- Логопедические игры
- Домашняя логопедическая тетрадь «Учим проблемные звуки», комплект из 8 штук
- Логопедические игры «Чаепитие на даче у Ч»
- IQ- игра с прищепками «Весёлая стирка»
- IQ-игра с прищепками «Найди хвост»
- IQ-игра с прищепками «Буквы и слоги»
- PlayFoam «Pluffle»
- Smart-пазлы. Кто чей малыш?
- «Игра-бродилка» логопедическая
- «Ручка тренажер» для детей и взрослых
- «Ручка тренажер» для правшей
- Авторская игра-сортер «Грузовички»
- Авторское игровое пособие «Профессии»
- Авторское пособие «Баночки с фруктами»
- Авторское пособие «Большой-маленький»
- Методика Новиковой-Иванцовой
- «Мои первые слова» Н. Шишкиной
- Методика Татьяны Грузиновой
- Библиотека 22673
- Теги
Логопедические игры
Тут вы найдете материал для индивидуальных и подгрупповых занятий
Сравнение товаров (0)
Домашняя логопедическая тетрадь «Учим проблемные звуки», комплект из 8 штук
Логопедические игры «Чаепитие на даче у Ч»
IQ- игра с прищепками «Весёлая стирка»
IQ- игра с прищепками «Весёлая стирка» от Zabiaka.Кошечка затеяла большую стирку, да вот только..
IQ-игра с прищепками «Найди хвост»
IQ-игра с прищепками «Найди хвост» для изучения животных.В наборе:- 15 прищепок,- 30 фигурных карточ..
IQ-игра с прищепками «Буквы и слоги»
IQ-игра с прищепками «Буквы и слоги», учимся читать, по методике Монтессори от Забияка.Учим слова, ч..
PlayFoam «Pluffle»
ПлэйФоум «Pluffle» (9 элементов) EI-1940 от Learning Resources.Завораживающая масса ПлэйФ..
13 990.00 р.
Smart-пазлы. Кто чей малыш?
Развивающая игра «Smart-пазлы. Кто чей малыш?», 30 карточек от Лас Играс.Благодаря Смарт пазлам ребё..
«Игра-бродилка» логопедическая
Настольная «Игра-бродилка» логопедическая от Лас Играс.Создаёт хорошее настроение и помогает провест..
«Ручка тренажер» для детей и взрослых
«Ручка тренажер» для правшей
Авторская игра-сортер «Грузовички»
Авторская игра-сортер «Грузовички» из дерева.В набор входит:- 4 машины разного цвета;- Разноцветные ..
1 650.00 р.
Авторское игровое пособие «Профессии»
Авторское игровое пособие «Профессии» из дерева.В набор входит 15 фигурок людей разных професси..
1 550.00 р.
Авторское пособие «Баночки с фруктами»
1 500.00 р.
Авторское пособие «Большой-маленький»
Авторское пособие «Большой-маленький» из дерева.Набор способствует развитию речи и мышления у д..
Показано с 1 по 15 из 1086 (всего 73 страниц)
Cайт Издательства «Планета» (www.planeta-kniga.ru) использует файлы cookie и другие средства сохранения и анализа действий посетителей сайта
подробнее в пользовательском соглашении. Продолжая использовать этот сайт,
Вы соглашаетесь с использованием данных технологий.
Интернет сделал видеокурсы очень популярной формой контента, а нынешняя пандемийная реальность еще больше повысила их актуальность. Кроме того, благодаря развитию технологий записывать видеокурсы стало не так уж сложно. И всё же качественных видеокурсов, созданных логопедами-дефектологами для дистанционной помощи детям с особыми образовательными потребностями, сегодня гораздо меньше, чем другого обучающего видеоконтента. Причины этого понятны: далеко не все приемы логопедической работы можно без потери качества реализовать в дистанционном формате. Однако положительный опыт в этой сфере всё же есть.
Специалисты Благотворительного фонда «Даунсайд Ап» разработали несколько авторских обучающих видеокурсов по развитию речи. Они предназначены в первую очередь для родителей детей с синдромом Дауна, а также имеют ценность для специалистов, которые занимаются с такими детьми. Эти наглядные видеопособия помогают организовать и пошагово выстроить занятия с ребенком с учетом уровня его развития. Опираясь на его сильные стороны, они помогают ребенку осваивать навыки, необходимые для развития речи и мышления.
Этот курс разработан логопедом-дефектологом Центра сопровождения семьи Даунсайд Ап Н. Ю. Штепой. Курс представляет собой серию прямых эфиров и видеопрезентаций, направленных на то, чтобы дать семьям, в которых растут дети с синдромом Дауна, возможность в домашних условиях использовать логопедическое иллюстративно-методическое пособие «Начинаем говорить». Автор курса была одним из разработчиков русской версии этого пособия, основанного на использовании метода глобального чтения для активизации устной речи ребенка.
В состав пособия входят комплекты предметных и сюжетных картинок, таблички со словами к картинкам, «карты-ладошки» для усвоения детьми слоговой структуры слова, карты для составления двух-трехсловных фраз, а также карты лото. Пособие снабжено подробными методическими рекомендациями по организации занятий и контрольными таблицами учета пассивного и активного словаря ребенка, позволяющими использовать его не только специалистам, но и родителям при сопровождении специалиста. Видеокурс, по сути, и обеспечивает такое сопровождение.
