- РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
- (В редакции Федерального закона от 21. 2022 № 455-ФЗ)
- Новая пенсионная формула
- Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
- Размер государственных пособий и выплат гражданам, имеющим детей (подготовлено экспертами компании «Гарант»)
- Как индексируется пенсия
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Принят Государственной Думой 10 апреля 2015 года
Одобрен Советом Федерации 15 апреля 2015 года
1. Лица, получившие в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее — Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей») государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и проживающие на территории Российской Федерации (за исключением лиц, указанных в части 2 настоящей статьи), имеют право на единовременную выплату за счет средств материнского (семейного) капитала (далее — единовременная выплата) в размере 20 000 рублей в случае, если право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» возникло (возникает) по 31 декабря 2015 года включительно независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.
2. Лица, получившие в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и проживающие на территории Российской Федерации, размер части средств материнского (семейного) капитала которых в результате его использования в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» составляет менее 20 000 рублей, имеют право на единовременную выплату в размере фактического остатка средств материнского (семейного) капитала на дату подачи заявления о предоставлении такой выплаты.
3. В случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», право на единовременную выплату имеет ребенок (дети в равных долях) по достижении им (ими) совершеннолетия либо по приобретении им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия. Единовременная выплата может быть получена при условии достижения ребенком (детьми) совершеннолетия либо приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия по 31 декабря 2015 года включительно и если указанная единовременная выплата ранее не была получена его (их) родителями (усыновителями) или иным законным представителем.
4. Заявление о предоставлении единовременной выплаты подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг не позднее 31 марта 2016 года.
5. Размер материнского (семейного) капитала, установленный в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», уменьшается на сумму единовременной выплаты, которая перечисляется на счет лица, открытый в российской кредитной организации.
6. Порядок осуществления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала, а также правила подачи заявления о ее предоставлении устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
Положения настоящего Федерального закона применяются до 1 июля 2016 года.
Президент Российской Федерации В. Путин
Принят Государственной Думой 15 декабря 2015 года
Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2015 года
(В редакции Федерального закона от 21. 2022 № 455-ФЗ)
Пункт 3 статьи 23 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года № 36-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 18, ст. 565; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 17, ст. 1915; 1999, № 29, ст. 3696; 2003, № 2, ст. 160; 2011, № 29, ст. 4296; № 49, ст. 7039; 2013, № 27, ст. 3454, 3477; 2014, № 30, ст. 4217) дополнить абзацем следующего содержания:
«граждане, получающие государственную социальную помощь на основе социального контракта, при наличии в нем условия о прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования.».
Внести в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-I) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 21, ст. 699; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 32, ст. 1861; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4561; 1996, № 51, ст. 5680; 2000, № 33, ст. 3348; 2001, № 7, ст. 610; 2002, № 50, ст. 4929; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 50, ст. 5285; 2009, № 30, ст. 3739; 2011, № 47, ст. 6608; 2013, № 27, ст. 3477) следующие изменения:
1) статью 4 изложить в следующей редакции:
«Статья 4. Понятие социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, — система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.
Меры социальной поддержки, предусмотренные абзацем четвертым пункта 4, пунктами 6, 8 — 10 и 13 части первой статьи 18, пунктами 5 — 7 части второй статьи 19, абзацем четвертым пункта 4 части второй статьи 20 настоящего Закона, предоставляются при условии постоянного проживания (работы) граждан (за исключением детей, родившихся в зонах отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом), а меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2 и 3 части первой статьи 25 настоящего Закона, предоставляются при условии постоянного проживания детей и подростков в возрасте до 18 лет в зонах отселения, проживания с правом на отселение, в том числе перед их переселением из этих зон (за исключением детей, родившихся в данных зонах, а также детей первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1 — 3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей), непосредственно перед предоставлением указанных мер:
1) в зоне отселения — не менее 1 года;
2) в зоне проживания с правом на отселение — не менее 3 лет;
3) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом — не менее 4 лет.
