Происхождение государства и права. Учебное пособие / Кашанина Т.В.
— М.: Высш. шк., 2004. — 325 c.
Возникновение государства как объективный исторический процесс
теории происхождения государства
российская цивилизация
древнерусское государство от зари до заката
возникновение российского государства
социальные нормы первобытного общества
детство права — Архаичное право
Юность права — Сословное, Или корпоративное, Право (Право Отдельных
социальных слоев)
Зрелость права — Развитое (Общегосударственное) Право
- формат
- размер
- добавлен
18 января 2012 г.
М.: Высш. шк., 2004. Учебное пособие
Возникновение государства как объективный исторический процесс
Возникновение государства как объективный исторический процесс
Российская цивилизация
Древнерусское государство: от зари до заката
Возникновение Российского государства
Социальные нормы первобытного общества
Детство права — архаичное право
Юность права — сословное, или корпоративное, право (право отдельных
социальных слоев)
Зрелость права — развитое (общегосударственное) право
Теории происхождения права
- Пономаренко Е. , Попов В. Теория государства и права. Часть 1
- Пономаренко Е. , Попов В. Теория государства и права. Часть 2
- Теория насилия и общественного договора. Психологическая и историко-материалистическая теория
- Доступ к каталогу только после регистрации на сайте — Регистрация
- Лушников А. Теория государства и права. Краткий курс
- Патримониальная и патерналистская теория происхождения государства и права
- Пьянов Н. Консультации по теории государства и права
- Либертано-юридическая теория происхождения государства и права
- Кашанина Т. Происхождение государства и права
- Оглавление
- Кешикова Н. Теория государства и права
- Фондовые лекции — Теория государства и права
- Библиография
- Экономические, политические и духовные предпосылки возникновения государства и права
- Теологическая, патриархальная, органическая теория государства и права
- Заключение
Пономаренко Е. , Попов В. Теория государства и права. Часть 1
- формат
- размер
- добавлен
21 сентября 2010 г.
Пономаренко Е. , Попов В. Теория государства и права. Часть 2
- формат
- размер
- добавлен
30 октября 2009 г.
Теория насилия и общественного договора. Психологическая и историко-материалистическая теория
Во многих концепциях входит принцип «естественного права», то есть наличия у каждого из людей естественных, неотъемлемых прав, которые были получены от Природы либо от Бога. Для того, чтобы обеспечить стабильный уровень жизни, люди заключают друг с другом соглашение о формировании государства, в добровольной форме передавая ему определенную часть собственных прав. Данные положения отражаются в конституциях большинства западных стран.
Так, в Декларации независимости США от 1776 года говорится, что все люди были созданы Творцом равными и наделенными некоторыми неотъемлемыми правами, к числу которых следует отнести право на жизнь, стремление к счастью, свободу. Для того чтобы обеспечить данные права, человек создал правительство, в котором находится справедливая власть на основе согласия управляемых.
Доступ к каталогу только после регистрации на сайте — Регистрация
Теория государства и права. Учебное пособие. Вып. 2 / Венгеров А.Б., Кашанина Т.В., Клепцова Т.Н., Морозова Л.А.; Отв. ред.: Венгеров А.Б. — М.: Юрист, 1994. — 72 c.
Лушников А. Теория государства и права. Краткий курс
- формат
- размер
- добавлен
04 декабря 2010 г.
Патримониальная и патерналистская теория происхождения государства и права
Вторая теория о сущности и происхождении государства в современности, которую мы изучаем в данной работе, это патримониальная теория.
С древности пошло так, что землю имел не каждый, а лишь состоятельный человек. Земля была куплена сразу со всеми людьми, которые проживали и работали на ней. Власть собственника земли находила свое распространение на «его рабов», то есть крестьян. Крестьяне должны были соблюдать, сохранять, чтить законы и желания своего хозяина.
В случае невыполнения приказа либо за его обсуждение, раба либо крестьянина (в зависимости от государства) могли забить палками, камнями, лишить места проживания и земли.
Патерналистская теория сформировалась от слова патер, т.е. отец. В данной теории имеет место прямое соотношение семьи и государства.
К примеру, Конфуций, трактуя императора в качестве «Небесного сына» и исполнителя его воли, уподоблял императорскую власть власти главы семьи, а государство признавал большой семьей. Государственное управление, согласно его мнению, основывалось на положениях добродетели, заботы и поддержки младших по отношению к старшим.