Структура курса соответствует структуре самого иллюстративно-методического пособия «Начинаем говорить». Для того чтобы учебный материал был как можно более наглядным, используются видеозаписи, каждая из которых иллюстрирует конкретную ступень работы, описанную в методических рекомендациях: «Знакомство с предметными картинками»; «Различение предметных картинок»; «Сличение предметных картинок, подбор пар»; «Называние предметных картинок»; «Знакомство с сюжетными картинками»; «Различение сюжетных картинок»; «Называние сюжетных картинок»; «Подбор парных табличек со словами», «Выбор таблички со словом из нескольких»; «Называние слова»; «Составление и чтение фразы из двух слов с глаголом «ест»; «Составление и чтение фразы из двух слов с глаголом «моет»; «Составление и чтение фразы из трех слов с глаголом «моет».
Каждая видеозапись смонтирована таким образом, чтобы у слушателей сложилась как можно более подробная картина того, как именно следует заниматься с ребенком. Педагог показывает и поясняет, какие инструкции надо дать ребенку, какие вопросы задать, а следом идет небольшой пример непосредственного занятия с логопедом. Опираясь на примеры занятий со специалистом и следуя его инструкциям, родители могут выполнить подобное задание со своим ребенком. Разработка этого курса предполагала использование видеозаписей работы с детьми разного возраста и уровня развития, что позволяет родителям увидеть, что такие занятия возможны с очень разными детьми. По мере подготовки видеозаписей они выкладывались на сайт, где их могут увидеть все желающие.
Тематика прямых эфиров соответствовала основным этапам работы с пособием: «Упражнения и игры с предметными картинками»; «Упражнения и игры с сюжетными картинками»; «Обучение чтению слов»; «Обучение фразовой речи»; «Формирование слоговой структуры».
В процессе выступлений в прямом эфире автор курса объясняла специфику работы на каждом этапе, обязательно отвечала на актуальные для родителей вопросы. Благодаря анонсированию прямых эфиров через социальные сети у слушателей была возможность задать вопросы заранее или непосредственно во время прямой трансляции. Опыт проведения прямых эфиров показал, что каждая онлайн-встреча со специалистом привлекала обширную аудиторию слушателей. Результатом такого онлайн-общения с семьями стало весьма заметное повышение их активности: родители начали делиться видеосъемками своих занятий с детьми на своих страницах в социальных сетях, присылали видеоматериалы через сайт фонда. Размещение этих видеозаписей на интернет-ресурсах Даунсайд Ап повысило мотивацию остальных семей.
В числе слушателей курса были и такие родители, которые присылали свои видеозаписи, но просили не демонстрировать их перед широкой аудиторией, а лично ответить на вопросы, возникшие в связи с отснятыми занятиями, указать на то, что было сделано неверно или неточно, и рассказать, что можно сделать, чтобы исправить ситуацию. Все материалы обрабатывались автором курса, и родители оперативно получали ответы на свои вопросы. Такой вариант взаимодействия стал еще одним из способов поддержки семьи: родители практически получали индивидуальную консультацию, во время которой проводился анализ видеозаписи домашнего занятия, и специалист давал рекомендации по дальнейшей работе, направленной на развитие речи ребенка.
Все материалы курса: видеопрезентации, записи тематических прямых эфиров, видеозаписи занятий самих родителей со своими детьми – сохранены на сайте фонда. Теперь любая семья может воспользоваться ими. Причем, используя видеокурс, каждая семья может организовать обучение своего ребенка в том темпе, который нужен именно ему для усвоения навыков. Родители имеют подробное и наглядное видеопособие, позволяющее определить тот уровень, на котором в данный момент находится ребенок, начать с ним занятия и оставаться на каждой ступени столько времени, сколько нужно конкретному ребенку, а затем, следуя методике, приступать к освоению следующей ступени. Также семьи получают представление о том, как развивать речь малыша не только на специальных занятиях, но и в повседневной бытовой деятельности и в игре.
Материалы курса могут быть не менее полезными и для специалистов, которые работают с детьми с синдромом Дауна. С 25 сентября 2020 года по 26 января 2021 по курсу «Начинаем говорить» в социальных сетях фонда было сделано 104 публикации с общим охватом почти 915 тысяч пользователей.
Это уникальный проект Благотворительного фонда «Даунсайд Ап» по обучению навыкам чтения детей с синдромом Дауна любого возраста. Автор курса – методист Центра сопровождения семьи Даунсайд Ап, логопед-дефектолог И. А. Панфилова. Она подробно рассказывает об обучении чтению и показывает упражнения, которые помогут родителям самостоятельно научить своих детей читать, что, в свою очередь, способствует развитию устной речи.
Курс состоит из четырех тематических блоков. Они отражают те этапы, которые должен последовательно пройти ребенок, чтобы освоить чтение. Первый этап – изучение букв. Занятия на этом этапе посвящены, например, таким вопросам: когда начинать знакомить ребенка с буквами? как учить с ним алфавит? что помогает в этом? как произносить буквы? как вводить буквы в речь ребенка? Главная цель взрослых в данный момент – сформировать у ребенка акустический, кинестетический и графический образы букв, чтобы он мог запомнить их и не путать одну с другой.
Как известно, зрительная память у детей с синдромом Дауна развивается более успешно, чем слуховая, поэтому вся информация в процессе изучения букв дублируется: произносится вслух вместе со зрительным подкреплением. Чтобы ребенок сосредоточил свое внимание на этой информации, у него должна быть достаточно высокая мотивация, поэтому всё обучение проводится в игровой форме. Эти условия соблюдаются и на последующих этапах курса.
Второй этап – глобальное чтение. Его могут осваивать даже те дети, которые еще не говорят или только начинают говорить. Как отмечает автор курса, глобальное чтение можно было бы сделать и первым этапом обучения. Однако, обладая хорошей зрительной памятью, дети с синдромом Дауна способны достаточно легко запоминать и воспроизводить буквы, так что лучше начать обучение чтению именно с этого, поскольку затем, на этапе глобального чтения, ученики смогут узнавать выученные буквы в словах. Таким образом, в рамках курса «Учимся читать с логопедом» глобальное чтение идет следующим этапом после изучения букв.