Предоставление ежемесячной денежной выплаты в соответствии со статьей 271 настоящего Закона гражданам, указанным в пунктах 7 — 9 части первой статьи 13 настоящего Закона, детям и подросткам в возрасте до 18 лет, постоянно проживающим в зонах отселения, проживания с правом на отселение, в том числе перед их переселением из этих зон, а также детям и подросткам в возрасте до 18 лет, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (за исключением детей, родившихся в зонах отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом, а также детей первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1 — 3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей), осуществляется при условии их постоянного проживания (работы) непосредственно перед предоставлением указанной денежной выплаты:
Ежемесячная выплата, указанная в пункте 7 части первой статьи 18 настоящего Закона, осуществляется при условии постоянного проживания (работы) граждан непосредственно перед датой рождения ребенка, на которого назначается выплата:
В случае пересмотра в соответствии с частью третьей статьи 7 настоящего Закона границ зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо переезда граждан на постоянное место жительства в зоны отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом из указанных зон, либо смены места работы в пределах указанных зон меры социальной поддержки и выплаты, предусмотренные частями второй, третьей и четвертой настоящей статьи, предоставляются с учетом времени постоянного проживания (работы) в указанных зонах, исчисляемого в следующем порядке:
1) каждый год проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом считается за три месяца проживания (работы) в зоне отселения;
2) каждый год проживания (работы) в зоне проживания с правом на отселение считается за четыре месяца проживания (работы) в зоне отселения;
3) каждый год проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом считается за девять месяцев проживания (работы) в зоне проживания с правом на отселение.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;
2) пункт 7 части первой статьи 18 изложить в следующей редакции:
«7) ежемесячная выплата на каждого ребенка:
до достижения возраста полутора лет — в размере 3 000 рублей;
в возрасте от полутора до трех лет — в размере 6 000 рублей;».
Внести в Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года № 40-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 3, ст. 168; 2000, № 2, ст. 161; 2002, № 48, ст. 4743; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 52, ст. 5576) следующие изменения:
1) в статье 1 слова «ветераны государственной службы,» исключить;
2) пункт 1 статьи 5 после слов «СССР или Российской Федерации,» дополнить словами «либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации,»;
3) статью 6 признать утратившей силу;
4) в статье 7:
а) подпункт 2 пункта 1 изложить в следующей редакции:
«2) награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.»;
б) дополнить пунктом 11 следующего содержания:
«11. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.».
Внести в Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 21, ст. 1929; 1998, № 31, ст. 3812; 1999, № 29, ст. 3692; 2000, № 29, ст. 3002; 2001, № 23, ст. 2284, 2285; 2002, № 30, ст. 3033; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 50, ст. 5285; 2007, № 44, ст. 5281; 2008, № 9, ст. 817; № 30, ст. 3616; 2009, № 30, ст. 3739; 2012, № 31, ст. 4322; 2013, № 19, ст. 2331; № 23, ст. 2887; № 27, ст. 3477; 2014, № 23, ст. 2930) следующие изменения:
1) в статье 3:
а) в абзаце шестом части первой слово «ежемесячное» исключить;
б) в части третьей слово «ежемесячного» исключить;
2) в абзаце пятом части первой статьи 4 слово «ежемесячного» исключить;
3) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 21.11.2022 № 455-ФЗ)
4) в части второй статьи 18 слово «ежемесячного» исключить.
Внести в Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29, ст. 3699; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2006, № 48, ст. 4945; 2007, № 43, ст. 5084; 2008, № 9, ст. 817; № 29, ст. 3410; № 52, ст. 6224; 2009, № 18, ст. 2152; № 30, ст. 3739; № 52, ст. 6417; 2010, № 50, ст. 6603; 2011, № 27, ст. 3880; 2012, № 31, ст. 4322; № 53, ст. 7583; 2013, № 19, ст. 2326, 2331; № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6961; 2014, № 11, ст. 1098; № 30, ст. 4217; 2015, № 48, ст. 6724) следующие изменения:
а) абзац первый дополнить словами «, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами»;
б) абзац второй признать утратившим силу;
2) дополнить главой 21 следующего содержания:
«Глава 21. Единая государственная информационная система социального обеспечения
Статья 69. Назначение единой государственной информационной системы социального обеспечения и общие требования к ней
1. Единая государственная информационная система социального обеспечения (далее — информационная система) является федеральной государственной информационной системой, создаваемой в целях обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, информацией о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых населению в Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, путем использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, входящей в инфраструктуру электронного правительства.
2. В информационной системе могут обрабатываться сведения, содержащиеся в федеральных, региональных, муниципальных регистрах, иных государственных и региональных информационных системах в сфере социальной защиты (поддержки) и информационных системах организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты.
3. К задачам информационной системы относятся:
1) формирование и ведение классификатора мер социальной защиты (поддержки) и перечня категорий получателей мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат;
2) предоставление пользователям информационной системы информации об основаниях, условиях, способах, формах и фактах предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также сведений об организациях, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты;
3) контроль соблюдения гарантированного объема и качества предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат.
