Пример 1. Мужчина, 15.08.1960 г.р., возраста 60 лет достигнет в 2020 г. Право на страховую пенсию по старости при наличии необходимой продолжительности страхового стажа и величины ИПК он приобретет в 2022 г. (т.е. 15.08.2020 + 24 = 15.08.2022, где 15.08.2020 — дата достижения возраста, при котором возникало право на страховую пенсию по старости по состоянию на 31.12.2018, 24 месяца — количество месяцев, на которые повышается возраст, по достижении которого возникает право на назначение пенсии).
Вместе с тем, за гражданами, которые по состоянию на 01.01.2019 достигли общеустановленного возраста по «старым нормам» Закона 400-ФЗ (т.е. 60 и 55 лет соответственно мужчины и женщины) и имели на эту дату право на пенсию, но не обратились за ее назначением либо не реализовали право на назначение пенсии в связи с несоблюдением других двух условий (отсутствием требуемых продолжительности страхового стажа и (или) величины ИПК), сохраняется право на страховую пенсию по старости без учета изменений о повышении пенсионного возраста, внесенных в Закон 400-ФЗ и вступающих в силу с 01.01.2019 (часть 2 статьи 10 Закона N 350-ФЗ).
— С 01.01.2019 повышается возраст (меняются сроки назначения), с которого может быть досрочно назначена страховая пенсия по старости (статьи 30 — 32 Закона N 400-ФЗ), в отношении следующих категорий граждан:
— «северян» (лиц, которые проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях);
— «медработников» (лиц, которые осуществляли лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городе);
— «педагогов» (лиц, которые осуществляли педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет);
— работников «творческих профессий» (лиц, которые осуществляли творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях не менее 15 — 30 лет в зависимости от характера деятельности).
Для всех перечисленных категорий работников требование по стажу на соответствующих видах работ, дающему право на досрочную пенсию, страховому стажу и величине ИПК остается неизменным.
При этом для «северян» и работников «творческих профессий», право досрочного выхода на страховую пенсию которых зависит от достижения определенного возраста, Закон N 350-ФЗ устанавливает поэтапное, в течение 5 лет с шагом в один год, увеличение пенсионного возраста. Для медицинских, педагогических и творческих работников, у которых право на досрочное назначение страховой пенсии предоставляется независимо от возраста при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, предусматривается поэтапное, в течение 5 лет с шагом в один год, увеличение срока выхода на эту пенсию в зависимости от года возникновения права на такую пенсию, т.е. года выработки требуемой продолжительности специального стажа (Таблица 2).
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Выход на пенсию мужчин 1962 года рождения
Подборка наиболее важных документов по запросу Выход на пенсию мужчин 1962 года рождения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Готовое решение: Что нужно знать кадровику о работниках предпенсионного возраста(КонсультантПлюс, 2023)По мнению Минтруда России, предпенсионный возраст начинается за пять лет до нового пенсионного возраста (с учетом переходного периода). В таблице, приведенной в Письме от 18.12.2018 N 21-2/10/П-9349, указан возраст, когда мужчины и женщины начинают относиться к категории граждан предпенсионного возраста, и годы их рождения для расчетов в 2019 — 2028 гг. В 2021 г. общеустановленный возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию, для женщин составляет 58 лет, для мужчин — 63 года. Следовательно, предпенсионерами в 2021 г. являются женщины, родившиеся в 1964 (кроме тех, кому назначена пенсия по старости), 1965, 1966, 1967 и 1968 гг., мужчины — в 1959 (кроме тех, кому назначена пенсия по старости), 1960, 1961, 1962 и 1963 гг.
- Нормативные акты
- Порядок изменения пенсионного возрастаПравить
- Педагоги, врачи, артисты
- Жители Крайнего Севера
- Женщины с детьми
- Меры поддержки в переходный периодПравить
- Обладатели пенсионных накопленийПравить
- Индексация выплат неработающим пенсионерамПравить
- Корректировки различных аспектов реформыПравить
- Сопутствующие пенсионные изменения
- Конституция РФ и закон о пенсионной реформеПравить
- Изменения в Конституции и вопросы пенсий
- Лица, которых не затрагивает реформаПравить
- Промежуточные результаты реформыПравить
- СсылкиПравить
- Пенсионный возраст
Нормативные акты
Возрастно-половая пирамида населения России на 1 января 2022 года.
В качестве фундаментальной причины повышения пенсионного возраста назывался демографический кризис в РФ, в том числе увеличение доли пожилых людей.
