универсальных учебных действий
в основной школе:
от действия к мысли
Пособие^<чр? для учителя
Щ — Щ Под редакцией
ж У А. Г. Асмолова
УДК 37.01 ББК 74.202 Ф79
Серия «Стандарты второго поколения» основана в 2008 г.
президент РАО Н. Д. Никандров, академик РАО А. Г. Асмолов, член-корр. РАО А. М. Кондаков
Пособие посвящено одному из ключевых положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения — формированию универсальных учебных действий в основной школе.
В пособии даны описания основных видов универсальных учебных действий и путей их формирования с учётом возрастных особенностей учащихся 5—9 классов. Представлены основные типы заданий, направленных на развитие и оценку личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных и других универсальных учебных действий.
Пособие адресовано учителям основной школы, родителям, а также всем, кто интересуется инновационными направлениями развития новой школы.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия — к мысли.
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
В 2006 г. авторами этой книги, разрабатывающими с опорой на научную школу культурно-исторической психологии Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Мудрик, П. Я. Гальперина и Д. Э. Эльконина стандарты второго поколения, в ходе реализации проекта Программа развития универсальных учебных действий были созданы её методология и модель. На основе этой методологии были определены функции, содержание и номенклатура универсальных учебных действий, дана общая характеристика их психологического содержания и способов их формирования в образовательном процессе. Критериями дифференциации видов универсальных учебных действий стали: функции, структура и форма, особенности возникновения, в том числе условия организации учебной деятельности. В результате анализа были выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные. Были определены общие критерии и
способы оценки сформированности универсальных учебных действий у учащихся, сформулированы общие рекомендации по их формированию с учётом специфики учебных предметов.
Проведённый анализ позволил выделить специфическую для старшего дошкольного и младшего школьного возраста форму личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, условия и факторы их развития в образовательном процессе; составить психолого-педагогические рекомендации по организации их формирования с учётом содержания учебных предметов.
Итогом реализации поставленных задач стали Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования и Система типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий. Внедрение данной программы позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Данные положения и рекомендации могут стать основой проведения мониторинга для оценки успешности личностного и познавательного развития детей в ходе учебной деятельности, а также могут быть использованы при разработке образовательных программ, создании учебников и учебно-методических материалов для начальной школы.
Представленная здесь Программа развития универсальных учебных действий для основного общего образования направлена на создание условий для повышения образовательного и воспитательного потенциала образовательных учреждений, обеспечение формирования важнейшей компетенции личности — умения учиться, создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития учащихся.
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования
ГЛАВА 1. Методология проектирования Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования
Теоретико-методологической основой разработки Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования в рамках создания государственных стандартов общего образования второго поколения стали:
- культурно-исторический системно-деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и др., раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся;
- учение о структуре и динамике психологического возраста (Л. С. Выготский) и периодизация психического развития ребёнка, определяющая возрастные психологические особенности развития личности и познания (Д. Б. Эльконин).
Созданная на этой основе Программа развития универсальных учебных действий позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий в форме психологических новообразований как показателей гармоничного развития личности.
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Понимание сущности образовательного результата зависит от парадигмы1 образования, определяющей его главные цели. В отечественной психологической и педагогической науках глубоко разработана деятельност-ная парадигма образования, декларирующая целью образования развитие личности учащегося на основе изучения уни-
1Парадигма (в пер. с греч. — пример, образец) — исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения.
версальных способов познания и освоения мира. В соответствии с этим процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.
Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учётом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. Одно из положений деятельностного подхода заключается в том, что психологические способности человека являются результатом преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путём последовательных изменений. Соответственно личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определённый тип мышления — эмпирический или теоретический — в зависимости от содержания обучения (эмпирические или научные понятия). Обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии учащихся прежде всего через содержание усваиваемых знаний (Л. С. Выготский, 1996). В основе усвоения системы научных понятий, определяющих развитие теоретического мышления и прогресс познавательного развития учащихся, лежит организация системы учебных действий.
Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений социального, личностного, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
Социальное развитие — формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Личностное развитие — развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого
потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции уметь учиться; формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентации и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Открытие научно-технического Центра TechnoGo через реализацию внеурочной деятельности и сетевого взаимодействия c целью раннего профориентационного самоопределения обучающихся и осознанного выбора профессии в научно-технической сфере.
Научно-технический Центр TechnoGo.
Целевая аудитория: обучающиеся, имеющие познавательный интерес к научно-техническому творчеству.