4. Информационная система содержит в себе следующую основную информацию:
1) сведения о лице, имеющем право на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии), а также фамилия, которая была у лица при рождении;
д) сведения о гражданстве;
е) данные паспорта (иного документа, удостоверяющего личность);
ж) данные свидетельства о рождении;
з) адрес места жительства (места пребывания, фактического проживания);
и) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
л) сведения о выплатах и иных вознаграждениях, полученных лицом в связи с осуществлением трудовой деятельности;
м) сведения о периодах трудовой деятельности и (или) иной деятельности;
н) сведения о периодах трудовой и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж для назначения страховой пенсии, в том числе периодах трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и иных периодах, засчитываемых в страховой стаж;
о) сведения о сумме назначенной страховой пенсии, накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению;
п) сведения об основаниях пребывания или проживания в Российской Федерации (для иностранного гражданина, лица без гражданства, в том числе беженца);
2) персонифицированные сведения о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
3) персонифицированные сведения о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов;
4) сведения об организациях, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты;
5) сведения об индивидуальных предпринимателях, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты;
6) информация о федеральных законах и иных нормативных правовых актах, на основе которых осуществляется предоставление мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат гражданам в Российской Федерации;
7) сведения о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, с указанием их вида, условий, способов и форм их предоставления, категорий лиц, имеющих право на получение указанных мер и услуг, а также их возможных объемов в натуральной форме либо денежном выражении и иные сведения;
8) сведения об информационных ресурсах, используемых для предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат;
9) сведения о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах за определенный период;
10) иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации.
5. Состав информации, размещаемой в информационной системе, и источники такой информации определяются Правительством Российской Федерации.
6. В составе информационной системы формируется классификатор мер социальной защиты (поддержки) (далее — классификатор), являющийся базовым государственным информационным ресурсом. Порядок формирования классификатора, его актуализации и использования участниками информационного взаимодействия при размещении информации в информационной системе утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
7. Сведения, составляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, включая тайну усыновления и врачебную тайну, и документы, содержащие такие сведения, не подлежат размещению в информацион
Новая пенсионная формула
С 1 января 2015 года действует новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования — так называемая «новая пенсионная формула». Трудовая пенсия трансформируется в два вида пенсий: страховую и накопительную.
Для расчета страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости, необходимо иметь 30 и более пенсионных баллов, однако эта норма в полной мере начнет действовать с 2025 года, а в 2015 году достаточно будет иметь 6,6 баллов.
Меняются и требования к минимальному стажу для получения права на пенсию по старости. С нынешних 5 лет он вырастет до 15 лет. Однако, как и в случае с пенсионными баллами, предусмотрен переходный период: в 2015 году требуемый минимальный стаж составит 6 лет и будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться — по 1 году с каждым годом.
Стоит отметить, что в новой пенсионной формуле, помимо периодов трудовой деятельности, баллы также будут начисляться за социально значимые периоды жизни человека, такие как военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком, период ухода за ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет и др.
С 1 января 2015 года стоимость пенсионного балла составляет 64,1 рубля, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии — 3 935 рублей. Но уже с 1 февраля 2015 года стоимость балла и размер фиксированной выплаты будут проиндексированы на фактически сложившийся индекс потребительских цен за 2014 год — прогнозно на 11,5%.
Все сформированные на сегодня пенсионные права при конвертации в пенсионные баллы сохраняются, их размер не будет уменьшен.
Все уже назначенные пенсии при конвертации пенсионных прав в баллы не могут быть уменьшены.
Самые важные изменения в законодательстве, вступающие в силу с 1 января 2015 года
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Труд и трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Основы государственно-правового устройства
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Строительство, градостроительство и архитектура
Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ
Административные правонарушения, административная ответственность
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Оборона, воинская обязанность, военная служба
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Гражданское право, приватизация
Банковская деятельность, контроль за противодействием легализации (отмыванию) доходов
Ценные бумаги, фондовый рынок
Лицензирование отдельных видов деятельности
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Получить бесплатный доступ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Размер государственных пособий и выплат гражданам, имеющим детей (подготовлено экспертами компании «Гарант»)
Размер государственных пособий и выплат гражданам, имеющим детей
1. Пособие по беременности и родам
Выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью:
— 70, в случае многоплодной беременности — 84, календарных дней
— 70, в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110, календарных дней .
При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его усыновления и до истечения 70 календарных дней (в случае одновременного усыновления двух и более детей — 110 календарных дней) со дня рождения ребенка (детей).