Четвертый этап – аналитико-синтетическое чтение текстов. На этом этапе ребенок, уже освоивший послоговое чтение, под руководством родителей выполняет задания логопеда, которые направлены на отработку техники и темпа чтения, правильное произношение и понимание прочитанного. Цель этапа аналитико-синтетического чтения – чтобы ребенок мог не только прочесть текст, но и ответить на вопросы и пересказать его.
Важно, что структура курса позволяет осваивать его не с самого начала, а с того места, которое соответствует актуальному уровню подготовки ребенка. Если ребенок совсем не знаком с чтением и даже еще не говорит, или если он знает отдельные буквы и может читать отдельные слоги и простые слова – присоединившись к курсу, он получит те навыки, которые ему нужны в этом возрасте и на этом этапе.
Перед тем как начать заниматься с ребенком по курсу «Учимся читать с логопедом», родителям предлагается прослушать вводную лекцию автора. Кроме того, каждый из четырех тематических блоков курса предваряет часовая видеопрезентация, в рамках которой И. А. Панфилова объясняет ближайшие цели и пути их достижения, описывает задачи и способы их решения, отвечает на вопросы родителей. Эти онлайн-встречи проводились в прямом эфире, а затем стали доступны в записи. В общей сложности курс включал в себя 5 прямых эфиров и 10 видеоуроков от логопеда, а также 34 видеоролика от родителей. Материалы курса размещались на различных онлайн-ресурсах последовательно, в течение пяти месяцев. За год после размещения курса в интернете общий охват онлайн-слушателей составил 700 тысяч человек.
«Учимся вместе с Соней» – это серия игровых упражнений от того же автора: логопеда-дефектолога И. А. Панфиловой. Все они направлены на вызывание речи, и их нетрудно повторить детям и родителям в домашней обстановке. Эти упражнения вместе с логопедом выполняет Соня Большакова, которая не имеет возможности посещать очные занятия с логопедом в Даунсайд Ап или получать квалифицированную логопедическую помощь по месту жительства. На момент запуска курса Соне было четыре с половиной года. Тогда она только начала говорить, в ее активном словаре было около 20 слов. При поддержке и помощи своей мамы, Ирины Большаковой, и логопеда И. А. Панфиловой девочка работала над речью и совершенствовала свои навыки.
Курс «Учимся вместе с Соней» был задуман и реализован как обучающий не только для детей, но и для родителей, которые были полноценными участниками процесса. Соня с мамой получали от логопеда ежемесячно по 10–12 заданий (в форме видеороликов с подробным объяснением и комментариями) и начинали над ними работать. С февраля по июнь 2021 года каждую неделю в определенный день в соцсетях Даунсайд Ап появлялись два видеосюжета: обучающий ролик от Ирины Анатольевны и видео Сони, где она выполняла это же задание и была всесторонне показана работа мамы с ребенком.
Вот лишь некоторые темы, которым были посвящены занятия: «Учим слоги», «Пальчиковые игры со стихами», «Нейрогимнастика со стихотворением», «Составляем фразу из трех слов», «Стихотворение с демонстрацией действий», «Стихотворение с использованием мелкой моторики», «Формируем грамматический строй».
В комментариях к публикациям родители могли задавать вопросы и получать обратную связь. У любой семьи, проявившей интерес к этим видеороликам, появилась возможность присоединиться к курсу и начать выполнять задания, которые подходят ребенку по уровню развития. Семьи, которые активно присоединялись к обучению, присылали видео занятий родителей с детьми. Эти видео также публиковались в соцсетях и на сайте Даунсайд Ап. Таким образом, сложилось заинтересованное, работоспособное сообщество родителей, которые занимались развитием речи детей, ориентируясь на наглядные рекомендации логопеда, и делились полученными результатами.
Речь Сони и всех, кто занимался по этому курсу, заметно улучшилась. С динамикой и результатами проделанной работы можно ознакомиться по видеоматериалам на сайте фонда и в соцсетях.
Всего в рамках курса был проведен один прямой эфир совместно с логопедом и мамой Сони – главной героини проекта – и создано 20 обучающих роликов. Еще 20 роликов с выполнением тех же заданий сняла мама Сони. За полгода в социальных сетях фонда их посмотрело почти 250 тысяч пользователей. Еще 24 500 человек посмотрели курс на YouTube и более 13 тысяч человек – на сайте фонда.
На основе практического опыта
Возможно, именно сейчас кто-то из наших читателей задумывается о том, чтобы обобщить свои профессиональные наработки именно в этом формате. Как и с чего начать? На какие вопросы нужно ответить самому себе, чтобы перейти от идеи к действию и сделать меньше ошибок? Об этом мы спросили у авторов описанных выше видеокурсов, логопедов-дефектологов Ирины Анатольевны Панфиловой и Натальи Юрьевны Штепы. Они уже прошли этот путь и получили отличные отзывы о своих образовательных продуктах.
– Какие причины заставили вас взяться за создание видеокурсов? И почему вами были выбраны именно такие форматы, которые мы можем видеть в итоге, а не, скажем, серия лекций для родителей на ту же тему?
Н. Ю. Штепа: Развитие речи ребенка – один из основных запросов, с которым семьи обращаются к специалистам Даунсайд Ап, и мы уже давно думали о том, как сделать нашу помощь доступной в дистанционном формате. Эпидемиологическая обстановка, связанные с ней риски и ограничения заставили ускорить реализацию этих намерений. И дело не только в тех рисках, которые несет с собой сама пандемия. Социальная изоляция способствовала повышению спроса на дистанционные занятия, и очень многие стали делать коммерческие проекты в этой сфере. К сожалению, зачастую авторы таких образовательных проектов больше думали о зарабатывании денег на продажах курсов, а не о доказательном подходе к их разработке. В свою очередь, для Даунсайд Ап доказательный подход, высокий уровень экспертности специалистов, применение только апробированных методик всегда были большой ценностью. Мы поняли, что при таких обстоятельствах наша квалифицированная помощь особенно нужна семьям с детьми с синдромом Дауна, и взялись за новое для себя дело: создание логопедических видеокурсов. Должна сказать, у нас получились такие образовательные продукты, за которые нам не стыдно.
