В этом материале:
Поддержание эффективного функционирования системы пенсионного обеспечения граждан является одной из приоритетных задач государства, о чем прямо говорится в ч. 6 ст. 75 Конституции Российской Федерации. А эффективной может быть только та система, которая отвечает современным реалиям. В связи с этим законодатель ежегодно проводит ревизию федеральных актов, касающихся назначения и выплаты пенсий, совершенствуя их нормы, в том числе с учетом активного внедрения механизма цифровизации всех сфер жизни общества.
Центральным нормативным правовым актом, скорректировавшим порядок назначения и выплаты пенсий в текущем году, является Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 153-ФЗ). Предусмотренные им изменения начали действовать с 1 января 2022 года. Они преимущественно касаются страховых, социальных и накопительных пенсий.
На ключевых поправках остановимся более подробно.
Общество
30 дек 2021, 01:24
Пенсионный фонд России со следующего года будет предоставлять жителям страны меры социальной поддержки, которые сейчас назначаются органами соцзащиты населения и Рострудом, среди них пособия по беременности или для семей военных. Об этом говорится на сайте фонда.
Кроме того, в Пенсионный фонд перейдут меры поддержки по рождению, уходу за детьми, усыновлению, компенсации семьям умерших военнослужащих и силовиков, а также выплаты за расходы на коммунальные платежи или на оздоровительный отдых ребенка летом.
«Отдельный блок мер касается социальной помощи пострадавшим от радиации в связи с авариями на Чернобыльской атомной электростанции, объединении «Маяк», испытаниями на Семипалатинском полигоне и другими аналогичными событиями», — указали в фонде.
В ПФР также отметили, что получателям выплат не требуется куда-либо обращаться для их переоформления, это произойдет в автоматическом режиме. В случае если выплата средств еще не назначена, с 2022 года за их получением следует обращаться с заявлением в ПФР.
«С переходом функций по выплатам в Пенсионный фонд их получение будет постепенно упрощаться», — заверили в ПФР, уточнив, что, например, фонд будет самостоятельно запрашивать подтверждения для права получения выплат в базах других ведомств и искать среди собственных данных.
В конце декабря ПФР напомнил о возможности получить пенсионную надбавку в 25% жителям села. Для получения такой меры требуется иметь не менее чем 30-летний стаж работы в сельском хозяйстве, жить в сельской местности и быть нетрудоустроенным пенсионером. « Перерасчет происходит автоматически, обращаться в ПФР не требуется», — отметили в Пенсионном фонде.
Новости и аналитика
С 1 июня 2022 года страховые пенсии, прожиточный минимум и МРОТ будут увеличены на 10%
C указанной даты страховые пенсии, прожиточный минимум и МРОТ будут проиндексированы на 10%. Соответствующее постановление от 28 мая 2022 г. № 973 подписал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.
Так, пенсии для неработающих пенсионеров в среднем по стране вырастут до 19 360 руб. М РОТ, в свою очередь, увеличится до 15 279 руб., что позволит повысить зарплаты более 4 млн работников. Прожиточный минимум на душу населения составит 13 919 руб., для трудоспособного населения – 15 172 руб., для детей – 13 501 руб., для пенсионеров – 11 970 руб. Напомним, в соответствии с п. 1 ст 2 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ данный показатель используется в частности при разработке и реализации социальной политики, социальных программ в стране, обоснования установления МРОТ, размеров стипендий, пособий и других выплат, а также формирования федерального бюджета и бюджетов регионов. На официальном сайте кабмина отмечается, что в общей сложности выплаты, привязанные к прожиточному минимуму, получают около 15 млн человек.
Всего на указанные цели из федерального бюджета будет выделено 509,7 млрд руб.
Проиндексировать пенсии, а также увеличить прожиточный минимум и МРОТ поручил Президент РФ Владимир Путин по итогам заседания президиума Государственного совета по вопросам социальной поддержки граждан, состоявшегося 25 мая 2022 года. » Нам в целом необходимо последовательно проводить политику опережающего роста заработных плат относительно увеличения стоимости жизни. Наша главная задача – обеспечить и дальнейшее повышение минимального размера оплаты труда, чтобы уровень доходов граждан существенно превышал размер прожиточного минимума», – подчеркнул глава государства в ходе встречи.
