лист бумаги и простой карандаш. По сигналу воспитателя дети начинают рисовать. Через 1-2 минуты подается сигнал и каждый из детей передает свой лист сидящему справа от него ребёнку. Получив от соседа начатый рисунок, ребёнок продолжает его в течение 1-2 минут и передает дальше. Выполненные таким круговым способом рисунки служат великолепной опорой для придумывания фантастических рассказов, небылиц и прочих «продуктов» литературного творчества.

Новые пособия:  Пособие по 10 тыс к новому году

Развивать воображение, мышление, связную речь и формировать здоровое чувство юмора.

: Ведущий наугад называет два слова, например, «коробка» и «апельсин». Один из участников игры придумывает и описывает ассоциацию  возникшую на эти слова. Например, «из открытой коробки выкатился огромный апельсин». Следующий игрок называет свое слово, например «Яйцо». Третий участник игры связывает второе слово (апельсин) с третьим (яйцо) также при помощи возникшей ассоциации, например, «под кожурой апельсина оказалось яйцо», и задает следующее слово и т.д.

По окончании игры можно предложить детям нарисовать то, что запомнилось им или рассмешило их.

: Совершенствовать  доказательную форму речи.

Воспитатель выкладывает на столе картинки, относящиеся к одному понятию и одну лишнюю (например: кошка, собака, корова, воробей, лошадь).

— Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какая картинка лишняя и почему?

Дети: лишняя картинка с изображением воробья. Кошка, собака, корова и лошадь – это домашние животные, а воробей – это птица.

Подобная игра может проводиться по многим темам: овощи, фрукты, транспорт, игрушки, посуда, мебель, птицы и т.д.

Развивать формы мышления: анализ, синтез, прогнозирование, творческую связную речь.

Содержание
  1. Актуальность (условия формирования опыта)
  2. Проблема
  3. Анализ методической литературы
  4. Создание развивающей предметно-пространственной среды
  5. Игры для развития мелкой моторики
  6. Ниткография
  7. Игры с манной крупой
  8. Пальчиковый театр
  9. Схемы для развития связной речи детей
  10. Дидактические игры по развитию речи
  11. «Волшебные диски»
  12. Игра-тренажер
  13. Лепбук «Говорушки»
  14. Экран для занятий с детьми
  15. Игры с цветными квадратами
  16. Моделирование сюжета
  17. Сочиняем сказку
  18. Результаты
  19. Искусство говорить красиво и правильно
  20. Слово живое и мёртвое
  21. Чёрная риторика. Власть и магия слова
  22. Я говорю – меня слушают. Уроки практической риторики
  23. Дзен в искусстве написания книг
  24. Техника речи. Учебное пособие
  25. Русский язык на грани нервного срыва
  26. Слово о словах
  27. Быть услышанным и понятым Техника и культура речи
  28. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно
  29. Речь как меч. Как говорить по-русски правильно

Актуальность (условия формирования опыта)

Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. Речевые занятия в игровой форме дают большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

Проблема

Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. 21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

В начале года выявила проблемы речевого развития детей своей группы

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  • Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Бедная диалогическая речь.
  • Неспособность построить монолог.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи.
  • Плохая дикция.

В целом уровень речевого развития у детей охарактеризовала как неудовлетворительный. Эта проблема является актуальной.

Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.

Цель: Исходя, из этого была поставлена цель: создание максимально благоприятных  условий для речевого развития детей посредством игровых технологий.

  • Изучить теоретические основы и практическую значимость игровых технологий в направлении речевое развитие;
  • Осуществить поиск и отбор нетрадиционных форм образовательной деятельности с детьми, с использованием игровых технологий;
  • Адаптировать к детям систему методов и приемов игровой технологии;
  • Определить тематику, место и время их применения в образовательном процессе и внести в перспективное планирование;
  • Создать развивающую предметно-пространственную среду для специально организованной образовательной деятельности в Центре речевого развития и самостоятельной деятельности;

Анализ методической литературы

Начала свою работу с анализа методической литературы, на основе которой уже несколько лет реализовала Основную образовательную программу. Поняла, что есть необходимость обновления образовательного процесса и потребность поиска новых методик, построенных на более эффективных приёмах и нетрадиционных техниках.