Еще одна причина, которая заставила меня взяться за это, – специфика работы с пособием «Начинаем говорить». Практика показала целесообразность использования этого пособия при очной поддержке специалиста, однако в условиях пандемии семьи столкнулись с рядом затруднений, которые не позволяли заниматься с его помощью достаточно эффективно. Кроме того, в период вынужденной изоляции появился целый ряд семей, которые только приобрели пособие и не успели попасть ни на очный прием к специалисту, ни на семинары-практикумы по работе с пособием, которые обязательно проводились каждый учебный год. Для того чтобы дать семьям возможность использовать пособие «Начинаем говорить» в домашних условиях, было принято решение разработать дистанционный курс на эту тему.
Мы стремились сделать этот курс как можно более интерактивным, поэтому в условиях пандемии его материалы были предложены семьям в виде серии прямых эфиров. Такой формат вызвал очень широкий и позитивный отклик родительского сообщества. Мы получили подтверждение того, что поддержка такого рода очень своевременна и эффективна.
И. А. Панфилова: Действительно, дистанционные технологии в логопедии стали очень актуальны в связи с пандемией. Причем с дефицитом качественных дистанционных обучающих логопедических программ и курсов столкнулись не только семьи, но и специалисты. Не все из них имели четкое представление, как продолжать оказывать логопедическую помощь детям в изменившихся условиях. А занятия с нашими воспитанниками нельзя прерывать, иначе уже приобретенные ими навыки быстро утрачиваются. Поэтому нам пришлось задуматься над тем, как адаптировать имеющийся опыт для дистанционного обучения, и разрабатывать свои образовательные продукты.
Что же касается выбранных форматов, то они больше всего соответствуют поставленной задаче – выбрать такой способ дистанционного взаимодействия с семьей, который будет максимально эффективным для ребенка и снимет тревогу у родителей. К сожалению, многие современные молодые родители плохо работают с печатными текстами и тяжело воспринимают информацию в лекционном формате. Им важна наглядность, возможность повторить действия за специалистом, получить обратную связь. Всё это наши курсы с успехом обеспечивают.
– Какими вопросами вы задавались, приступая к созданию видеокурсов?
Н. Ю. Штепа: В первую очередь пришлось задать себе вопросы: что я могу предложить, зачем и кто этим сможет воспользоваться? Мы старались четко определить цели и задачи своих образовательных продуктов, а также их целевую аудиторию. Уже исходя из этого формулировали и решали вопросы по содержанию и оформлению видеокурсов.
Так, мы знаем, что многие родители детей с синдромом Дауна болезненно реагируют, если им приводят в пример только успешных, «эталонных» детей, которые легко справляются с учебными заданиями, демонстрируют хорошие коммуникативные навыки и познавательные способности. Ведь в жизни часто бывает по-другому: уровень развития у детей с трисомией-21 очень разный, многим освоение новых навыков дается с большим трудом, как бы родители и педагоги ни старались ускорить этот процесс. Поэтому мы сразу решили, что не будем делать никаких постановочных, отрепетированных съемок с детьми. В видеокурсы мы намеренно включили фрагменты видеозаписей реальных занятий с реальными учениками разного возраста и разного уровня подготовки. Так мы убеждали своих слушателей: «Посмотрите, каждая мама может сделать это сама». И вот эти «непричесанные» ролики, отражающие реальную жизнь, их очень вдохновляли. Особенно – когда пошла обратная связь и мы начали выкладывать ролики, снятые самими родителями. Иными словами, за каждой нашей методикой, за каждой статьей в журнале или на сайте всегда стоит живой человек, работа специалиста с конкретным ребенком, которая никогда не бывает идеально гладкой. Проблемы преодолеваются, ошибки исправляются, и ребенок продвигается дальше в своем развитии.
Также по опыту очных консультаций мы понимали, что зачастую родителям бывает сложно верно определить актуальный уровень развития ребенка. У них могут возникать сложности с подбором материала для занятий, наверняка появятся разнообразные вопросы, касающиеся уточнения методики, да и проблемы с поведением детей вполне возможны. Поэтому требовалось даже в дистанционном формате предусмотреть возможность консультативной поддержки родителей специалистами, в ходе которой можно было бы определить пути разрешения возникших затруднений.
И. А. Панфилова: При составлении программы курсов приходилось учитывать специфический профиль развития ребенка с синдромом Дауна, сильные и слабые стороны его развития, в частности особенности восприятия и запоминания. Не всегда ребенок с синдромом Дауна может произнести некоторые звуки. К большому сожалению, даже те дети, которые по просьбе взрослого могут показать букву, не всегда могут ее назвать. Для того чтобы корректировать эту проблему, необходимо развивать артикуляционный праксис: артикуляционные движения, которые помогут ребенку произнести звуки, а также голосовые модуляции.
В рамках занятий приходилось рассказывать и показывать родителям, как преодолевать связанные с этим трудности. Также необходимо было объяснить, что у ребенка с синдромом Дауна не всегда сформирован фонематический слух, и какие-то звуки они воспринимают не так, как мы с вами, например, у них могут быть сложности в восприятии похоже звучащих букв. Мы учитывали это и настраивали родителей на то, что тренировка фонематического слуха должна продолжаться на протяжении длительного времени. Но в целом ребенок не испытывает особых трудностей в освоении навыков чтения, если вновь и вновь ненавязчиво, в игровой форме, на эмоционально благоприятном фоне, с учетом индивидуальных возможностей ребенка возвращаться к пройденному материалу, повторять его. И это, конечно, мы тоже принимали во внимание при подготовке и создании логопедических курсов.