С 1 июня 2022 года пенсии внепланово проиндексированы на 10%. Для страховых пенсий это уже третье повышение за год. Но в этот раз вырастут не только они — и получать больше прежнего будут не только люди старшего возраста.
Вот каких пенсий коснется повышение этим летом: пенсионный фонд подсчитал, что прибавку получат 35 млн человек.
- Страховые пенсии по старости
- Как изменятся показатели для расчета пенсии
- Социальные пенсии
- Пенсии по государственному обеспечению
- Пенсии для военных
- Как получить повышенную пенсию
- Что с компенсациями при уходе за людьми с инвалидностью и пожилыми
- Как было раньше
- Что изменилось с 2022 года
- Какие пособия теперь назначает пенсионный фонд
- Что изменилось в сроках оформления
- Сроки для пособий через ПФР
- Если пособие уже назначено
- Куда обращаться за выплатами на первого ребенка до 3 лет
- Куда подавать заявление на выплаты c 3 до 7 лет
- Накопительная пенсия
- Страховая и социальная пенсии
- Автоматический режим назначения пенсии
- Беззаявительный порядок назначения пенсий и доплат к ним
- Информирование граждан о предполагаемом размере пенсии и пенсионных накоплениях
- Иные поправки
- ***
Страховые пенсии по старости
Это пенсии, которые назначаются при достижении определенного возраста, если набран необходимый стаж и баллы. С 1 января выплату повысили на 8,6% — и вот новая индексация: на 10% с 1 июня. А в общей сложности пенсия по старости за 2022 год увеличена на 19,5%.
Средний размер пенсии по старости в России теперь составит 19,5 тысячи рублей. Но у каждого пенсионера будет свое повышение: фиксированная часть и стоимость пенсионного коэффициента увеличатся на 10%, а количество баллов у всех разное.
Как изменятся показатели для расчета пенсии
Главное условие индексации страховых пенсий — она касается только неработающих пенсионеров. Если пенсионер работает по трудовому или гражданско-правовому договору, прибавки с 1 июня не будет. Немного добавят с 1 августа.
Социальные пенсии
Это одна из категорий пенсий по государственному пенсионному обеспечению, она не зависит от стажа работы и количества накопленных баллов. Есть несколько видов социальных пенсий, и все они с 1 июня увеличатся:
Для социальных пенсий правило : повышение коснется только тех получателей, кто не работает с уплатой взносов на обязательное пенсионное страхование.
Пенсии по государственному обеспечению
Их получают отдельные категории пенсионеров:
Пенсии для военных
Военные пенсии индексируются по отдельным правилам в другие даты — не как гражданские. Но военный пенсионер может получать вторую пенсию — страховую или социальную. Например, если военный вышел на пенсию по выслуге лет и продолжал работать на гражданской должности с уплатой взносов. У него тоже копились пенсионные баллы.
Такие пенсии также будут проиндексированы на 10% с 1 июня. А обычные военные пенсии в очередной раз планируется повысить с 1 октября.
Как получить повышенную пенсию
Неработающим пенсионерам для этого ничего не нужно делать: пенсионный фонд сам пересчитает суммы и выплатит их с учетом индексации. Доставка почтой и переводы на карты начались с 3 июня.
Если работающий пенсионер хочет получать пенсию с повышением, он может уволиться — тогда пенсию проиндексируют за все время. А потом можно снова устроиться на работу — доплату при этом не уберут. Это абсолютно законный способ, но подходит не всем: нет гарантии, что работодатель снова трудоустроит пенсионера.
Что с компенсациями при уходе за людьми с инвалидностью и пожилыми
Они не индексируются уже много лет, и в этот раз повышения тоже не будет. Выплата в размере 1200 ₽ давно не повышалась, а компенсация родителям детей с инвалидностью в размере 10 000 ₽ была увеличена в 2019 году, и обычная ежегодная индексация на нее не распространяется.
Эти деньги хоть и приходят с пенсией, но под пенсионные законы не попадают.
С 2022 года изменился порядок оформления нескольких пособий. Раньше за ними нужно было обращаться в органы соцзащиты — там принимали заявление, проверяли документы, назначали и перечисляли деньги. Теперь не так: заявление нужно подавать в пенсионный фонд, сроки рассмотрения стали меньше, но с выплатами возникла путаница.