Также патерналистские воззрения нашли собственное отражение в отечественной политической истории, традиционным элементом которого стала вера обширных слоев населения в «царя» и в любое начальство как в «отца родного». Плюсы этой теории состоят в формировании уважения к власти государства. Минусы в отрицании специфики государства и его власти, их качественного отличия от отцовской власти и семьи.
Полагаясь на Библию, Р. Филмер приходит к выводу, что первый человек Адам в качестве родоначальника человечества был первым монархом и отцом, а исходной формой правления, определенной Богом и основанной на праве божества, признается монархия. Все дальнейшие монархи являются наследниками Адама, преемники его отцовской и в это же время монаршей власти.
С данных точек зрения он оценивал любое выступление против абсолютной монаршей власти как греховное нарушение божественной процедуры власти и регламентированной формы отцовской власти в государстве. А с позиции патерналистской теории государство приравнивается к такому понятию, как «семья».
На данный период времени теологической теории привержены верующие люди. Атеисты склонны принять любую теорию, но только не теологическую. Служители церкви придерживаются теологической теории, так как именно Бог сотворил землю, растения, животных и пр.
Какова же в действительности сущность правового государства? Она формирует саморегулирующееся гражданское общество, объединяющее свободных граждан. В центре внимания находится человек. Именно по этой причине в 1991 г. Верховный Совет Российской Федерации принимает Декларацию прав и свобод человека и гражданина.
Исходя из этого, можно прийти к выводу, что государство признает приоритет человеческих прав и свобод, считая, что главной государственной обязанностью является защита чести и достоинства человека, а также его прав и свобод.
На долю правового государства выпало большое количество характеристик исследователей-философов в различных эпохах.
I период — Древние античные мыслители.
Правовое государство – это самая справедливая и разумная форма общения людей, когда закон является обязательным как для граждан, так и для самого государства.
II период — Период зарождения феодализма.
Цель правового государства – это обеспечение каждому лицу независимо использовать безопасность и имущество.
Таким образом, правовое государство в собственной деятельности непосредственно связано и ограничено правом, так как стоит под правом, а не вне и не над ним.
Пьянов Н. Консультации по теории государства и права
- формат
- размер
- добавлен
09 октября 2010 г.
Либертано-юридическая теория происхождения государства и права
В прошлом учеными было представлено большое количество теорий о сущности и происхождении государства, однако ученые-правоведы решили не останавливаться на достигнутом.
В каждую эпоху времени либо особо значительный период времени для человечества были предоставлены все новые и новые теории, связанные с природой происхождения государства.
В самом конце 20 века ученые подтвердили создание новой теории, которую стали именовать либертано — юридической. В соответствие с этой теорией государство и право формируются, функционируют, проходят свое развитие, существуют до нашего времени как два взаимосвязанных структурных элемента единого по своему содержанию порядка, способа и формы бытия, признания, осуществления и выражения человеческой свободы в их общественной жизни. В истории свобода отражается в процессе разложения первобытного общества и дифференциации его участников на свободных и несвободных.
Формирование права – это следствие усложнения общественных связей, обострения общественных противоречий, с регулированием которых нормы первобытного права справлялись все меньше и меньше.
На процесс создания права также оказало воздействие большое количество разного рода факторов, специфичный характер культурных, исторических, географических и других обстоятельств.
В частности, на территории Востока, где очень велико значение обычаев, традиций, религии, право формируется под их сильным влиянием. Базовыми правовыми источниками здесь являются воззрения и нормы нравственно-религиозного характера. В Европе же помимо обычаев все больше заявляли о себе правотворчество органов государства, а также прецеденты.
Право в юридическом смысле – это структуру обязательных для всех, формально установленных правовых положений, выражающих народную либо общественную волю, которое обеспечивается и устанавливается государством.
Также необходимо выделить следующие отличительные особенности права:
1)нормативность, то есть оно состоит из норм поведения, четко устанавливающих права и обязанности людей. В правовых нормах закрепляется эталон, поведенческая модель должного и возможного с позиции государства.