– Задумывались ли вы заранее, как пользователи получат доступ к курсу, на каких устройствах они смогут его смотреть? Когда речь идет о разных дистанционных курсах для взрослых, то приходится учитывать, что больше половины людей предпочитают иметь возможность просматривать их на мобильных устройствах. Можно ли их использовать для освоения ваших курсов?
Н. Ю. Штепа: Подойдет любое мобильное устройство, поддерживающее выход в интернет, поскольку видеокурсы не содержат заданий, которые надо выполнять в интерактивном режиме. Можно было бы, наверное, включить в занятия какие-то фрагменты видеоигр, поскольку они всегда привлекают детей. Однако это не только сделало бы производство видеокурсов сложнее и дороже, но и усложнило бы требования к устройствам пользователей.
И. А. Панфилова: Видеоролики с заданиями действительно можно смотреть когда и где угодно. Это дает возможность многократно повторять речевой материал, что, безусловно, всегда хорошо, эффективно. Например, одна мама мне рассказывала, что ее дочь выполняет мои задания в электричке, во время долгой дороги на дачу, пользуясь мобильным телефоном.
– В основе ваших курсов – богатый опыт работы в очном формате. Можно ли его автоматически перенести в видеоформат или даже при наличии хорошо проработанной программы очных занятий для видеокурса нужен отдельный сценарий? Если да, то как вы его писали, на что ориентировались?
Н. Ю. Штепа: Занятия с ребенком в привычном очном формате – это в первую очередь взаимодействие с ним самим. А для успешного освоения видеокурса необходимо большое участие родителей. И для этого их тоже надо обучить: дать методическую поддержку, помочь создать дома условия для успешного обучения, настроить на то, что для этого нужна яркая эмоциональная среда, индивидуальный подход к ребенку, поддержка любых его звукоподражаний, похвала и уверенность, что у ребенка всё получится.
И. А. Панфилова: При подготовке видеокурсов приходилось ориентироваться на то, что родители реально могут сделать сами, чтобы заниматься с ребенком дома в дистанционном формате. Поэтому большое внимание уделялось планированию каждого занятия, подбору и подготовке игр и заданий. Нельзя было упустить из внимания ни одну мелочь: проинформировать родителей о необходимых во время занятия предметах (карандаши, бумага, дидактический материал), игрушках, пособиях, распечатках заданий. Еще – обговорить время и условия проведения занятий (убрать из комнаты лишних людей, домашних животных, выключить лишнюю технику и т. п.).
– Понадобились ли вам какие-то дополнительные навыки при создании видеокурсов кроме своих основных, профессиональных? Чья помощь потребовалась?
Н. Ю. Штепа: Для ведущего видеокурса желательно иметь навык публичных выступлений, умение держаться перед камерой. Из дополнительных навыков это, пожалуй, всё.
И. А. Панфилова: Еще иногда приходилось своими руками мастерить пособия для занятий, ведь мы хотели, чтобы родители наших учеников тоже могли при необходимости сделать их самостоятельно, из подручных средств, и показывали им пример. Поскольку наши видеокурсы не предназначены для коммерческих целей, мы не привлекали к работе над ними профессиональных операторов, монтажеров, звукорежиссеров и других специалистов, не использовали профессиональное оборудование. С производством видеоконтента помогали коллеги из Даунсайд Ап, имеющие некоторые навыки работы с видео.
– Были ли какие-то ожидаемые или, может быть, неожиданные трудности в процессе создания видеокурсов?
Н. Ю. Штепа:
Каких-то особенных трудностей не было, но за каждым роликом, за каждым прямым эфиром стояла огромная подготовка. Вообще это уже не раз отмечалось коллегами: работа в дистанционном формате требует гораздо большей подготовки, чем в очном.
– Какие главные выводы вы сделали для себя в процессе проделанной работы и какие советы можете дать тем специалистам в области дефектологии, которые только задумываются о том, чтобы обратиться к такому же формату?
И. А. Панфилова: За дистанционной работой – будущее, и это, пожалуй, самый главный вывод, который я сделала. Конечно, у такой работы есть свои плюсы и минусы, и они очевидны. Самый главный минус – отсутствие прямого очного взаимодействия между ребенком и логопедом. Из плюсов хочется отметить большой охват аудитории и то, что к ней могут присоединиться слушатели из разных регионов, где порой нет возможности получить помощь у логопеда. К тому же видеокурс обеспечивает гибкость обучения. Каждый может заниматься в удобное время в комфортных условиях, осваивать навыки в своем темпе. Также важно, что при таком формате родители более активно включаются в образовательный процесс и поддерживают обратную связь с логопедом. Мотивация семей, когда они дистанционно взаимодействуют со специалистом и видят результаты своих усилий, заметно повышается.
Н. Ю. Штепа: Похоже, мы не ошиблись с выбором содержания и формата курсов. Этот вывод напрашивается на основе реакции наших слушателей. Они нас очень поддерживали, а мы, в свою очередь, хорошо понимали: что, для кого и как хотели сделать. Ведь любой продукт, оторванный от жизни, мало кому интересен. Ценность специалиста в том, что он востребован. И чтобы вдохновить какую-то семью и мотивировать последовательно заниматься с ребенком, нужно убедить ее в достоинствах своей методики, объяснить, почему ты работаешь именно так.
Видеокурс – это серия видеоуроков, объединенных одной темой и имеющих логическую последовательность.