1.1. Женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию в связи с материнством
О минимальном размере дневного пособия (из МРОТ) см. справку
1.2. Женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию
1.3. Женщины, обучающиеся по очной форме обучения
Размер пособия по беременности и родам женщинам этой категории устанавливается в размере стипендии.
1.4. Женщины, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в войсках национальной гвардии, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах принудительного исполнения РФ, в таможенных органах
Размер пособия по беременности и родам женщинам этой категории устанавливается в размере денежного довольствия.
2. Единовременное пособие при рождении ребенка, при передаче ребенка в семью, при усыновлении ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше 7 лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами
3. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет
* Лицам, указанным в абзацах третьем и пятом части первой статьи 13 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ.
** Лицам, указанным в абзаце втором части первой статьи 13 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ. Для указанных лиц максимальный размер ежемесячного пособия не предусмотрен. Указанный в справке размер определен расчетным путем.
С 2013 года ограничена величина среднего дневного заработка: он не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС России за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4. Размер пособия составляет 40 процентов среднего заработка.
(1 032 000+1 917 000) / 730 = 4 039,73 руб/день
Maх = 4 039,73 руб/день х 30,4 х 40% = 49 123,12 руб/месяц
(966000+1032000 руб.) : 730 = 2736,99 руб/день
Maх = 2736,99 руб/день х 30,4 х 40% = 33281,80 руб/месяц
(912000+966000 руб.) : 730 = 2572,60 руб/день
Maх = 2572,60 руб/день х 30,4 х 40% = 31282,82 руб/месяц
*** 40% МРОТ (ч. 1.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ)
Подробнее см. в Энциклопедии решений:
— Расчет ежемесячного пособия по уходу за ребенком в ситуации, когда заработок отсутствует или ниже МРОТ в расчете за месяц;
— Расчет пособия из МРОТ при неполном рабочем времени
4. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
5. Размер материнского капитала
Срок действия программы материнского (семейного) капитала продлен до 31 декабря 2026 г.
Куда можно потратить маткапитал см. статью 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ
О ежемесячной выплате из средств материнского капитала семьям с низким доходом см. раздел 6.1 справки
Заказать выписку по остатку материнского капитала можно на портале Госуслуг
С 1 января 2020 г. — при рождении первого, второго, третьего или последующего ребенка:
С 1 января 2007 г. по 31 декабря 2019 г. — при рождении второго или последующего ребенка:
6. Пособия и выплаты семьям с низким доходом
6.1. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста 3 лет
— второй ребенок рожден начиная с 1 января 2007 г.;
— третий ребенок или последующие дети родились начиная с 1 января 2007 г., если ранее право на выплату не было реализовано;
— первый ребенок рожден начиная с 1 января 2020 г.;
— размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ
6.2. Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка
— срок беременности составляет 6 и более недель и постановка на учет в медицинской организации осуществлена в срок до 12 недель;
— размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте РФ по месту их жительства (пребывания) или фактического проживания, установленную на дату обращения за назначением указанного пособия;
— наличие определенного имущества и сбережений
Право на получение назначенного до 1 января 2023 г. ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, сохраняется за гражданами до окончания периода, на которое было назначено указанное пособие, или до назначения данным гражданам ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка и реализуется в порядке и на условиях, действовавших до 1 января 2023 г.
Ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности
— наличие определенного имущества и сбережений
Лицам, имеющим детей в возрасте от 3 до 17 лет
Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно
— размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты;
— наличие определенного имущества и сбережений
Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 16 лет включительно
— ребенок — гражданин РФ, постоянно проживает на территории РФ;
— размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте РФ на дату обращения за назначением указанного пособия
1. Гражданам, которые приобретут с 1 января 2015 года право на ежемесячную денежную выплату, предусмотренную Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», частью 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», одновременно с указанной выплатой с 1 января 2015 года будет предоставляться государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» с удержанием из состава начисленной ежемесячной денежной выплаты суммы средств, направляемых на оплату предоставления набора социальных услуг.
2. Граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, до 1 октября 2015 года вправе обратиться с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) начиная с 1 января 2016 года в порядке, установленном Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
3. Граждане, которые приобретут с 1 января 2015 года право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска», Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», до 1 октября 2015 года вправе обратиться с заявлением о предоставлении набора социальных услуг начиная с 1 января 2016 года в порядке, установленном Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
4. Гражданам, удостоенным звания Героя Советского Союза, полным кавалерам ордена Славы и членам их семей, гражданам, удостоенным звания Героя Социалистического Труда, полным кавалерам ордена Трудовой Славы устанавливается начиная с 1 января 2015 года ежемесячная денежная выплата, предусмотренная Законом Российской Федерации от 15 января 1993 года N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федеральным законом от 9 января 1997 года N 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», при условии подачи заявления об установлении указанной выплаты по 31 декабря 2014 года включительно.