3-4 классы «Юный Архимед»
ДООП «Занимательная арифметика», «Решение математических задач», «ИнфоЗнайка»
5-7 классы «Юный эрудит»
ДООП «Математика для увлеченных», «Компьютерная грамотность», «Занимательная физика»
8-9 классы «Юный исследователь»
«Математика для увлеченных», «Компьютерная грамотность», «Занимательная физика», «Компьютерная графика», «В мире химии», «Математика для увлеченных»
10-11 классы «Взлетай!»
«Практическая информатика», «Компьютерное моделирование», «Компьютерная грамотность», «Компьютерная графика», «Прототипирование», «Физика в исследованиях», «В мире химии»
• Конституция Российской Федерации.
• Конвенция о правах ребенка.
• Федеральные государственные образовательные стандарты.
• Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
• Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014г. №2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г. №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.10.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 22.05.2019г.).
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2002г. №2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».
• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации от 04.02.2010г. №Пр-271).
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»).
• Приказ Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 05.05.2018г. №298-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. №1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей».
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017г. № 09-16-72 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017г. № ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»).
Литература для педагогов
• Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения //Педагогика. -2009. — №4. – С.18-22.
• Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий: Программа с методическими рекомендациями для учителей 1-4 классов: методическое пособие. — М.: Образовательноиздательский центр «Академия»; ОАО «Московские учебники, 2011. — 160 с. — (Профессиональная ориентация).
• Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. -3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
• Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение: словарь терминов: справ. пособие для учителей 1-11 классов. — М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; ОАО «Московские учебники, 2011.
• Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. -3-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Литература для обучающихся
• Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий: учебное пособие для учащихся 1-2 классов. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; ОАО «Московские учебники», 2011.
• Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий: учебное пособие для учащихся 3-4 классов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
• Певцова Е.А. Правовая защита молодежи при трудоустройстве: учебное пособие для учащихся 10-11 классов. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; ОАО «Московские учебники, 2010.
• Пряжникова Е.Ю. Диагностические материалы для самотестирования: учебное пособие для учащихся 10-11 классов. — М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; ОАО «Московские учебники, 2011.
• Рисс Е.А. Математический клуб «Кенгуру». Выпуск №15. Санкт-Петербург, 2006.
• Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Профессиональное самоопределение: выбор профиля обучения и профессии: учебное пособие для 9 класса. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; ОАО «Московские учебники, 2010.
• Чистякова С.Н. Кем я хочу быть: учебное пособие по предмету «Технология» для учащихся 5-6 классов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
• Широков А.Н. Геометрия Вселенной//Математика в школе. 2003, №8.
• Как выбрать профессию в 17 лет. Тундалева В.С. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
• Личностное портфолио старшеклассника. Учебно-методическое пособие / З.М. Молчанова, А.А. Тимченко, Т.В. Черникова; под ред. Т.В. Черниковой, — 4-е издание, М.: Планета, 2011.
• Самопрезентация при трудоустройстве: учебное пособие для учащихся 10-11 классов. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; ОАО «Московские учебники, 2011.
• Твоя профессиональная карьера. 8-11кл./ под ред. К.Н. Листяковой Т.И., Шалавиной, М: Просвещение, 1998.
Литература для родителей (законных представителей)
• Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий: пособие для родителей учащихся 1-4 классов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Асмолов Александр Григорьевич
пользователь
Прежние места работы (Нажмите для отображения)
Смысловое чтение и работа с
текстом на уроках математики в рамках ФГОС
В
настоящее время одной из актуальных учебных программ, предусмотренных новыми
образовательными стандартами, является программа «Основы смыслового чтения и
работа с текстом». Данная программа направлена на формирование и развитие основ
читательской компетенции, необходимой учащимся для осуществления своих
дальнейших планов, в том числе, продолжения образования и самообразования,
подготовки к трудовой и социальной деятельности.
Цель
смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить
все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное
чтение и проникновение в смысл через анализ текста. Если человеком
действительно внимательно, и вдумчиво прочитано, то у него срабатывает механизм
воображения, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами.
Человек сам устанавливает соотношение между текстом и внешним миром. Если
ребенок владеет смысловым чтением, то у него более развита устная речь и, как
следует, следующая важная стадия развития, письменная речь.
Процесс
чтения рассматривался многими учеными, такими как: Ф. Смит, В.М. Филатов, З.И.
Клычникова, И.А. Зимняя, по общему мнению, работа с текстом начинается еще до
его чтения, далее она разворачивается по ходу чтения и продолжается в
размышлениях о прочитанном.