1. Четко сформулируйте тему. Четко сформулируйте знания и навыки, которые должны получить люди на выходе / после просмотра вашего видеокурса. Оцените тему по двум критериям: насколько тема проста для объяснения и насколько навыки, которым вы обучаете, несут риск для человека в случае неверного применения. Разумеется, нет неважных тем. Но чем серьезнее ваша тема, тем больше требуется пристального внимания к деталям контента.
2. Составьте перечень видеоуроков, которые будут входить в видеокурс. Дайте им названия. Пропишите логическую последовательность.
3. Для каждого урока выберите, какую дать теорию вопроса. Запишите главные тезисы.
4. Оформите главные текстовые тезисы на слайдах – они появятся на экране вашего видеокурса в качестве ключевых выводов.
5. Отдельно запишите тезисы, которые вы будете просто рассказывать при видеозаписи или озвучивать в виде закадровых комментариев.
6. Подберите картинки, схемы, фотографии, которые будут дополнять ваш рассказ.
7. Проверьте каждый урок на практическую ценность. Это очень просто. Представьте, что люди просмотрели один урок длительностью десять минут. Какие знания или навыки они могут применить сразу после просмотра урока? Если у вас нет четкого ответа на этот вопрос, корректируйте контент.
8. Подумайте, какие практические навыки вы можете показать прямо в видеозаписи.
9. Для каждого урока продумайте: он посвящен только передаче знаний или пользователь может тренироваться прямо во время урока?
10. Продумайте, какие подобрать упражнения. Сначала спросите себя, какие упражнения вы бы сделали с учениками, если бы вели курс очно. А потом подумайте, можно ли те же самые упражнения передать в видеокурсе.
11. Проверьте, какие способы практики сложно переносятся в формат видео. Если во время урока нет возможности практиковаться, в конце дайте задание.
В заключение хочется поддержать тех, кто планирует взяться за создание видеокурса впервые. Хотя задача это и непростая, но, как показывает опыт специалистов Даунсайд Ап, вполне осуществимая. Причем техническая сторона создания видеокурса – это всё же не самая сложная проблема. Главное – сделать действительно полезный контент. При тщательной подготовке этот формат дает возможность использовать все лучшие эффекты очного ведения занятия, а личность специалиста, его живые объяснения повышают ценность материала, доверие слушателей и их мотивацию.
Собрание авторских пособий для специалистов дошкольного образования: логопедов, дефектологов, сурдопедагогов, воспитателей.
А также для родителей для самостоятельной работы с детьми.
1. Говорюша (Виноградная Оксана)
2. Слумари (Руслова Екатерина, Виноградная Оксана)
3. Слушать интересно (Сухова Ольга)
Что делать, когда ребенок молчит? К какому специалисту обращаться? Какая методика самая эффективная?
Если ваш ребенок давно перешагнул возраст, когда обычно произносятся первые слова, но, увы, так и не заговорил, необходимо срочно принимать меры. Чем раньше начнется коррекционная работа, тем качественнее будет полученный результат, и тем выше шансы догнать нормально говорящих сверстников. Наша статья посвящена наиболее перспективным методикам запуска речи у неговорящих детей.
Обучение неговорящих детей речи строится на следующих принципах:
- непрерывность занятий, обучение должно быть регулярным, без длительных пропусков;
- одновременное развитие памяти, мышления, внимания, мелкой моторики;
- улучшение кровоснабжения головного мозга, в этом помогут умеренные физические нагрузки, например, гимнастика, посещение бассейна;
- речевая среда, неговорящие дети особенно нуждаются в постоянном общении и позитивном эмоциональном контакте с родителями.
Методика Новиковой-Иванцовой
Метод формирования языковой системы (МФЯС), разработанный Т. Н. Новиковой-Иванцовой, применим не только при всех видах алалии, но при ДЦП и расстройствах аутистическго спектра. Также он подходит детям, перенесшим кохлеарную имплантацию, имеющим трудности со слоговой структурой речи, темпом и ритмом речи, артикуляцией звуков.
Методика построена по онтогенетическому принципу речи: от крика к гулению, от гуления к лепету и речи. Начальный этап развития речи – это крик, с его помощью маленькие дети в возрасте с рождения до 2-3 месяцев реагируют на любой дискомфорт: боль, жажду, голод. Здоровые дети кричат звонко и громко, при этом наблюдается короткий вдох и длинный выдох. Малыши с патологиями ЦНС, наоборот, кричат либо слишком громко, либо слишком тихо, и их крик походит на всхлипывания. В тяжелых случаях крик отсутствует вообще.
Гуление появляется в возрасте 3-5 месяцев. Здоровые дети начинают нараспев, протяжно произносить гласные звуки, постепенно добавляя к ним согласные. Таким образом, речевые органы малыша осваивают артикуляцию звуков. Гуление имеет интонационную окраску, ведь ребенок с его помощью реагирует на речь родителей.
У детей в возрасте 5-9 месяцев возникает лепет. Ребенок способен многократно повторять простые слоги из гласных и согласных, он внимательно прислушивается к обращенной речи, развивается длительность выдоха. В норме к 10-12 месяцам он умеет произносить простые лепетные слова типа «мама», «баба». В активном словаре у годовалых детей должно быть около 10 лепетных слов. Постепенно к двум годам дети овладевают фразовой речью.
Описанные этапы являются фундаментом развития речи. Если какой-то этап «выпадает», например, из-за тяжелой болезни, то его необходимо восстановить, иначе ребенок так и не заговорит. Методика Новиковой-Иванцовой помогает малышам заново пройти этапы гуления и лепета, освоить и усовершенствовать слоговую структуру слова, научиться произносить двусложные слова и простые фразы.