Изучила нетрадиционные формы проведения образовательной деятельности с детьми.

Это занятия-соревнования, литературные викторины, занятия-фантазии, занятия-путешествия. Кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т.д. Занятие, построенное на сюжете, когда сюжет­ная линия игры и решает задачи обучения. Дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты из литературы, истории. Готовясь к «путешествию», дети рисуют, лепят, конструируют. Получают возможность «переживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему.

Для повышения эмоциональной активности детей использую сюрпризные моменты, проблемные, а также игровые и воображаемые ситуации. Разыгрываются микро сценки, несущие детям познавательную информацию.

В них с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т.д. И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет.

Создание развивающей предметно-пространственной среды

Для ребенка хорошо сформированная речь – это успех в обучении.

Уже доказано, что на развитие речи дошкольника большое влияние оказывает развивающая среда.

Поэтому обогащение центра речевого развития разнообразным практическим материалом для организации образовательной деятельности была моей основной целью.

Это разнообразные пособия и игры, как промышленного производства, так и сделанные своими руками.

В центре речевого развития имеются пособия для проведения артикуляционных упражнений в игровой форме, комплексы пальчиковых игр, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха, знакомства с о звуками и буквами.

Игры для развития мелкой моторики

Для развития мелкой моторики рук, использую игры с предметами домашнего обихода (прищепки, пуговицы, бусины, крупы и т. д.) Очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. В моем случае в игры с использованием пуговиц. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Мозаика», «Найди пары одинаковых пуговиц», «Найди лишнюю пуговицу», «Пуговицы рассыпались. Разложи их по форме», «Пуговицы рассыпались. Разложи их по цвету», «Нарисуем пуговицу» «Печатаем узор» (пуговица-штамп.) Составление из пуговиц узоров на пластилине. «Бабочка». «Гусеница». «Волшебный цветок». Выкладывание из пуговиц мозаичных изображений. Речевые упражнения «Какая пуговица?» «Подбери и расскажи». Придумывание сказок и историй.

Ниткография

Внесла в среду центра речевого развития набор для ниткотерапии. Вид арт-терапии, который, на мой взгляд, является особенно эффективным для развития мелкой моторики рук. «Ниткография», «ниткопись». Заматывание и разматывания клубочков (выкладывание из ниток разных фигурок паучок, бабочка).

Игры с манной крупой

Исследования ученых показали, что манная крупа обладает свойством погашения негативной энергии. Она очищает энергетику ребенка и стабилизирует его эмоциональное состояние. Играя с манкой, ребенок пропускает её между пальцев, вместе с потоком крупинок уходит напряжение, ребенок расслабляется и его эмоциональное самочувствие улучшается. Это служит прекрасным средством для развития и саморазвития детей. В процессе игры с манной крупой у детей развивается тактильно-двигательная чувствительность, координация движений кистей и пальцев рук, что способствует успешной работе по подготовке руки к письму. Благотворное влияние игры с манкой оказывают и на развитие речи и социально-коммуникативное развитие дошкольников, в частности на формирование навыков общения, на взаимодействие их между собой.

Пальчиковый театр

Большим интересом у детей пользуется пальчиковый театр. В центре по развитию речи живут покупные персонажи любимых сказок и те, которые изготовили дети своими руками из соленого теста. Уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. А также самодельный настольный театр на конусах.

Схемы для развития связной речи детей

Для обогащения словарного запаса, для обучения детей составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов использую метод мнемотехники.

Дидактические игры по развитию речи

Изготовила игры и пособия по автоматизации звуков, в интересной и доступной форме познакомила детей со звуками и буквами родного языка. Игры «Найди звук», «Доскажи словечко», «Угадай слово», « Составь слово из букв». «Добавить к слову пропущенный звук», «Найди звуку место». Составление звуковой схемы слова.

В центре развития речи карточки-пиктограммы на эмоциональную сферу, на развитие умения передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию. Таблица эмоций.

Игра «Скажи так же, как нарисовано на схеме», нацелена на формирование у детей умения выражать в речи разные эмоциональные, интонационные конструкции. Рассматривая с детьми картину, предлагаю выбрать себе карточку с изображением определенной эмоции и произнести фразу так, чтобы она соответствовала выбранной схеме — эмоции. Что позволяет окрасить рассказ жестами мимикой, научиться пользоваться повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.