3)формальная определенность предполагает, что нормы права всегда находятся в письменной форме и обязательно должны быть облечены в строго определенную форму – законов, постановлений, указов. Данные акты должны приниматься по установленной процедуре, нарушение которой неизбежно влечет к признанию нормативного акта недействительным, то есть не обладающим правовой силой.
4)неперсонифицированный характер, то есть отсутствие конкретного адресата. Нормы права должны быть адресованы всем участникам общества, а не конкретным физическим или юридическим лицам.
5)право определяет народную волю.
Кашанина Т. Происхождение государства и права
- формат
- размер
- добавлен
18 января 2012 г.
Оглавление
Тема 5. Форма (устройство) государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Тема 6. Функции и обеспечивающая их структурная организация государства . . . 39
Тема 7. Государство в политической системе . . . . . . . . . . . . . . . . . .57
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Возможно, Вас так же заинтересуют следующие издания:
Кешикова Н. Теория государства и права
- формат
- размер
- добавлен
10 июня 2011 г.
Фондовые лекции — Теория государства и права
- формат
- размер
- добавлен
07 апреля 2010 г.
Предмет и методология, происхождение, понятие и сущность государства, механизм, форма государства, правосознание и правовая культура, нормы, источники права, система права, толкование норм права, правонарушения и т. д
Библиография
Научная и учебная литература:
1. Акчурин Т. Ф. Общая характеристика теорий происхождения государства // Журнал «Теоретические основы современного государства». – 2018. – 374c.
2. Алешин В. В. Теории происхождения государства: прикладной аспект (теологическая теория) // Журнал «Материалы ежегодной студенческой научной конференции международного еврейского института экономики, финансов и права». – 2015. – 295c.
4. Батейщиков А. И. Антось П. А., Рассказова Л. Ф. К вопросу о теологической теории происхождения государства в современных реалиях // Журнал «Вестник науки». – 2018. — № 1. – 204c.
5. Бошно С. В. Государство. // Право и современные государства.- Выпуск № 6 / 2017. – 363c.
6. Бутенко Л.П. Государство: его вчерашняя и сегодняшняя трактовка. // Государство и право, 2016. — № 7. – 419c.
7. Воробьева А. А. Связь теорий происхождения государства и права с современным социумом // Журнал «Гуманистический фактор в современном праве». – 2016. – 398c.
8. Гогин А.А., Липинский Д.А., Малько А.В. и др. Теория государства и права: учебник (под ред. А.В. Малько, Д.А. Липинского). — «Проспект», 2016 . –583c.
9. Дешко А. В. Шевцов А. Л. Практическая ценность применения теологической, патриархальной, договорной теорий происхождения государства в современных условиях // Журнал «Ценности и нормы правовой культуры». – 2016. – 343c.
10. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы: Государство и право.-2016. — 245 с.
11. Клочкова В. В. Происхождение государства как методологическая проблема теории государства и права. // Журнал Известия Южного федерального университета. Технические науки.-Выпуск № 1 (36) / 2018. – 389c.
12. Коновалов А.А., Лепетикова И. Ю., Мовчан А. В. Основные теории происхождения государства и права // Ростовский научный журнал. – 2017. – 290c.
13. Кудинов О.А. Теория государства и права: Учебник/– 2-е изд., перераб. и доп. – М: «Ось-89», 2016.- 476c.
14. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права: учебник: в 2 т. Т. 1. — 2-е изд., перераб. и доп. — «Проспект», 2016. – 398c.
15. Менкеева Е. Э., Яркина О. Э., Шаповалова А. М. Основные теории происхождения государства и права // Журнал «Научные исследования: от теории к практике». — №1. – 2017. – 452c.
16. Нагих С. И. О классификации теорий происхождения государства и права // Журнал «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики». – 2016. — № 9. – 343c.
17. Нагих С. И. Франц Оппегеймер о происхождении государства и его критика договорной теории происхождения государства и естественного права. // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал.Выпуск № 6 / 2015. – 293c.
18. Осипян Б.А. Причины разнообразия форм государственного правления и устройства // Современное право. — 2015. — №1. – 407c.
19. Перевалов, В. Д. Теория государства и права : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 341 с.
20.Петров И. В. Патриархальная теория происхождения государства и права и проблема матриархата // Журнал «Международный журнал экспериментального образования». – 2015. – № 5 (часть 1) – 431с.