Вот кого касаются изменения и как теперь все оформлять.
Как было раньше
Есть перечень пособий, которые некоторым получателям нужно было оформлять через соцзащиту. Например, пособие при рождении ребенка или по уходу за детьми до полутора лет безработным родителям, компенсации за ОСАГО людям с инвалидностью или выплаты на погребение умерших от последствий чернобыльской катастрофы.
Заявления на эти пособия принимала соцзащита, все вопросы нужно было решать тоже с ней.
Что изменилось с 2022 года
Полномочия по назначению и выплате отдельных пособий — но не всех — у соцзащиты забрал пенсионный фонд.
Это значит, что заявление для назначения пособия только что родившей женщине или маме грудного ребенка нужно нести не в соцзащиту, а по другому адресу — электронно их не принимают. И деньги будет платить пенсионный фонд — в те сроки, что установлены его регламентами.
При этом часть пособий осталась у соцзащиты. Например, на погребение. И ходить за ними в пенсионный фонд — пустая трата времени.
Эти изменения пока не означают недавно анонсированного объединения ФСС и ПФР, но все к тому идет.
Какие пособия теперь назначает пенсионный фонд
Работающие родители получают пособия по беременности и родам, при рождении ребенка и по уходу до полутора лет из фонда социального страхования. Они назначаются на основании электронных больничных листов или по заявлению через работодателя. Писать заявления в пенсионный фонд работникам не нужно.
Семьям военных и силовиков:
Автовладельцам с инвалидностью — компенсация стоимости ОСАГО. Они могут получить 50% страховой премии за машину, которая нужна по медицинским показаниям при реабилитации и абилитации.
Также ПФР теперь назначает компенсации пострадавшим аварии на Чернобыльской АЭС и реабилитированным жертвам политических репрессий. Полный список пособий есть на сайте ПФР.
Если вам положено из этих пособий, идите оформлять его в клиентскую службу ПФР, а не в соцзащиту. Пока на федеральном уровне онлайн-сервисов для подачи заявлений нет. Но рано или поздно они появятся — в том числе для этого ПФР такие полномочия и получил.
Что изменилось в сроках оформления
ПФР рассматривает заявление быстрее соцзащиты.
Сроки для пособий через ПФР
Соцзащита платила ежемесячные пособия месяц в месяц. Например, за декабрь — в декабре.
Пенсионный фонд платит в следующем месяце. То есть деньги за февраль приходят в марте.
Но с некоторыми пособиями получатели уже запутались. переходного периода родители могли пособие за декабрь получить в декабре, за январь — в январе, а за февраль получат только в марте. То есть в феврале деньги не придут — и это нужно будет учитывать в бюджете.
Если пособие уже назначено
Делать ничего не нужно, писать новые заявления не придется. Переход произойдет автоматически, изменение отразится только на сроках перечисления денег.
Изменения коснутся тех, кто оформляет пособие впервые. А также тех, кто утратил право на выплаты и должен сообщить об этом в соответствующее ведомство — теперь в ПФР.
По поводу отказов, задержек и расчетов — тоже в ПФР.
Куда обращаться за выплатами на первого ребенка до 3 лет
Их назначает соцзащита. Не запутайтесь: в пенсионный фонд нужно подавать заявление только на выплаты из маткапитала при рождении второго ребенка с 2018 года.
На третьего и последующих детей пособие тоже назначает соцзащита. Это региональные выплаты, пенсионный фонд ими не занимается.
Куда подавать заявление на выплаты c 3 до 7 лет
Хоть это и федеральная выплата, но ее тоже оформляет соцзащита — как и раньше. Пенсионный фонд принимает заявления на пособие за постановку на учет до 12 недель беременности и на детей от 8 до 17 лет. А на выплаты с 3 до 7 лет — органы соцзащиты.
Но еще проще подать заявление на госуслугах. Только внимательно следите, куда попросят принести подтверждающие документы, чтобы не нарушить срок и не получить отказ.