Тенденция демографического старения носит глобальный характер, и как практически все развитые, так и уже многие развивающиеся страны в вопросе устойчивости пенсионного обеспечения стоят перед выбором: или повышение возраста пенсии, или завоз мигрантов. Но для РФ и других ещё только развивающихся стран второй вариант отпадает, так как за хорошо образованную иностранную рабочую силу они конкурировать не могут, а массовое привлечение работников низкой квалификации нецелесообразно.
Хотя реформа не сводится только к подъёму пенсионного возраста и в официальных заявлениях нередко трактуется как шаг для будущего повышения пенсий, населением РФ она отождествляется исключительно со сдвигом возраста, а все остальные детали воспринимаются как малосущественные.
Порядок изменения пенсионного возрастаПравить
Возраст выхода на пенсию мужчин (женщин) 1959—1963 (1964—1968) годов рождения указан в таблицах. Более молодые мужчины (женщины) выйдут на пенсию в 65 (60) лет.
Мужчина (женщина) вправе выйти на пенсию в любой момент после выработки 42-(37-) летнего стажа, если на этот момент его (её) возраст превышает 60 (55) лет и не более чем на два года меньше пенсионного возраста.
Педагоги, врачи, артисты
Требования к длительности специального стажа не изменяются (от 25 до 30 лет), по сравнению с ранее действовавшими, однако, после выработки такого стажа необходимо подождать ещё несколько лет (работая по любой специальности или не работая). Число таких лет указано в таблице, в зависимости от года приобретения специального стажа.
Жители Крайнего Севера
Для жителей Крайнего Севера пенсионный возраст повышается с сохранением разницы в пять лет по сравнению с жителями остальных регионов страны, но переходный период смещён по годам рождения. А именно, мужчины-северяне 1963, 1964, 1965, 1966, 1967, 1968 г.р. выходят на пенсию, соответственно, в 55, 55,5, 56,5, 58, 59, 60 лет, а женщины 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973 г.р. — в 50, 50,5, 51,5, 53, 54, 55 лет. Требования к минимально необходимому «северному» стажу остаются прежними: 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера или 20 лет — в приравненных местностях.
Женщины с детьми
При наличии пяти или более детей, пенсионный возраст женщины — 50 лет (как до реформы).
При наличии четырёх детей — максимум 56 лет, трёх детей — максимум 57 лет; в самые первые годы реформы пенсионный возраст определится по общим правилам, а затем особая льгота для многодетных матерей начнёт играть реальную роль (см. табл.). Предполагается, что женщина воспитала детей по крайней мере до 8 лет.
Меры поддержки в переходный периодПравить
Существует немало льгот (налоговых, по ЖКХ, по оплате проезда и др.), «привязанных» к статусу пенсионера. На переходный период, то есть до конца 2028 года, все федеральные льготы планируется предоставлять мужчинам (женщинам) старше 60 (55) лет, как если бы повышения не было.
Обладатели пенсионных накопленийПравить
По 2018 год, при отсутствии у мужчины (женщины) достаточного для страховой пенсии стажа, начиная с возраста 65 (60) лет ему (ей) выплачивалась социальная пенсия по старости.
В рамках реформы, возраст выхода на социальную пенсию будет повышен до 70 (65) лет «параллельно» тому, как растёт возраст страховой пенсии в стране. По годам рождения граждан, изменения представлены в таблице слева.
Индексация выплат неработающим пенсионерамПравить
За счёт высвобождения средств из-за повышения пенсионного возраста намечено осуществление более высокой, нежели до реформы, ежегодной индексации пенсий неработающим лицам, уже вышедшим на пенсию. Размер индексации в 2019 году составил 7,05 % (в среднем, это +1000 руб./мес к пенсии).
На указанный в таблице процент будут проиндексированы стоимость одного пенсионного коэффициента (K) и величина фиксированной выплаты (C), на основе которых рассчитывается размер страховой пенсии гражданина (R = KN + С, где N — число пенсионных баллов у данного гражданина). Предполагается, что средний размер пенсии в России к 2024 году превысит 20 тыс. руб. в месяц.
Корректировки различных аспектов реформыПравить
На данный момент схема повышения пенсионного возраста реализуется строго в принятом варианте.
Сопутствующие пенсионные изменения
С февраля 2020 по февраль 2021 года существовала петиция Архивная копия от 27 февраля 2020 на Wayback Machine на РОИ о ликвидации ПФР (с передачей его функций МФЦ), который, по мнению авторов, является лишним коррумпированным звеном пенсионной системы. Данная петиция собрала лишь около 17 % подписей, необходимых для её рассмотрения экспертной группой.