21. Петров И. В. Теологическая теория происхождения государства и права // Журнал «Международный журнал экспериментального образования». – 2015. – № 5 (часть 1) – 407с.
22. Петров И. В. Теория насилия о происхождении государства и права и факторы формирования древнерусской державы //Журнал «Международный журнал экспериментального образования». – 2015. – № 5 (часть 1) – 422с.
23. Протасов, В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для СПО / В. Н. Протасов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 495 с.
24. Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник для бакалавров — «Проспект», 2016. – 632с.
25. Ромашов Р. А. Теория государства и права : учебник и практикум для академического бакалавриата / Р. А. Ромашов. — М. : Издательство Юрайт, 2018.- 559с.
26.Рязанцева М. П., Антось П. А. К вопросу о месте органической теории происхождения государства в современной науке о государстве и права // Журнал «Вестник науки». — № 1. – 2018. – 329с.
27. Теория государства и права: учебник / А.И. Гомола. — Москва : Юстиция, 2017. — 205 с.
28. Теория государства и права : учебник / Л.А. Морозова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 464 с.
29.Теория государства и права: учебник / С. С. Горохова. – М.: Право и юридические науки. 2016. – 284с.
30. Теория и методология юридической науки: Часть вторая : История, социология и отраслевые юридические дисциплины : учебник для магистратуры : в 2 ч. / отв. ред. М. Н. Марченко. — М. : Норма : ИНФРА-М 2019. — 288 с.
31. Титкина Е. О. Теория насилия как одна из самых распространенных теорий происхождения государства // Журнал «Вестник института мировых цивилизаций». – 2017. — № 14. – 351с.
32. Цыганов В.И. Современная юридическая наука о происхождении государства // Журнал «Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки». – 2016.- 386с.
33. Чиркин В. Е. Три ипостаси государства. // Государство и право.- 2015.-№ 8.-294с.
34.Чуприн Д. А. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого в историческом этапе развития науки и в истории правовой мысли // Журнал «Концепт». – 2018. – 287с.
35.Шадрина Е. Н. «Общественный договор» Томаса Гоббса: историко-философская реконструкция концепции // Журнал «Вестник Вятского государственного университета». – 2017. – 364с.
36. Шпель П. А. Либертано — юридическая теория правопонимания // Журнал «Юридические науки». — № 10. – 2017. – 345с.
37. Щелоков Д. В. Обзор основных теорий о природе возникновения государства // Журнал «Вестник университета». – 2017. – 378с.
Экономические, политические и духовные предпосылки возникновения государства и права
Приблизительно с 7 тысячелетия до нашей эры наступает новая эпоха в истории древнего человека, ее принято именовать неолитической революцией, так как осуществляется она в период позднего неолита (то есть каменного века). Данный период определяется началом перехода от присваивающего хозяйства (рыбная ловля, охота, собирательство) к производящему — земледелию и скотоводству.
Наступает период шлифованных каменных орудий. Постепенно появляются лук, костяная, каменная и деревянная мотыга. Впервые приручается первое домашнее животное – это собака. Человек научился выплавлять и применять мягкие цветные металлы – олово, медь, серебро, золото, а после этого — железо. Человек получает навыки техники земледелия, разводит молочный и рабочий скот.
Развитие земледелия в районах Древнего Египта и Ближнего Востока давало очень высокие урожаи зерновых. На этом основании стал возможен быстрый рост населения Двуречья, Малой Азии, Средиземноморья, долины Нила, некоторых иных европейских регионов.
По современным представлениям земледелие и скотоводство возникают приблизительно на одном историческом этапе. В зависимости от почвы и климата в одних регионах мира могло преобладать земледелие, в других — наоборот, скотоводство. Древнейшие нильские поселения (Египет), так же как и те, которые открыты в Месопотамии, Иране, Средней Азии, некоторых областях Европы, указывают на преимущественно земледельческий характер возникших здесь культур.
Наконец, торговля привела к формированию сословия (страты) купцов, а развитие ремесел — к выделению ремесленников, градостроителей. Возникают города-государства, и основное земледельческое население попадает в зависимость от городских центров, где сосредотачиваются не только ремесло и торговля, но и управленческая, военная, духовная знать.