Накопительная пенсия
Изменения, предусмотренные Законом № 153-ФЗ, коснулись не только страховых и социальных, но и накопительных пенсий. Соответствующие поправки – в части установления оснований для отмены решения о прекращении выплаты накопительной пенсии и особенностей выплаты сумм накопительной пенсии за прошедшее время – вступили в силу с 1 января 2022 года, но они преимущественно затрагивают иные правовые нормы, которые будут обновлены лишь с начала следующего года (ч. 2-2.1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»; далее – Закон № 424-ФЗ).
А вот что будет актуальным и в текущем году, так это величина ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, применяемая для расчета ее размера. Такая величина на 2022 год установлена продолжительностью 264 месяца, то есть 22 года. Напомним, продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии ежегодно определяется федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни мужчин в возрасте 60 лет и женщин в возрасте 55 лет в соответствии с утвержденной Правительством РФ Методикой оценки ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии (ч. 1 ст. 17 Закона № 424-ФЗ). По данным Росстата, ожидаемая продолжительность предстоящей жизни мужчин, достигших возраста 60 лет, составила 15,20 лет, женщин, достигших возраста 55 лет, – 24,99 лет, а их численность на 1 января 2021 года превысила 998 тыс. и 996 тыс. человек соответственно.
По расчетам в соответствии с Методикой фактический ожидаемый период выплаты накопительной пенсии на 2022 год должен составлять 241 месяц, а максимальный – 270 месяцев. Но правило, закрепленное в п. 3 Методики, предписывает в случае, если рассчитанный ожидаемый период выплаты (241 месяц) будет менее его максимального значения на соответствующий год (270 месяцев), но не больше ожидаемого периода выплаты, установленного на предыдущий год (в 2021 году – 264 месяца), учитывать размер ожидаемого периода, определенный на предшествующий год. Этим обусловлено сохранение ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии на текущий год. » Согласно Методике данная величина может либо увеличиваться, либо фиксироваться в размере, установленном в предыдущем году, что при возможном сохранении неблагоприятных тенденций, влияющих на ожидаемую продолжительность предстоящей жизни, будет негативно отражаться на правах получателей накопительной пенсии, а именно приведет к занижению размера пенсии при ее назначении или корректировке», – подчеркивалось в пояснительной записке к проекту федерального закона об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2022 год.
Напомним, право на накопительную пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части их индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии, при соблюдении условий о наличии необходимого страхового стажа и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента. Речь идет о застрахованных в системе ОПС мужчинах, достигших возраста 60 лет, и женщинах, достигших возраста 55 лет. Накопительная пенсия устанавливается и выплачивается независимо от получения иной пенсии и ежемесячного пожизненного содержания (ст. 4, ст. 6 Закона № 424-ФЗ). При этом мораторий на формирование накопительной части пенсии за счет страховых взносов продлен до 2024 года.
Страховая и социальная пенсии
Осуществление индексации пенсий не реже одного раза в год является одной из социальных гарантий, закрепленных в ч. 6 ст. 75 Конституции РФ. Однако размер и сроки такой индексации отличаются для разных видов пенсий. Страховые пенсии неработающим пенсионерам индексируются с 1 января, а социальные пенсии – с 1 апреля.
Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее – Закон № 350-ФЗ) размер страховой пенсии в период с 2019 по 2024 годы корректируется ежегодно, так же, как и фиксированная часть пенсии и стоимость одного пенсионного коэффициента. Так, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 1 января 2022 года составляет 6401 руб. 10 коп., а стоимость одного пенсионного коэффициента – 104 руб. 69 коп. Напомним, в 2021 году эти показатели были равны 6044 руб. 48 коп. и 98 руб. 86 коп. соответственно. Таким образом, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии увеличился на 356 руб. 62 коп., а стоимость пенсионного коэффициента – на 5 руб. 83 коп. Отметим, соответствующие величины будут повышены с 1 января 2023 года до 6759 руб. 56 коп. и 110 руб. 55 коп., а с 1 января 2024 года – до 7131 руб. 34 коп. и 116 руб. 63 коп. соответственно (ч. 7-8 ст. 10 Закона № 350-ФЗ).
С начала года проведена индексация страховых пенсий неработающих пенсионеров на 5,9%, в 2023 году планируется, что показатель индексации будет равен 5,6%, а в 2024 году – 5,5%(Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов).