5. Решение об установлении ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим право на получение такой выплаты, за исключением граждан, указанных в части 4 настоящей статьи, принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений, представляемых федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная или приравненная к ней служба, и при необходимости представляемых другими федеральными органами исполнительной власти, органами социальной защиты Республики Крым и города федерального значения Севастополя, которые должны быть представлены до 31 декабря 2014 года в рамках соглашений об информационном взаимодействии, заключенных между Пенсионным фондом Российской Федерации и указанными органами. Если такие сведения не были представлены в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации до 31 декабря 2014 года, решение об установлении и о выплате за период с 1 января 2015 года ежемесячной денежной выплаты принимается на основании заявления гражданина, поданного не позднее 31 декабря 2015 года.
Федеральный закон принят Государственной Думой 21 декабря
2017 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 года.
В целях сохранения позитивных демографических тенденций в стране Федеральным законом предусматривается предоставление дополнительных мер
государственной поддержки в виде ежемесячной выплаты семьям в связи с рождением
(усыновлением) первого ребёнка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением
(усыновлением) второго ребёнка.
Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением
(усыновлением) первого ребёнка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением
(усыновлением) второго ребёнка приобретут граждане Российской Федерации,
постоянно проживающие на территории Российской Федерации, в случае если
ребенок рождён (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином
Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает
1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения,
установленную в субъекте Российской Федерации.
Размер ежемесячной выплаты предлагается приравнять к размеру
прожиточного минимума для детей, установленному в субъекте Российской Федерации
за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной
выплаты.
Функции по осуществлению ежемесячной выплаты при рождении
(усыновлении) первого ребёнка возлагаются на органы социальной защиты
населения, при рождении (усыновлении) второго ребёнка – на территориальные
органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Ежемесячная выплата будет назначаться на срок один год. По истечении этого срока гражданин должен будет подать новое заявление о назначении указанной выплаты на срок до достижения ребёнком возраста полутора
лет.
Согласно Федеральному закону средства на осуществление
ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка
передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации в виде
субвенций из федерального бюджета.
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением)
второго ребёнка будет осуществляться за счёт средств материнского (семейного)
капитала, предусмотренного Федеральным законом «О дополнительных мерах
государственной поддержки семей, имеющих детей».
Федеральным законом определяется, какие виды доходов,
полученные в денежной форме, учитываются при расчёте среднедушевого дохода
семьи для назначения ежемесячной выплаты.
Порядок осуществления ежемесячной выплаты, порядок обращения
за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий
документов, сведений), необходимых для её назначения, будут установлены
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
Законодательством России предусмотрена ежегодная индексация страховых пенсий всех ее видов — по старости, инвалидности и потере кормильца. Процедура индексации заключается в увеличении на определенный процент стоимости фиксированной выплаты к пенсии (ФВ) и пенсионного коэффициента (СПК). Именно эти две величины применяются при расчете размера пенсионного обеспечения. Из-за повышения на определенный процент СПК и ФВ сумма страховой пенсии тоже увеличивается на тот же самый процент.
Законом установлено, что индексация должна осуществляться на процент не ниже инфляции предыдущего года. Однако фактически ежегодное повышение проходило несколько иначе (см. таблицу по годам). Схема, в соответствии с которой увеличивали пенсионное обеспечение, начиная с 2015 года, выглядит следующим образом:
Как индексируется пенсия
Повышение страховых пенсий осуществляется путем увеличения стоимости пенсионного балла (СПК) и фиксированной выплаты (ФВ). Эти два параметра используются в формуле расчета размера страховой пенсии (СП):
в которой ИПК — это индивидуальный пенсионный коэффициент пенсионера, а именно количество баллов, накопленных на его лицевом счете в ПФР (теперь СФР). В результате увеличения ФВ и СПК на определенный процент страховая пенсия тоже увеличивается на этот же процент, то есть индексируется.
По закону, увеличение стоимости балла и фиксированной выплаты производится ежегодно в два этапа:
Нужно отметить, что фактическая схема увеличения пенсий по годам значительно отличалась от порядка, установленного законом № 400-ФЗ.