Таким образом, производящее хозяйство вело к общественному разделению труда, социальной, в том числе классовой, дифференциации, имущественному расслоению населения, делению на богатых и бедных, господ и рабов, неравноправные касты. У некоторых народов (Древняя Греция, Рим, Троя, Карфаген и другие античные полисы) рабовладение постепенно стало основным укладом. В Европе в первом тысячелетии н.э. разложения родового строя вело к феодальным отношениям. Другим важным социальным последствием неолитической революции стал переход от родовой общины к соседской (крестьянской).
В странах Древнего Востока (Китай, Индия, Вавилон) сельская община, выполняя, в частности важную роль в организации орошения земли, оказалась особенно жизнеспособной. Осуществляя коллективное владение землей, она стала мощной преградой развития частной собственности на землю. Уравнительное землепользование в сельской общине серьезно тормозило расслоение общества на бедных и богатых.
Важным фактором, который ускорил переход от родового строя к государству, был рост значения войн и военной организации племен. Как отмечал Ф. Энгельс, войны между племенами стали вестись с целью грабежа и сделались средством постоянного обогащения за счет захвата стад и рабов.
Таким образом, для разложения первобытнообщинного строя и преобразования родоплеменной власти в государство имели первостепенное значение развитие производительных сил, имущественная и социальная (в том числе классовая) дифференциация.
Обобщая можно сгруппировать все вышеперечисленные факторы в отдельные группы:
Экономические причины — это условия развития экономической системы, вызвали необходимость государственно-правовой регламентации экономических отношений. Среди них: три разделения труда, появление избыточного продукта, внутриродовое неравенство и появление частной собственности.
Политические причины, определившие необходимость совершенствования властных полномочий. Среди них: невозможность существования родоплеменной организации общества в новых исторических условиях, появление социальных групп с различными интересами и потребность в новом способе власти с усовершенствованным аппаратом и возможностью осуществлять принуждение.
Социальные причины — это условия, повлекшие осложнение отношений между людьми. Среди них: ликвидация общинного коллективизма; появление социальных противоречий; упорядочение отношений между людьми.
Психологические причины определили особенности развития психики и сознания человека. Среди них: осознание таких понятий, как права и обязанности, а также появление чувств.
Таким образом, возникновение государства и права является следствием внутреннего развития общества, его экономики, что привело к возникновению социальных групп и разнообразных интересов, необходимости упорядочения общественных отношений и функционирования общества как целостной системы.
Теологическая, патриархальная, органическая теория государства и права
По всей видимости, нет никакого смысла изучать точки зрения, исходящие из непознаваемости путей формирования и сущности государства и права, а также тенденции, которые отождествляют государство и общество, которые считают, что право и государство – это вечные явления, которые характерны для любого общества, так как возникают вместе с ним в одно и то же время. Следует рассмотреть теории, различающие общество и государство, а также выделяющие происхождения права и государства как специфической проблемы.
Теологическую теорию невозможно доказать, так же, как и нельзя в прямой форме опровергнуть: вопрос о ее истине подлежит решению совместно с вопросом о существовании Высшего Разума и Бога, то есть — это, в конечном счете, вопрос веры.
Патриархальная теория была сформирована глубоко в древности, в качестве ее основателя выступает Аристотель, но такие идеи были высказаны и в сравнительно недалекие времена (Михайловский, Фильмер и т.д.).
Сущность данной теории заключается в том, что государство формируется из разрастающейся семьи. Глава данной семьи является главой государства, т.е. монархом. Его власть, следовательно, — это продолжение власти потомков, монарх выступает в качестве отца для всех своих подданных. Из данной теории логично вытекает вывод о необходимости подчинения всех людей власти государства и ее законам.
Базовые нормы патриархальной теории в убедительной форме опровергаются наукой современности. Нет ни одного свидетельства из истории такого способа формирования государства. Наоборот, определено, что семья на патриархальной основе была создана вместе с государством во время разложения первобытно — общинного строя. Также в обществе, где существует подобная семья, связи родственников довольно быстро утрачиваются.
Одновременно данная теория привлекает внимание к семье. Семья – это небольшая ячейка общества, и ее форма, и существование воздействуют на общественное развитие, образуют некоторые предпосылки для формирования государства.
Органическая теория сформировалась в 19 веке по причине возникших успехов естествознания, несмотря на то, что определенные идеи были высказаны существенно раньше. Так, определенные мыслители Древней Греции, в т. ч. Платон считали, что государство – это организм, а государственные законы – это процессы психики человека.