Анализируя
проблемы, связанные с читательской деятельностью школьников, следует заметить,
что сегодня немало детей, которые ещё до школы овладели технической стороной
чтения, но при этом обнаруживают равнодушное отношение к книге и стойкое
неприятие читательской деятельности, причин данному явлению несколько:
1.Во-первых,
исчезли традиции семейного чтения.
2.Во-вторых,
придя в школу, дети почти на всех уроках чаще говорят с учителем, а не с
учебной книгой. Говорить с текстом учебника их никто не учит. Чувствовать себя
неловко среди учебных книг, дети очень заинтересованы в том, чтобы уйти в
привычный для них мир без книг, без чтения.
Способность
учащихся работать самостоятельно с учебником, или с дополнительной литературой
— условие успешного обучения. Такое обучение повышает личностное развитие
ученика. Знания и умения, образующих основу для развития способностей,
позволяет не только школьнику, но и любому человеку, на протяжении всей его
жизни и деятельности овладевать ключевыми навыками, для того, чтобы активно
участвовать в процессе получения необходимых знаний и навыков (табл. 1).
К
ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:
Рисунок 1. –
Познавательные универсальные учебные действия
5 – 6
класс:
-обращение
внимание на главные аспекты в тексте;
-разработка
примеров, аналогичных приведенному тексту;
-умение
находить ответ на вопрос в тексте;
-грамотный
пересказ прочитанного текста.
7 – 8
класс:
-умение
составить план по прочитанному тексту;
-воспроизведение
текста по предложенному плану;
-возможность
использования образцами предложенных задач;
-знание
и понимание определений, формул и теорем.
9 – 11
класс:
-работа
с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);
-использование
новой теории в различных образовательных ситуациях;
Работа
по формированию навыков самостоятельного чтения и понимания математического текста
необходимо начинать с 5 класса. Так же необходимо усложнять систему чтения,
примерами, способами чтения, обработкой информации, от класса к классу. Параметры
приёмов работы с текстом, задания, расширение предметной области способствуют формированию
основных навыков.
Одним
из наиболее важных математических текстов является доказательством иного
утверждения. Через математические доказательства того, (в школе часто это
геометрическая теорема), что должен иметь возможность выводить следствия, а
также поиск в определенном направлении, который определяется конкретным
содержанием для завершения теоремы.
Так,
можно выделить в приеме доказательства следующие компоненты:
1.Действие
подведения под понятие;
2.Действие
выбора системы необходимых и достаточных признаков понятия, соответствующей
конкретным условиям теоремы или задачи на доказательство;
3.Действие
«развертывания» условий (действие выведения следствий) с целью выявления
признаков понятий, указанных в заключении.
Содержанием
действия подведения под понятие является установление наличия у данного объекта
всей системы необходимых и достаточных признаков данного понятия. Рассмотрим
это действие на примере темы 8 класса «Четырехугольники».
Выяснить,
какие из предложенных моделей является параллелограммом? Отметьте знаком «+»
наличие указанных признаков.
Для
понятий с дизъюнктивной структурой признаков правило имеет такой вид: объект
относится к данному понятию, если он обладает, хотя бы одним признаком из числа
альтернативных.
Выяснить,
какие из предложенных моделей параллелограмма является прямоугольником?
Отметьте знаком «+» наличие указанных признаков.
Развертывание
действий (выведение следствий) имеет обратную отношению к действию концепцию
заземления. При выводе следствий, наоборот, с самого начала известно, что
объект относится к данному понятию. Ставится задача определить особенности
объекта, которые необходимо иметь обязательно, т. е. такие, которые в
результате его принадлежности к определенному классу объектов (в этой
концепции) и другим характеристикам объекта. В доказательство теоремы действия должны
быть реализованы в отношении всех понятий, а так же требований теоремы.
Доказать,
что биссектриса параллелограмма, отсекает от него равнобедренный треугольник.
Ключевые понятия, требующие развертывания: биссектриса, параллелограмм,
равнобедренный треугольник.
1.Биссектриса
делит угол пополам.
2.Противоположные
стороны параллелограмма параллельны и равны.
3.Треугольник
является равнобедренным, если два его угла равны. Треугольник является
равнобедренным, если его две стороны равны.
Затем
ученики должны соединять понятия угла во всех трех группах, отбросить 3 и 5
утверждения, добавить свойство углов при параллельных прямых, и понятие
внутренней поперечные балки угол.