Особое место в развитии речи детей дошкольного возраста я отвожу игровой технологии ТРИЗ. Используя элементы данной технологии в решении задач по развитию речи. Игры «Да-Нетка», «Хорошо – плохо», «Что умеет делать» «Наоборот», «Чем был – чем стал» и др.

«Волшебные диски»

Пособие «Волшебные диски» изготовила своими руками. Подобие кругов Луллия — это серия дидактических игр для развития связной речи и обучения грамоте. Удобное в использовании. Пособие окажет помощь в формировании у детей слоговой структуры, в совершенствовании грамматического строя речи и навыка чтения, расширении лексического запаса, развитии фонематического восприятия.

  • Дидактическая игра «Подбери рифму».
  • Дидактическая игра «Составь предложение».
  • Дидактическая игра «Составь слово».
  • Дидактическая игра «Подбери букву».

Игра-тренажер

Изготовила игру-тренажер по звуковому анализу слов «Подбери схему». Набор пластиковых яиц с картинками и звуковыми схемами. Известно, что при обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ речи.

Лепбук «Говорушки»

Во время занятий с детьми стараюсь обеспечить комфортные условия в группе детей для взаимодействия, при которых каждый ребенок чувствует свои успехи и, выполняя определенные игровые задания, достигает успеха. Стараюсь дать возможность детям на занятии в парах, микро группах или малых группах освоить материал, беседуя, споря и обсуждая различные точки зрения. Считаю эффективным использование — интерактивной папки для детей, Лэпбук «Говорушки». Многофункционален, направлен на поддержку детской инициативы. Игры с буквами, слоги, чистоговорки и скороговорки. Наборы иллюстраций, прописи. Игровые упражнения для развития связной речи. Игры для обучения чтению. Загадки, пословицы и поговорки. Набор пиктограмм на развитие эмоциональной сферы. Материал пополняется, изменяется время от времени.

Новые пособия:  Нет пособия до 1 5 лет за январь 2020

Экран для занятий с детьми

Использую для игровых занятий с детьми экран. Это игровое поле из ковролина. На занятии, экран превращается в волшебную поляну, на которой происходят различные чудеса. Экран разделен на четыре «поляны» что дает возможность для обучения детей ориентировке в окружающем.

К нему изготовила сюжетные и предметные картинки на липучках, цветные круги и квадраты, буквы, нарезала липкие веревочки. Ими можно обводить и соединять, создавать различные фигуры и узоры. Составление букв и цифр из разноцветных верёвочек, растений, животных, предметов.

Игры с цветными квадратами

Геометрические фигуры «оживляем», приделав к ним части тела: ушки, лапки, глазки, хвостик. Сказочный герой готов. Из веревочки — липучки скручиваем круг по спирали, и получается Колобок. Из длинной веревочки делаем дорожку. Можно прямую или волнистую. Герои готовы, можно рассказывать сказку. Развитие фантазии и творческих способностей. (Трансформируй прямоугольник в чашку с блюдцем? Кого можно сделать из овала?).

Детям эти превращения очень нравятся. Они иной раз так увлекаются придумыванием рассказов, что невозможно их остановить. Дети, играя с фигурами, обычно обговаривают свои действия, охотно отвечают на вопросы о создаваемых изображениях, составляют короткие рассказы.

Моделирование сюжета

Волшебные стрелочки или липкие веревочки показывают направление сюжета, совместно с детьми мы составляем план, быстро и удобно, без листов ватмана, делят предметы на классы, объединяют в группы. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок. Ковролин позволяет прибегать к приему, наиболее активизирующему речевую деятельность детей- самостоятельно моделировать сюжет. Это существенно повышает возможности для развития познавательной и речевой активности ребенка.

Ребенок раскладывает на полянках в определенном порядке карточки, классифицируя или объединяя единым сюжетом, и составляет по ним рассказ или сказку.

Сочиняем сказку

Все детки любят слушать сказки. А если ее рассказывают с показом, то сказка для них становится еще интереснее. Сочинение детьми сказки «Колобок — продолжение». Упражнения типа «Салат из сказок» (смешивание разных сказок).