Согласно органической теории происхождения государства и права само человечество формируется как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Постоянное развитие приводит к консолидации людей в процессе естественного отбора в один, единый организм – государство, где правительство исполняет мозговые функции, осуществляет управление всем организмом, применяя, в частности, право как импульсы, которые передаются мозгом. Низшие классы осуществляют реализацию внутренних функций, т.е. проводят обеспечение ее жизнедеятельности, а господствующие классы реализуют внешние функции, т.е. оборону и нападение.
Некорректность органической теории в формировании государства и права можно определить в следующем. Все сущее обладает разными уровнями проявления, жизнедеятельности и бытия. Развитие каждого из уровней устанавливается характерными данному уровню законами (законами биологии и химии, классической и квантовой механики).
Заключение
Исходя из всего вышеизложенного, можно прийти к следующим выводам.
Идея государства происходит из самой глубины человеческого сознания. На различных этапах развития народы и племена приходили, часто независимо друг от друга, к общему выводу о необходимости создания охраны своей безопасности, прав и свобод. Основной причиной возникновения государства у разных народов явилась осознанная необходимость общего управления для соблюдения жизненно важных условий существования. В государстве народ имеет возможность объединить свои силы, дисциплинировать их направить на достижение экономических, политических и социальных целей.
Создавая государство, люди вместо подчинения стихийным силам подчиняются верховной власти, которую сами сознательно создали. Таким образом, они выходят их состояния слепого подчинения внешним обстоятельствам и приобретают независимость, первое условие действительной свободы. Государство как сознательная сила в конечном итоге возьмет верх над силами внешними, бессознательными.
Термин «государство» обычно употребляют в двух значениях. В широком смысле он понимается как страна, общество, расположенное на определенной территории и управляемое органами высшей власти. В узком смысле — это исторически сложившаяся организация, обладающая верховной властью на данной территории.
Государство — основной институт политической системы, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, выполнение общих дел.
Опыт развития истории отчетливо показывает, что причины происхождения государства и права необходимо искать во всем комплексе закономерностей, которые порождают общественную жизнь и индивидуальную жизнь человека. И здесь основная задача заключается в том, чтобы не отрицать многообразие научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, которая объясняет сущность явления не в одностороннем порядке, а во всем многообразии его проявлений в реальной жизни.
Существует большое количество теорий происхождения государства и права. Подобный плюрализм научных взглядов обуславливается историческими признаками общественного развития, своеобразием тех либо других регионов мира, идеологическими приверженностями исследователей, задачами, которые они ставят перед собой, а также иными причинами.
Общая характеристика организации возникновения общества предполагает выделение нескольких наиболее значимых для юридической науки социальных сфер: социального устройства; производства и распределения материальных благ; социальной власти и управления.
Процесс образования государства — это не одномоментный процесс. Государство появляется постепенно и не ранее того, пока будут созданы для него предпосылки. Одной из таких предпосылок является создание для него материальных основ.
Общество должно накопить определенный излишек продукта, позволяющий освободить от непосредственного участия в материальном производстве некоторую группу людей, дав им возможность заниматься только управлением. Разные народы приходят к государственности в различное время: одни раньше, другие позднее, поскольку не у всех одинаково создается материальная база для образования государства.
Возникновение специализированного и иерархически организованного аппарата управления делами общества можно по праву считать управленческой революцией.
Государство как несколько тысячелетий назад, так и поныне является основным субъектом политической власти. Государство оказывает воздействие на всю политическую жизнь общества, политическую систему, политическое поведение человека и одновременно находится под влиянием последних.
Государство — это результат возникновения, наряду со специализацией в производственной сфере (экономической специализацией), специализации в сфере управленческой (политической специализации).
Рассмотренные нами теории по-разному объясняют причины происхождения государства. Попытка их обобщения и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.
Государство непосредственно связано с правом и приводит через него свои установления. Право не существует без государства, оно является его непосредственным продуктом.
С точки зрения современных представлений процесс исторического развития государства и права состоит в постепенном превращении государства на один из элементов гражданского общества, иметь целью упорядочение и регулирование общественных отношений, превращение человека в наивысшую социальную ценность.