В
отличие от выведения следствий, некоторые ученики предполагают проведение
единых принципов работы для обнаружения требуемой характеристикой концепции,
выделяя «поисковые области», дифференциальные условия применения, то есть искать
признаки выборочно. Другие ученики чувствуют поисковую область, и интуитивно выбирают
из желаемых характеристик необходимые свойства. В такой ситуации полезно
проговаривать, почему были выбраны именно эти свойства, а другие остались не
востребованными. Это помогает «быстрым» ученикам четко аргументировать
доказательство, а остальным не глядеть на них, как на фокусников, жонглирующих
геометрическими свойствами. Обязательный экзамен по математике за курс основной
школы ввел в практику работы многие задания, для которых необходимы приемы
смыслового чтения и работы с текстом.
-выбор
правильного ответа из предложенных вариантов;
-определение
вариантов утверждений, соответствующих, не соответствующих содержанию текста, не
имеющих отношения к тексту;
-нахождение
соответствия между вопросами, пунктами плана, картинками, знаками, схемами,
диаграммами и частями текста (короткими текстами);
-нахождение
соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем
и т. п.;
-соотнесение
данных слов со словами из текста (нахождение синонимов, антонимов).
3.Задания
«на дополнение информации»:
-заполнение
пропусков в тексте предложениями, несколькими словами, одним словом;
4.Задания
«на перенос информации»:
-заполнение
таблиц на основе прочитанного текста;
-дополнение
таблиц, схем на основе прочитанного текста.
5.Задания
«на восстановление деформированного текста»: расположение «перепутанных»
фрагментов текста в правильной последовательности.
Таким
образом, решения также школьных задач даёт возможность обучению смысловому
чтению. В соответствие с требованиями ФГОС ученики должны обладать
регулятивными умениями поиска решения задач. Весьма актуальным в данном случае
считаются методики поиска решения задач, а так же внеурочные занятия,
факультативы которые необходимо вернуть в практику школы. Сегодня ученикам
необходимо прививать вкус и навыки смыслового чтения математической литературы.
Эта задача является одной из самых важных задач математического сообщества.
Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.:
Просвещение, 2011. – 48 с.
Скачано с www.znanio.ru
Формирование познавательных УУД у школьников на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС
Организация: МАОУ СОШ №28
Населенный пункт: Вологодская область, г. Череповец
Современные уроки истории направлены на формирование у учащихся собственной гражданской позиции, воспитание толерантности, развитие креативного мышления и готовности к диалогу. Задача современной школы научить ученика учиться самостоятельно, не только в рамках школьных уроков.
В современных условиях жизни стремительно расширяется предметно-информационная среда. Если ранее основным источником знаний был учебник, то в настоящее время содержание предмета вышло за его рамки: телевидение. Видео, Интернет, журнальные и газетные публикации, новые монографии, сборники документов.
Начиная с формирования мотивационной базы учащегося с учетом его возрастных психологических особенностей, учитель должен вывести ученика на путь самопознания мира и самосовершенствования. В этой ситуации важна работа учителя с учеником, которая не должна сводиться к простой передаче знаний, а работа, связанная с формированием у учащегося научной картины мира через овладение методикой познания, стратегиями и способами познания и учения.
Мир, в котором живет современный человек, сложен и многообразен. Осознание собственной личности через приобщение к отечественной истории и культуре вызывает интерес к прошлому народа, к памятникам старины. Формирование исторического сознания становится главной целью современного процесса обучения истории. Пренебрежение этой целью вылилось во множество отрицательных явлений окружающей нас действительности. Гражданское равнодушие, разрушение памятников, в значительной степени, вызваны неразвитостью исторического сознания.
Универсальные учебные действия (УУД) — это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Познавательные УУД отличаются от привычных нам знаний, умений и навыков. ЗУН (ы) были ориентированы на простую ретрансляцию знаний. Учитель выдавал программу, дети слушали, не всегда слышали, не всегда понимали. Учителю некогда было удостовериться, думают ли дети, а детям не надо думать, им ведь надо учить, запоминать.
При таком положении вещей бессмысленно ждать появления сильных, творческих, уверенных личностей, готовых позитивно мыслить и решительно действовать.
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Познавательные универсальные учебные действия — один из четырех блоков, входящих в состав основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования и составляющих функциональную грамотность учащихся.