Вот как мы использовали цветные квадраты, кружки и разноцветные липучки, превратив их в сказочных героев.

Набор иллюстраций на экране отражает тему недели, это очень удобно для итоговых бесед с детьми. Закрепления знаний и умений.

На нашей полянке вырастают умные деревья. Однажды на них вырастают предметы с определенным звуком, длинные и короткие слова, одни отвечают на вопрос кто? Другие на вопрос что?

Или на них расцветают синие и красные цветы. Цветы встречаются внизу под деревом на полянке, потому что скучают и получаются слоги. Получаются слова.

Результаты

Можно сделать вывод о том, что развитие речи с помощью игровых форм деятельности дает большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

Искусство говорить красиво и правильно

Грамотная речь, богатство словарного запаса и умение подбирать слова сразу выделяют человека из толпы – даже сейчас, в век доступной информации, когда, казалось бы, вокруг масса возможностей для самообразования. Правильные фразы помогают выстраивать эффективную коммуникацию с окружающими, вести бизнес и просто быть в гармонии с близкими.

Однако никто не рождается оратором. Это сложный навык. Формируется он через чтение литературы, публичные выступления, общение с людьми, упражнения на развитие речи и дикции. Перед вами 10 книг об искусстве владения языком. Это не скучная теория, а практические пособия, где профессионалы делятся опытом и учат вас даже мыслить – красиво.

Новые пособия для развития речи

Слово живое и мёртвое

Нора Галь – величайший литературовед, переводчик, редактор XX века, открывшая собственную школу перевода. Результаты ее многолетнего труда собраны в уникальной книге, которая переиздавалась три раза при жизни автора и шесть – после смерти. Материал вышел далеко за рамки обычного учебника для филологов и переводчиков.

Нора Галь разбирает распространенные ошибки, проникающие в печатные издания, на радио и в повседневную жизнь, и предлагает взамен блестящие и емкие образцы живого языка. Книга, написанная 40 лет назад, не утратила актуальности и во времена интернета, где осталось так мало места для звучной литературной речи.

Новые пособия для развития речи

Чёрная риторика. Власть и магия слова

Карстен Бредемайер известен как блестящий оратор и гуру в сфере человеческих отношений. Он создал пособие, которое объединяет психологические приемы и тонкости ораторского искусства

Бредемайер знает, как на публичном выступлении или переговорах склонить аудиторию к своему мнению. Читатель научится мастерски обращаться со словами, подбирать сильные аргументы и чувствовать, какие доводы покажутся неубедительными. Вы сможете обходить ловушки в спорах и задавать тон дискуссии, чтобы выйти из нее победителем.

Местами автор предлагает достаточно грубые, дерзкие приемы черной риторики, учит получать удары и давать хорошей сдачи. Методы работают, главное – знать, в какие моменты их применить.

Новые пособия для развития речи

Я говорю – меня слушают. Уроки практической риторики

Нина Зверева – представитель советской школы журналистики, бизнес-тренер и член Академии российского телевидения. Она издала немало книг, посвященных искусству публичного выступления.

Пособие научит говорить так, чтобы вас услышали. Автор дает практические советы, как презентовать себя публике в разные моменты жизни: на экзамене, деловой встрече или выступая перед подчиненными. Овладейте приемами убедительной речи от профессионалов, выработайте свой ораторский стиль – и вы навсегда забудете о страхе общения, мешающем людям добиться цели.

Уроки риторики от Нины Зверевой написаны легко, красочно и вызывают интерес с первых строк. Это та редкая книга, которая будет полезна и новичку, и искушенному телеведущему, бизнесмену, журналисту.

Новые пособия для развития речи

Дзен в искусстве написания книг

Один из лучших фантастов XX века Рэй Брэдбери выпустил сборник эссе, посвященный писательскому мастерству. Поднимаются вечные вопросы: где авторы черпают вдохновение, откуда берут силы на создание бессмертных шедевров и как придумывают сюжеты? По сути, это попытка разобраться в природе писательского творчества. Квинтэссенция всей книги – знаменитое высказывание Брэдбери: «Каждое утро я вскакиваю с постели и наступаю на мину. Эта мина – я сам».