4 августа 2022 года несколько депутатов от ЛДПР и сенаторов внесли законопроект (см. документ) о возврате половины НДФЛ работающим пенсионерам для поддержки их в отсутствие индексации. Но этот законопроект не дошёл даже до первого чтения из-за отсутствия заключения правительства (снят в сентябре 2022 г.).
25 мая 2020 г. группа депутатов от ЛДПР внесла законопроект о снижении возраста начисления надбавок к пенсиям (до 75 лет вместо 80). Законопроект отвергли, причём это произошло через два с половиной года после внесения (см. документ Архивная копия от 7 июня 2020 на Wayback Machine).
Конституция РФ и закон о пенсионной реформеПравить
Нормативные ориентиры для определения пенсионного возраста содержатся в международно-правовых актах, которые вместе с тем не препятствуют учёту особенностей демографических и социально-экономических условий государства. Так, Конвенция Международной организации труда № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения (ратифицирована ФЗ от 03.10.2018 № 349, включая раздел V «Обеспечение по старости») в статье 26 предусматривает необходимость обеспечения по старости не позднее, чем после достижения гражданином 65 лет или такого старшего возраста, который может быть определён компетентными властями с должным учётом работоспособности пожилых лиц в данной стране.
Изменения в Конституции и вопросы пенсий
По нынешним правилам, работодатель должен выплачивать за своего работника страховые взносы в размере 22 % от зарплаты, направляемые на формирование страховой пенсии. В ряде случаев по желанию работника 6 % могли переадресовываться на формирование накопительной пенсии (и тогда на страховую оставалось 16 %), но с 2014 г. произошла «заморозка» пенсионных накоплений — и теперь всё идёт в страховую часть.
Лица, которых не затрагивает реформаПравить
Реформа не вводит новых правил выхода на пенсию лиц, работающих во вредных и тяжёлых условиях.
Ничего не изменяется задним числом для уже находящихся на пенсии россиян.
Данная реформа также не касается силовиков, военнослужащих и госслужащих — в отношении этих категорий граждан изменения произошли (или произойдут) в ходе проведения других реформ (к примеру, военной реформы 2008—2020 годов).
В общем, эти изменения пенсионного обеспечения силовых структур и государственных гражданских служащих явились по сути пробными испытательными мерами на отдельных группах граждан перед его изменением для всего населения страны.
Промежуточные результаты реформыПравить
- Данные цифры рассчитываются чисто теоретически и означают, что дети, рождённые в соответствующие годы (2024 и 2030), в среднем предположительно доживут до указанных возрастов (то есть до 2102 и 2110 годов) при условии, что уровень смертности останется неизменным. Об ожидаемом среднем возрасте дожития тех, чей выход на пенсию согласно реформе запланирован в 2019 или ближайшие годы, и о проценте доживших среди этого поколения до пенсионного возраста данные показатели не информируют.
- Федеральный закон от 02.04.2014 г. № 64-ФЗ «О внесении изменений в статьи 49 и 53 Федерального закона „О воинской обязанности и военной службе“» излагает в новой редакции (вносит частичные изменения) соответствующие статьи Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Часть 2 статьи 49 этого закона, касающаяся предельного возраста военной службы военнослужащих женского пола равной 45 годам, при этом не изменялся.
- До 2012 года данные вопросы регулировались Постановлением Верховного совета Российской Федерации от 23.12.1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».
СсылкиПравить
Рубрика «Пенсионная реформа» в некоторых изданиях:
Пенсионный возраст
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 декабря 2021 года; проверки требуют 36 правок.
Эта статья — о понятии пенсионного возраста и о пенсионном возрасте в разных странах. О повышении пенсионного возраста в России см. Пенсионная реформа в России (2019—2028).
Пенсио́нный во́зраст — устанавливаемый государством возраст гражданина, по достижении которого он может обратиться за назначением пенсии по старости. Достигнув такого возраста, гражданин (возможно при выполнении дополнительных требований, например наличия нужного трудового стажа) вправе стать получателем выплат из пенсионного фонда. Многие при этом желают продолжать работать, но иногда действует правило «либо зарплата, либо пенсия». Если человек, выйдя на пенсию, прекращает трудовую деятельность, то сам он перестаёт быть платильщиком пенсионных взносов. В некоторых странах при добровольной отсрочке обращения впоследствии назначается более высокая пенсия.
В обиходных ситуациях под пенсионным возрастом может пониматься не возраст возникновения права на пенсию по старости, а весь период жизни от этого момента или, ещё менее строго, пожилой возраст вообще.