Что касается социальных пенсий, то их индексация будет традиционно проведена с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в РФ за прошлый год. Коэффициент индексации определит Правительство РФ (ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; далее – Закон № 166-ФЗ) – как правило, соответствующее решение принимается кабинетом министров в середине или конце марта. Напомним, при разработке проекта федерального бюджета на ближайшие три года законодатель брал в расчет следующие прогнозные показатели индексации социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению: в 2022 году – 7,7%; в 2023 году – 2,5%; в 2024 году – 9,9%.
Примечательно, что первоначальный текст законопроекта, который впоследствии стал Законом № 153-ФЗ, содержал еще одну норму, согласно которой в период с 1 числа месяца проведения в текущем году индексации (корректировки) пенсий до месяца проведения индексации следующего года пенсионеру выплачиваются денежные суммы, соответствующие размеру проведенной в текущем году индексации, но не ниже размера индексации этих выплат прошлого года. Однако по предложению Правительства РФ, содержащемуся в официальном отзыве на инициативу, соответствующее положение было исключено из текста поправок. Кабинет министров напомнил, что этот вопрос уже урегулирован Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» путем включения в ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон № 178-ФЗ) ч. 8.5 с аналогичным содержанием.
При этом стоит учитывать, что федеральные власти уже обозначили курс на повышение уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции. Соответствующее положение включено в число мер государственной политики по поддержке доходов граждан, предусмотренных в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. А идею компенсации пенсионерам разницы между размером индексации пенсии и реальным уровнем инфляции поддержал Президент РФ Владимир Путин на состоявшейся 23 декабря 2021 года пресс-конференции. Более того, на днях глава государства поручил Правительству РФ проиндексировать пенсии на 8,6%, оперативно проведя необходимые для этого процедуры. По расчетам Минтруда России, на повышенную индексацию пенсий потребуется более 500 млрд руб. дополнительных расходов. При этом средний размер страховой пенсии по старости для неработающих пенсионеров в текущем году достигнет 18 984 руб., в 2023 году – 20 047 руб., в 2024 году – 21 150 руб.
Автоматический режим назначения пенсии
Ключевая поправка, направленная на оптимизацию процесса назначения пенсий, касается страховой пенсии по старости. Начиная с 1 января 2022 года такую пенсию допустимо назначать в автоматическом режиме тем гражданам, которые обратились с заявлением о ее назначении в форме электронного документа через единый портал госуслуг, приложив к нему свое согласие на назначение пенсии в таком упрощенном порядке. Последнее включает не только сведения о заявителе (Ф. И. О. и СНИЛС), но и подтверждение ознакомления с пенсионными правами, предполагаемыми размерами страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к ней на момент обращения, порядком и сроком их перерасчета, отсутствия периодов работы или иной деятельности за границей, а также согласие с осуществлением учета пенсионных прав в системе индивидуального (персонифицированного) учета, с предполагаемым размером страховой пенсии и с назначением страховой пенсии по старости в автоматическом режиме. Предполагается, что согласие на назначение страховой пенсии по старости в автоматическом режиме соответствует действительным намерениям заявителя, и он понимает правовые последствия такого согласия.
При применении автоматизированного режима должны быть соблюдены общие условия назначения страховой пенсии по старости, а именно:
Дополнительно к этому при назначении пенсии в автоматизированном режиме будет учитываться отсутствие периодов работы или иной деятельности, имевших место за пределами территории РФ (ч. 2 ст. 22.1 Закона № 400-ФЗ). А основанием для назначения пенсии станут сведения индивидуального (персонифицированного) учета и иные сведения, поступившие в порядке межведомственного информационного взаимодействия и из федеральных государственных информационных систем.