Жизнеутверждающе и познавательное творение будет полезно всем, кто хочет научится грамотной речи.

Новые пособия для развития речи

Техника речи. Учебное пособие

Написать текст выступления, придумать ответы на каверзные вопросы – ещё полдела. Чтобы быть убедительным, вы должны владеть голосом подобно хорошему артисту или певцу.

В книге Владимира Аннушкина даны упражнения, направленные на развитие дикции, постановку дыхания, артикуляцию и ритмику, то есть на техническую составляющую. Сделайте из голоса инструмент, способный поразить слушателей в самое сердце.

Учебное пособие рассчитано прежде всего на людей, специализация которых связана с риторикой, культурой речи, преподаванием.

Новые пособия для развития речи

Русский язык на грани нервного срыва

Заимствование иностранных слов, проникновение просторечий и брани на ТВ, феминитивы – за последние тридцать лет русский язык меняется столь стремительно, что многие бьют тревогу и говорят о его гибели. Другие же хладнокровно возражают: изменчивость и гибкость – естественное состояние всякого живого языка, признак его здоровья, и нет причин для паники. Как бы то ни было, лингвисты не успевают за новыми и новыми запросами социума в сфере коммуникации.

Эта книга – попытка открытого диалога лингвиста с обществом. Автор Максим Кронгауз, доктор филологических наук, выступает не в роли порицателя, а как добрый наставник и собеседник, способный дать ценный совет. В свое время книга вызвала шквал споров. Ее с упоением читают по обе стороны баррикад: глубоко влюбленные в русский язык, оберегающие чистоту речи, и те, кто нарушает литературные нормы в угоду времени.

Новые пособия для развития речи

Слово о словах

Известная работа в области языкознания от российского писателя, филолога и переводчика Льва Успенского. Лев Васильевич исследует этимологию слов, разбирает, как появлялись названия улиц, имена и фамилии, обращает внимание читателей на диалектизмы, историзмы. Это путешествие в многогранный мир русского языка и речи разных веков.

Сохранен характерный авторский стиль, как в издании 1962 года. Книга читается на одном дыхании и будет полезна всем, кто желает расширить свой словарный запас.

Новые пособия для развития речи

Быть услышанным и понятым Техника и культура речи

Учебник, созданный лектором кафедры теле- и радиожурналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Автор живо и ярко рассказывает о неловких ситуациях, в которых оказывались журналисты и ведущие. В книге отражены распространенные ошибки дикторов.

Также собраны простые и эффективные упражнения для постановки голоса, тренировки связок и хорошей дикции. Один из разделов посвящен психологическому настрою во время работы у микрофона в прямом эфире.

Хотя учебник написан для профессиональных журналистов, он будет интересен всем, кто хочет развить свою речь.

Новые пособия для развития речи

Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно

Быть хорошим собеседником – это как? Чувствовать разницу между дружеской, светской и деловой беседами, поддерживать визуальный контакт и считывать эмоции.

Признанный мастер слова, знаменитый ведущий на американском телеканале CNN Ларри Кинг знает, как из скучного диалога сделать захватывающее шоу. Он делится приемами, помогающими переключать внимание на нужную тему, разговорить самого угрюмого гостя и взять нетривиальное интервью. Перестаньте нервничать и замолкать, когда разговор зашёл в тупик, – Ларри научит держать марку в любой ситуации.

Несмотря на то, что большинство примеров в книге американизированы, многое можно взять на заметку.

Новые пособия для развития речи

Речь как меч. Как говорить по-русски правильно

Ошибки допускают все, но в наших силах уменьшить их количество. В этом помогает книга Татьяны Гартман – ведущей видеоблога «Училка vs ТВ» с десятками тысяч подписчиков. Она разбирает ошибки в ударениях, склонениях, построении словосочетаний. Приводит список слов, которые часто звучат, но на самом деле не существуют.

Это своего рода учебник русского языка на новый лад: доступные объяснения, хлесткие сравнения, занимательные примеры из жизни и, конечно, правильная письменная речь. Только самое актуальное для взрослых, желающих стать грамотнее.

Оцените статью
Новое пособие