Занятия МФЯС направлены на развитие речевого аппарата и речеслухового восприятия. На начальном этапе используются упражнения на ритмику и разделение неречевых и речевых звуков. Коррекционный этап предполагает освоение комплексного невербального материала, который задействует мелкую моторику и зрительную память, поэтому овладение слоговой структурой слова происходит быстрее и качественнее.
Ключевым инструментом, запускающим речевой механизм,является музыка. Доказано, что дети, которым матери пели в раннем детстве песни на родном языке, как правило, не имеют проблем со становлением речи. Каждому занятию в методике Новиковой-Иванцовой соответствуют определенные мелодии.
«Мои первые слова» Н. Шишкиной
Данная методика запуска речи у неговорящих детей также основана на принципах развивающего обучения и единстве воспитательных, обучающих, развивающих и коррекционных целей. Появление и развитие речи происходит в результате разнообразной деятельности ребенка. Сначала малыш осваивает гласные звуки, а потом добавляет к ним согласные, порядок изучения – от простого к сложному.
На изучение каждого звука дается столько времени, сколько необходимо в данном конкретном случае. Речевой материал методики разрабатывался и апробировался Н. А. Шишкиной в течение десяти лет. Он представлен в авторской рабочей тетради «Мои первые слова». Данное пособие подходит и для детей, которые легче усваивают звуковую характеристику речи, и для малышей, которым лучше дается слоговая характеристика речи.
Начинать заниматься по методике Шишкиной рекомендуется с раннего возраста.
Как работать с неговорящим ребенком по пособиям Шишкиной? Первый шаг – это вызов ответной голосовой реакции на гласные звуки. Потом важно научить малыша повторять слова за взрослым в наиболее удобной для него форме, здесь качество произношения не имеет значения, поскольку главная цель – расширение словаря. Н. А. Шишкина, который рекомендует придерживаться следующих правил:
- Речь взрослого должна быть эмоциональной и состоять из четких, конкретных указаний и пояснений типа «покажи», «спрячь». Желательно сопровождать слова жестами и мимикой, поскольку для безречевых детей такой «язык» наиболее понятен.
- Все действия выполняются слева направо и сверху вниз, это подсознательно приучает ребенка к чтению и письму, пусть и в отдаленном будущем.
- На листе расположено только шесть картинок, что соответствует зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста. Порядок называния картинок необходимо менять каждого занятие.
- Каждое задание взрослый сначала выполняет сам, потом либо ребенок повторяет за ним упражнение самостоятельно, либо с помощью взрослого.
Отработка каждого задания состоит из четырех упражнений, которые называются:
- «Картинка-символ», знакомит ребенка со звуком и помогает создать игровую ситуацию;
- «Волшебные кнопочки», упражнение направлено на вызов ответной голосовой реакции. Разноцветные квадратики-кнопочки «нажимаются» указательным пальцем, при этом звук произносится только один раз;
- «Звуковые дорожки». Здесь ребенку нужно прикрепить наклейку в нужный квадрат. Затем, проводя пальцем по дорожке, ребенок произносит слог.
- «Произнеси слова с изучаемым звуком». Взрослый выбирает нужную наклейку, читает слово, потом просит ребенка поместить наклейку куда следует, назвать звук и обвести соответствующую букву карандашом.
В среднем за одно занятие нужно использовать по две наклейки на отработанный звук. Постепенно задания усложняются.
Методика Татьяны Грузиновой
Игровая логопедия, разработанная Т. В. Грузиновой, основана на системном подходе к речи как к сложному механизму. Если в ходе диагностики у ребенка выявляется недостаточное развитие тех или иных функций, логопед их «наращивает» или формирует речь в условиях их недостатка, если из-за органических патологий восполнить их невозможно.Упор делается на развитие мотивации малыша и использование всех возможных в данном случае «базисов»: жестов, музыки, ритмики и пр.
Игровая логопедия подходит для детей с алалией разного вида, общим недоразвитием речи, эпилепсией, расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна.
Запуск речи происходит в три этапа:
- Сначала логопед вызывает и закрепляет непроизвольные согласные звуки, которые появляются у неговорящего ребенка, когда он эмоционально вовлечен в игру. Логопед вырабатывает у ребенка устойчивые ассоциации, основанные на перемещении предмета и жеста, подталкивая его к осознанному произношению звуку. Каждому звуку соответствуют конкретные жест и игрушка. Затем логопед формирует остальные согласные путем «выдувания» воздуха через преграду, образованной речевыми органами ребенка, и закрепляет их в игре.
- Суть второго этапа в направлении логопедом ребенка к окончанию слова по принципу дополнения безударного слога ударным. Таким образом, получают структуру слова в заданном ритме. Затем ребенок осваивает слова из нескольких слогов.
- На завершающем этапе малыш учится произносить фразы, подкрепляя их жестами, картинками, предметами и прорабатывая их ритмику и мелодику.
Самое главное, по мнению Т. В. Грузиновой – это установить положительный эмоциональный контакт между логопедом и ребенком, найти важный для малыша мотив, который есть у каждого. С помощью АВА-терапии и собеседования с родителями игровой логопед подбирает тот набор «базисов», которыми ребенок владеет относительно хорошо, и, опираясь на них, выводит малыша на звучащую речь. Занятия проводятся в комфортной для детей обстановке, например, сидя на полу на игровом коврике, и имеют близкую ребенку игровую форму.Какую бы методику вы ни выбрали, запаситесь терпением. Запуск речи у неговорящих детей – очень медленный процесс, требующий кропотливой совместной работы родителей, ребенка и логопеда.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Поддерживаемые форматы: JPG, JPEG, PNG, BMP, GIF.