Если указанные условия не соблюдены или не предоставлено согласие гражданина на назначение страховой пенсии по старости в автоматическом режиме, то электронное заявление о назначении пенсии передадут в территориальный орган ПФР для его рассмотрения в общем порядке (абз. 3 п. 6 Порядка назначения страховой пенсии по старости в автоматическом режиме, утв. Постановлением Правления ПФР от 28 сентября 2021 г. № 324п; далее – Порядок автоматического назначения пенсии). Если же препятствий нет, то страховую пенсию по старости назначат со дня обращения гражданина, но не ранее дня возникновения права на соответствующую пенсию. Само решение о назначении пенсии будет сформировано в автоматическом режиме в срок не более трех часов с момента регистрации заявления в информационной системе ПФР. А в течение 15 минут с момента его подписания уполномоченным должностным лицом территориального органа ПФР сведения о назначении пенсии автоматически поступят в личный кабинет гражданина на портале госуслуг (п. 7-10 Порядка автоматического назначения пенсии).
Беззаявительный порядок назначения пенсий и доплат к ним
На упрощение порядка назначения отдельных видов пенсий направлены и поправки, вводящие беззаявительный порядок назначения:
Такие пенсии теперь могут назначать на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, а в отношении инвалидов – с учетом содержащихся в федеральном реестре инвалидов сведений об инвалидности. На принятие решения о назначении пенсии в беззаявительном порядке отводится 5 рабочих дней со дня возникновения основания, дающего право на соответствующую пенсию, – например, установления инвалидности, достижения определенного возраста, выдачи предложения органа службы занятости и т. п.
Кроме того, согласно поправкам с 1 января без истребования от граждан заявления осуществляются также:
Расширение механизма назначения пенсий в беззаявительном порядке, равно как и введение автоматического режима их назначения, исходят из презумпции согласия гражданина на установление пенсии. Эти меры направлены на оптимизацию условий реализации права на получение пенсий. Такой подход полностью отвечает современным требованиям к оказанию государственных услуг и соответствует реализуемой в рамках цифровизации тенденции к осуществлению процедурных действий без подачи бумажных заявлений.
Информирование граждан о предполагаемом размере пенсии и пенсионных накоплениях
С 1 января перечень обязанностей органов ПФР пополнился обязанностями по организации информирования застрахованных лиц о:
Так, информирование о предполагаемом размере страховой пенсии по старости будет осуществляться в отношении застрахованных лиц – мужчин, достигших возраста 45 лет, и женщин, достигших возраста 40 лет, не являющихся получателями страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, страховой пенсии по инвалидности, пенсии по старости для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсии, назначаемой по предложению органов службы занятости (ст. 20.1 Закона № 400-ФЗ). При этом оговорено, что первое информирование в отношении мужчин 1977 года рождения и старше и женщин 1982 года рождения и старше должно быть осуществлено ПФР до конца текущего года (ч. 2 ст. 10 Закона № 153-ФЗ).
Тем, кто зарегистрирован в ЕСИА и имеет учетную запись на едином портале госуслуг, информация о предполагаемом размере страховой пенсии по старости будет приходить в личный кабинет на портале раз в три года начиная с года достижения застрахованным лицом возраста 45 и 40 лет для мужчин и женщин соответственно по 31 декабря соответствующего года (ч. 4 ст. 20.1 Закона № 400-ФЗ).
Если же застрахованные лица не зарегистрированы в ЕСИА, то они могут получить сведения, касающиеся размера их будущих пенсий, путем обращения в органы ПФР (ч. 4 ст. 20.1 Закона № 400-ФЗ). Для этого достаточно лично или через своего представителя подать запрос о предоставлении сведений о предполагаемом размере страховой пенсии по старости непосредственно в территориальный орган ПФР или по почте. Первый способ подачи запроса позволит получить сведения в режиме реального времени, а второй – в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня приема территориальным органом ПФР направленного по почте запроса. Но следует учитывать, что и в том, и в другом случае сведения будут предоставлены только на бумажном носителе (п. 5 Порядка предоставления сведений о предполагаемом размере страховой пенсии по старости).
Сведения поступят по утвержденной форме, в которой помимо данных о самом застрахованном лице – его Ф. И. О., дате рождения и СНИЛС, будут отражены сведения о (об):
В целях обеспечения информирования о предполагаемом размере страховой пенсии по старости орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, должен принимать меры по обеспечению полноты и достоверности сведений о периодах работы, включаемых в страховой стаж, и иных засчитываемых в такой стаж периодах, величине индивидуального пенсионного коэффициента, учтенных в ПФР (ч. 5 ст. 14 Закона № 400-ФЗ).