Для того чтобы сформировать УУД, учитель должен знать какие действия они в себя включают. Она является руководством к действию учителя, который в ходе систематической работы должен получить сформированные познавательные универсальные учебные действия, характеризующиеся конкретными умениями. Это своеобразный инструментарий для проведения диагностики перечисленных умений и их критериев, которая определяет пути развития и реализации этих составляющих УУД. Познавательные универсальные учебные действия включают в себя три основных вида действий: общеучебные, логические, постановка и решение проблем. Каждое действие включает в себя конкретные приемы деятельности, которыми должен овладеть обучающийся.
Приемы и характеристики основных действий познавательных УУД позволяют указать основные требования к результатам их освоения: обучающийся воспринимает и анализирует сообщения; владеет действием моделирования; владеет спектром логических действий и операций; владеет общими приемами решения учебных задач; осуществляет поиск информации; строит в устной и письменной форме сообщения; осуществляет синтез и анализ; проводит сравнение и классификацию; устанавливает причинно-следственные связи.
Содержание познавательных универсальных учебных действий, которые формируются на уроках истории: овладение приёмами анализа исторического события, документов; выведение следствий из определения понятия; умение сравнивать, приводить конкретные примеры; постановка проблемного вопроса или проблемной ситуации, побуждающий у учащихся интерес к поиску ответа в ходе работы с материалом; создание на уроках игровых ситуаций, что позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которыми связано то или иное историческое событие.
Ученик движется по индивидуальному маршруту и осваивает УУД поэтапно, при этом учитель должен учитывать его уникальное развитие: интеллектуальное, эмоциональное, психологическое, физиологическое и пр. Организация отработки универсальных учебных действия должна проводиться поэтапно.
Таблица 1-Этапы формирования УУД
Следует еще обратить особое внимание на то, каждая ступень образования имеет конкретную цель и содержание познавательных универсальных учебных действий. Организация поэтапной отработки УУД обеспечивает переход от простых уровней выполнения к высшим: от материализованной к речевой и умственной форме действия. Важнейшим критерием усвоения УУД на содержании любого предмета является процесс интериоризации — выполнение действия из внешней предметной формы в умственный план через речевые формы.
На разных ступенях обучения истории наблюдаются значительные изменения в наполнении всех УУД, постепенно возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования. Всё это обусловлено объективными и субъективными причинами. Прежде всего, все изменения связаны с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов.
Младший школьный возраст знаменуется введением учащегося в универсальное действие (УД), овладением всеми ее компонентами; УД имеет здесь ведущее значение. Систематическое осуществление младшими школьниками УД способствует возникновению и развитию у них основных психологических новообразований данного возраста. К концу начального обучения у детей появляется способность сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты.
Средний школьный возраст — становление произвольности УД, овладение ребенком ее общей структурой, осознание индивидуальных особенностей своей учебной работы, использование УД как средства организации своего взаимодействия с другими школьниками. Усложняется содержание — предметом усвоения становятся целостные системы теоретических понятий, излагаемые абстрактным языком с применением графиков, таблиц, моделей. Учебная деятельность ученика приобретает форму внутреннего диалога с авторами учебного материала, а обсуждение результатов в классе становится такой дискуссией, когда каждый её участник может внести коррективы в предложенное понимание учебной задачи и в способы её решения.
В подростковом возрасте продолжается процесс развития теоретического мышления, начало которому было положено в начальных классах. В этом возрасте УД теряет свой ведущий характер; главную роль в психическом развитии подростков приобретает общественно значимая деятельность во всех видах (художественная, спортивная, трудовая).
В старшем школьном возрасте ведущей вновь становится УД, но с профессиональным уклоном, позволяющим старшеклассникам осуществлять профессиональную ориентацию и намечать свой жизненный путь. УД приобретает собственно исследовательский характер и может быть названа как учебно-познавательная деятельность.
Таким образом, в процессе освоения программы общего образования должно происходить постепенное расширение сферы самостоятельности и ответственности учащихся. Ученики действуют самостоятельно, решая сначала специально отобранные и сконструированные учебные задачи в начальной школе; затем, в основной школе — задачи, в том числе творческие, включающие социальный контекст. Наконец, в старшей школе они приобретают самостоятельность и эффективность в решении широкого круга жизненных задач.
Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего характера:
1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
2. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно — возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
4. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.
5. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования– школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества. И роль учителя истории в этом нельзя переоценить.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
- Новожилова М.М. Формирование культуры исследовательской культуры старшеклассников в условиях профильного обучения/ Под ред. С.Г. Воровщикова. – М.: МПГУ, 2009. – 252 с.
- Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Развитие общеучебных умений школьников// Народное образование. – 2003. – № 8. – С. 115-126
Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования// Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64