Библиотека
22673
Навигация по материалам, размещенным в социальных сетях
Теги
Диагностическая беседа «Мой космос»
Практикующие психологи знают, как сложно порой работать с учащимся, который тяжело идет на контакт, — нередко требуются большая находчивость и изобретательность, чтобы «разговорить» такого ребенка.
5
листов
Взрастить свою силу. Дневник для тех, кто учится заботиться о себе и любит вопросы
Это реально работающий вариант развивать ту самую осознанность, которая помогает налаживать хорошую жизнь.
48
листов
Преодоление тревоги и беспокойства у подростков
Не вдаваясь в теорию психологии, эта книга предлагает простые и действенные подходы к распространенным подростковым страхам и помогает избавиться от симптомов тревоги.
178
листов
Успевай. Как управлять временем, если ты еще не взрослый, но уже не ребенок
В этой книге вы найдете советы и лайфхаки, как не утонуть в потоке задач, достигать целей и наслаждаться жизнью.
180
листов
Ключ к себе: Повышаем самооценку
Подростковый возраст — такое время, когда трудно разобраться в себе, и самооценка часто оказывается под ударом.
242
листа
Психологические карточки «Мотиваторы». Методичка
Психологические карточки «Мотиваторы» можно использовать не только в работе с подростками, но и со взрослыми.
Данные карточки, направлены на психокоррекционную работу по следующим запросам: коррекция самооценки, формирование мотивации и позитивного мышления, навыка самоподдержки в сложных жизненных ситуациях, поиск ресурсов.
Тренируем мозг. Тетрадь для развития интеллекта и памяти №6
Профессор и доктор медицины Рюта Кавашима предлагает простые и эффективные упражнения для тренировки мозга.
193
листа
Тренируем мозг. Тетрадь для развития интеллекта и памяти №5
194
листа
Тренируем мозг. Тетрадь для развития интеллекта и памяти №4
Тренируем мозг. Тетрадь для развития интеллекта и памяти №3
Эта тетрадь содержит примеры, знакомые всем со школы: на сложение, вычитание, умножение и деление.
Тренируем мозг. Тетрадь для развития интеллекта и памяти №2
192
листа
Тренируем мозг. Тетрадь для развития интеллекта и памяти №1
Методика «Домики». Диагностика дифференциации эмоциональной сферы ребенка (инструкция+бланк)
Методическая основа – цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткина, модифицированный О.А. Ореховой.
Переходим в пятый класс
В пособии представлен набор методик, с помощью которых педагогипсихологи и учителя начальной школы смогут быстро и эффективно диагностировать готовность четвероклассников к обучению в основной школе.
57
листов
Картотека для педагогов и родителей «Развивающие упражнения и игры с игрушкой Pop-it»
Игрушки помогут развивать цветовосприятие, внимание, мышление и межполушарное взаимодействие, речь и память.
Метафорические ассоциативные карты. Сборник игр и упражнений для работы с детьми и подростками
Работа с метафорическими картами – это и качественная диагностика, и продуктивная психотерапия.
20
листов
Какого цвета твоя боль? Руководство по посттравматическому вмешательству для помощи травмированным дошкольникам
Руководство переведено и издано ОБО «Белорусский детский хоспис» в рамках проекта «Перевод и публикация методических материалов по работе с психотравмой».
110
листов
Инструкция к колоде метафорических ассоциативных карт «Мама, папа и я»
Любой человек обнаружит эмоциональный отклик, даже если будет просто рассматривать эти карты.
Колода метафорических ассоциативных карт «Мама, папа и я»
Колода «МАМА, ПАПА И Я» состоит из 84-х красочных карт, на которых каждый сможет обнаружить значимые ситуации взаимодействия с родителями из своего детства.
84
листа
Программа по работе с детской травмой (рабочая тетрадь ребёнка)
Данная тетрадь содержит не только материал для ребенка, который можно распечатать, но и подробную инструкцию для психолога.
150
листов
Перфекционизм. Когнитивно-поведенческий подход
Данная книга поможет вам осознать причину своего перфекционизма и понять, в какой степени стремление к безупречности отравляет вашу жизнь и отношения с близкими.
258
листов
Упражнения к альбому «Разноцветный монстрик»
Дидактические игры к альбому «Разноцветный монстрик» для развития эмоционально-волевой сферы.
14
листов
Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Рабочая тетрадь для детей
Книга будет также полезна для любого психотерапевта, работающего с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, которым сложно концентрироваться, и желающего выработать у своих клиентов навыки управления вниманием.
162
листа
Наталья Анисимова
Логопедические пособия своими руками
Я очень люблю что-то создавать своими руками. И это мое увлечение помогает в работе.
Занятия с логопедом требует от детей усидчивости и внимания, но малышам порой бывает сложно собраться и выполнить упражнение несколько раз. На помощь приходят разные яркие пособия.
Этот горшочек с медом я применяю, наполняя различным содержимым, например фруктами и овощами их фетра. Ребенок достает оттуда предмет, называет его и относит к определенной категории.
Не могла я обойтись без логопедической лягушки. Детки ее обожают
Это всякого рода шумелки и шуршалки для развития слухового восприятия. Такие инструменты хороши для развития слухового восприятия, умения воспринимать и анализировать понимание звуковых образов, для правильного развития фонематического слуха, развития речи, знакомства с новыми словами: звенит, шумит,громко, тихо, тише, громе (сравнительная форма, часто, сильно,слабо и т. д.
Манная крупа – шуршит.
Бубенчики и монетки – звенят.
Макароны, бусины – гремят и т. д.
Дети определяют по звуку, что находится в каждом желуде
Жираф для хранения массажных мячей
А это гномики-звуковочки. Эти симпатичные гномики помогут детям различать и обозначать разные группы звуков: гласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Легко запомнить, легко использовать для анализа.
Тирг для работы по автоматизации звука Р