Кроме того, будет налажено информирование застрахованных лиц о суммах средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, и правах на выплаты за счет средств таких накоплений. Его тоже обеспечит ПФР в отношении застрахованных лиц, достигших возраста 45 и 40 лет (соответственно мужчины и женщины), не являющихся получателями выплат за счет средств пенсионных накоплений. Порядок информирования аналогичен тому, который установлен для информирования о предполагаемом размере страховой пенсии по старости, и по периодичности информирования – раз в три года, и по способам получения соответствующей информации – через личный кабинет на портале госуслуг или при обращении в ПФР (ч. 4 ст. 2.1 Закона № 360-ФЗ).
В состав направляемых застрахованному лицу сведений о суммах средств пенсионных накоплений и правах на выплаты за счет таких средств войдут такие данные, как Ф. И. О., дата рождения, СНИЛС, суммы средств пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, информация об условиях приобретения права на накопительную пенсию, срочную пенсионную выплату, единовременную выплату в соответствии с российским законодательством (ч. 5 ст. 2.1 Закона № 360-ФЗ).
Отметим, порядок предоставления застрахованному лицу сведений о суммах средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, и правах на выплаты за счет средств таких накоплений конкретизирован в Приказе Минтруда России от 20 июля 2021 г. № 486н. Им же утверждена форма такого информирования.
Также начиная с этого года органы ПФР будут извещать граждан о:
Введена и общая норма – ст. 29.1-1 Закона № 400-ФЗ, посвященная обеспечению информирования граждан в случаях, предусмотренных Законом № 400-ФЗ, и содержащая отсылку к Порядку извещения гражданина о назначении социальной пенсии по старости, социальной пенсии по инвалидности, страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, порядке выплаты и доставки страховой пенсии по инвалидности, а также уведомления об условиях, необходимых для назначения пенсии по инвалидности, утв. Постановлением Правления ПФР от 13 сентября 2021 г. № 308п (далее – Порядок). Примечательно, что в этом документе предусмотрена возможность информирования путем направления извещения гражданам, не зарегистрированным в ЕСИА, как по почте через организации почтовой связи, так и посредством электронной почты, но при наличии у территориального органа ПФР письменного согласия гражданина или его представителя об информировании таким способом (п. 4 Порядка). Если гражданину направляется извещение в электронном виде, то оно должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица территориального органа ПФР (п. 6 Порядка).
Как и ранее, граждан будут извещать о назначении социальной пенсии по инвалидности или социальной пенсии по старости, но теперь – в соответствии с утвержденным ПФР в 2021 году порядком такого извещения и в более сжатые сроки – 3 рабочих дня вместо 10 (п. 1 ст. 22, ст. 25.2 Закона № 166-ФЗ). В свою очередь, срок информирования об иных решениях ПФР в части назначения и перерасчета пенсий варьируется в пределах 3-5 рабочих дней в зависимости от вида пенсии.
Ожидается, что заблаговременное информирование граждан о предполагаемом размере страховой пенсии по старости и о средствах пенсионных накоплений позволит им не только разобраться в тонкостях российской системы пенсионного обеспечения еще до выхода на пенсию, но и предотвратить возможные ошибки в назначении пенсии – например, связанные с расчетом страхового стажа и т. п.
Иные поправки
В числе иных – более точечных, но не менее важных изменений – следует отметить, например, предоставление гражданам возможности одновременного получения нескольких государственных услуг, оказываемых ПФР. Теперь это допустимо на основании комплексного запроса гражданина, примерную форму, порядок приема которого и предоставления госуслуг на основании комплексного запроса, а также перечень таких услуг, ПФР предписано установить по согласованию с Минцифры России (ст. 8 Закона № 153-ФЗ).
Часть поправок коснулась и условий досрочного выхода на пенсию по предложению органов службы занятости. Напомним, последние могут инициировать досрочный выход на пенсию безработных граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации или прекращением деятельности ИП, сокращением численности или штата работников организации или ИП, возможность трудоустройства которых отсутствует. Здесь учитывается наличие страхового стажа не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или необходимого стажа работы на соответствующих видах работ, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В частности, в ч. 2 ст. 32 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» уточнено, что при согласии безработного гражданина с назначением пенсии орган службы занятости не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения такого согласия, должен направить в территориальный орган ПФР по месту жительства гражданина свое предложение о досрочном назначении пенсии безработному гражданину с указанием способа доставки данной пенсии и согласия гражданина на ее досрочное назначение. Сделать это можно с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия либо в форме электронного документа или на бумажном носителе на основании соглашения, заключенного между органом ПФР и органом службы занятости. В данном случае пенсия будет назначена в порядке, аналогичном порядку назначения страховой пенсии по старости, со дня выдачи предложения органа службы занятости о досрочном назначении пенсии безработному гражданину без истребования от последнего заявления. Причем в дальнейшем получателям такой пенсии не потребуется подавать заявление о назначении страховой пенсии по старости по достижении возраста, дающего право на такую пенсию.
Скорректировано и правило о назначении гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии, одной пенсии по их выбору. Поправка касается инвалидов, имеющих право на страховую пенсию по инвалидности и социальную пенсию по инвалидности. Теперь им будут назначать страховую пенсию по инвалидности без истребования заявления о ее назначении в случае, если ее размер превышает размер социальной пенсии по инвалидности. Также при назначении пенсии по инвалидности, а равно при перерасчете ее размера в случае изменения группы или причины инвалидности больше не потребуются документы от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы – достаточно будет тех сведений, которые содержатся в федеральном реестре инвалидов (п. 9 ст. 3, п. 2.1 ст. 23 Закона № 166-ФЗ).
Еще одна поправка касается наличия согласия гражданина на назначение страховой пенсии по старости. В отдельных случаях – например, когда такая пенсия назначается лицу, который уже получает страховую пенсию по инвалидности, либо пенсию по предложению органов службы занятости населения, либо достиг возраста 80 лет и является получателем страховой пенсии по случаю потери кормильца – согласие гражданина предполагается и не требует подтверждения (ч. 4.1 ст. 21 Закона № 400-ФЗ).
Конкретизирован порядок доставки страховой пенсии – в части учета пенсионным органом при организации доставки такой пенсии поступившей от организации, выбранной пенсионером для доставки пенсии, информации об изменении реквизитов счета пенсионера или наименования подразделения организации, осуществляющей доставку. А у пенсионеров, получающих пенсию через организацию почтовой связи или иную организацию, занимающуюся доставкой пенсий, появилось право указать в заявлении о доставке страховой пенсии информацию о перечислении не полученной ими в текущем месяце суммы страховой пенсии на свой банковский счет. Орган ПФР должен будет перечислить соответствующую сумму на счет пенсионера в кредитной организации в течение трех рабочих дней со дня получения информации о доставленных и не доставленных в текущем месяце страховых пенсиях от организации почтовой связи или иной организации, занимающейся доставкой пенсий (ч. 13 ст. 21 Закона № 400-ФЗ).
Получить страховую пенсию по инвалидности тоже можно будет на счет пенсионера в кредитной организации – для этого достаточно разместить в ЕСИА информацию о реквизитах такого счета и подать через единый портал госуслуг согласие на использование этих реквизитов в целях получения страховой пенсии.
В числе поправок также:
Указанные изменения позволят сделать процесс назначения и получения пенсий более удобным для граждан, а деятельность органов ПФР – более организованной и технологически современной.
***
Несмотря на то что с 1 января 2022 года принято немало поправок в законы, касающиеся порядка назначения и выплаты пенсий, а также обновлена сопутствующая им подзаконная база, федеральные власти намерены продолжить работу в этом направлении. Так, например, Правительство РФ в своем Плане законопроектной деятельности на 2022 год уже наметило разработку нового законопроекта по вопросам установления и выплаты пенсий в целях создания для граждан удобных условий реализации права на пенсионное обеспечение.
О продолжении тщательной отработки темы назначения и выплаты пенсий говорил и Владимир Путин в ходе декабрьской пресс-конференции, обозначая это направление как одно из главных на пути обеспечения лучшего уровня и качества жизни людей. » Планы грандиозные, деньги выделяются колоссальные и нужно их эффективно использовать с тем, чтобы люди почувствовали, что жизнь меняется к лучшему», – подытожил Президент РФ.