Транспортный налог за 2022 год нужно заплатить до 1 декабря 2023 года. Уведомления с начисленными суммами начнут приходить в конце лета.
Владелец Форда Фокуса из Москвы заплатит около пяти тысяч рублей, за Ладу Весту в Брянске начислят чуть больше двух тысяч, а за Киа Мохав в Казани могут насчитать почти 19 тысяч рублей налога.
Что это за налог, как его посчитать, как заплатить и можно ли сэкономить — обо всем в одной статье.
- Что вы узнаете
- Особенностиприменения законодательства о налогах и сборах на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области в 2023 году
- Расчет транспортного налога
- Что будет, если не заплатить
- Льготы по транспортному налогу
- Главное о транспортном налоге
- Таблица ставок транспортного налога за 2022 год для легковых автомобилей в Москве
- Таблица со ставками налогов на легковой автомобиль за 2022 год в Московской области
- Повышающие коэффициенты в таблице для расчета транспортного налога
- Как проверить задолженность
- Как уменьшить транспортный налог
- Кто платит транспортный налог
- Сроки и способы уплаты
Что вы узнаете
Транспортный налог — это один из трех имущественных налогов, которые должны платить граждане. Еще его платят фирмы, но у них свои условия и сроки. В статье рассказываем о транспортном налоге для физлиц, включая ИП.
Этот налог касается только собственников транспортных средств, а не вообще всех. Если у вас нет машины, мотоцикла или яхты, можете не читать эту статью. Почитайте лучше, как купить авто с господдержкой. Или вдохновитесь опытом поиска хорошей машины без перекупщика.
Транспортный налог — региональный. Это значит, что деньги налогоплательщиков не поступают в федеральный бюджет, а остаются в регионах. Потом их тратят на строительство дорог, школ, больниц, зарплату губернатора и еще какие-то важные для области, республики или края цели. Этот налог не идет на содержание армии, материнский капитал или выплату пенсий по выслуге лет.
См. Сопоставительную таблицу кодов классификации доходов бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики к кодам видов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и соответствующих им кодам аналитической группы подвидов доходов бюджетов в редакторе MS-Excel
См. Переходную таблицу кодов классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов, применяемых в коде классификации доходов бюджетов Донецкой Народной Республики, к кодам аналитической группы подвида доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в редакторе MS-Excel
См. Сопоставительную таблицу кодов разделов и подразделов классификации расходов бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики к кодам разделов и подразделов классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в редакторе MS-Excel
См. Сопоставительную таблицу видов расходов классификации расходов бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики к видам расходов классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в редакторе MS-Excel
См. Сопоставительную таблицу кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики к кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в редакторе MS-Excel
См. Переходную таблицу кодов классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицита бюджета, применяемых в коде классификации источников финансирования дефицита бюджетов Донецкой Народной Республики, к кодам аналитической группы видов источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в редакторе MS-Excel
См. Сопоставительную таблицу Указаний о порядке применения бюджетной классификации Донецкой Народной Республики, утвержденных приказом Минфина ДНР от 01.07.2019 г. № 97, и Порядка применения классификации операций сектора государственнного управления, утвержденного приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209Н в редакторе MS-Excel
Минфин сопоставил российские КБК с КБК, применявшимися ДНР в 2022 г.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые особенности применения законодательства о налогах и сборах на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области в 2023 году.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 г.
УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 30 декабря 2022 г. N 2529
Особенностиприменения законодательства о налогах и сборах на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области в 2023 году
1. Налогоплательщики по налогу на прибыль организаций, которые на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образования в составе Российской Федерации новых субъектов имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области, в случае если основные средства, введенные в эксплуатацию до даты начала применения в отношении указанных налогоплательщиков положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, не признаются амортизируемым имуществом согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), включают в первом отчетном периоде по налогу на прибыль организаций в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, остаточную стоимость этих основных средств, определяемую в соответствии с положениями абзаца двадцатого пункта 1 статьи 257 Кодекса.
2. Организации и индивидуальные предприниматели, которые на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образования в составе Российской Федерации новых субъектов имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, либо место жительства на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области:
а) при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога с 1 января 2023 г. вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 30 июня 2023 г.;
б) при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога с 1 января 2023 г. или с 1 января 2024 г. не указывают в уведомлении о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции (от оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям услуг, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 346 Кодекса), включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, или данные о доле доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную этими кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполнения работ (оказания услуг) для членов этих кооперативов в общем доходе от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), полученном ими за 2021 и 2022 годы соответственно;
в) в связи с переходом на уплату единого сельскохозяйственного налога в случае, если в период осуществления деятельности до даты начала применения ими законодательства Российской Федерации о налогах и сборах они понесли расходы, которые были оплачены, но не были учтены при исчислении подлежащего уплате при осуществлении такой деятельности налога (при наличии такой возможности соответственно в законодательстве Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области), учитывают такие расходы в следующем порядке:
расходы на приобретение (создание) товаров учитываются в составе расходов по мере реализации этих товаров;
расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств учитываются в составе расходов с учетом положений, предусмотренных подпунктом 2 пункта 4 статьи 346 Кодекса.
Расходы, указанные в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, могут быть учтены при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу в случае учета таких товаров и (или) основных средств при проведении налогоплательщиком инвентаризации, осуществляемой в порядке и в сроки, которые предусмотрены частями двенадцатой — семнадцатой статьи 313 Кодекса.
3. Организации и индивидуальные предприниматели, которые на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образования в составе Российской Федерации новых субъектов имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, либо место жительства на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области и изъявили желание перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2023 г., уведомляют об этом налоговый орган не позднее 30 июня 2023 г.
При этом в уведомлении о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2023 г. организации, указанные в абзаце первом настоящего пункта, остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября 2022 г. не указывают.
В отношении организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, ограничение по доходам, установленное абзацем первым пункта 2 статьи 346 Кодекса, не применяется.
Организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом настоящего пункта, перешедшие на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в случае если в период осуществления деятельности до даты начала применения ими законодательства Российской Федерации о налогах и сборах они понесли расходы, которые были оплачены, но не были учтены при исчислении подлежащего уплате при осуществлении такой деятельности налога (при наличии такой возможности соответственно в законодательстве Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области), учитывают такие расходы в следующем порядке:
расходы на приобретение (создание) товаров учитываются в составе расходов по мере реализации этих товаров с учетом положений, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 346 Кодекса;
расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств учитываются в составе расходов с учетом положений, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3 статьи 346 Кодекса.
Расходы, указанные в абзацах пятом и шестом настоящего пункта, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в случае учета таких товаров и (или) основных средств при проведении налогоплательщиком инвентаризации, осуществляемой в порядке и в сроки, которые предусмотрены частями двенадцатой — семнадцатой статьи 313 Кодекса.
Организации, которые на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образования в составе Российской Федерации новых субъектов имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области, которые перешли на упрощенную систему налогообложения или на уплату единого сельскохозяйственного налога и которые до перехода на соответствующий специальный налоговый режим уплачивали налог на прибыль в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики, при переходе на упрощенную систему налогообложения не включают в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на упрощенную систему налогообложения или на уплату единого сельскохозяйственного налога, если в соответствии с законодательством, действовавшим на указанных территориях, такие суммы учтены при налогообложении налогом на прибыль.
4. Лица, указанные в пункте 3 статьи 334 Кодекса, признаваемые пользователями недр на основании лицензий и иных разрешительных документов, действующих в порядке, установленном статьей 12 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Донецкой Народной Республики», статьей 12 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Луганской Народной Республики», статьей 12 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Запорожской области», статьей 12 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Херсонской области», обязаны до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого налогоплательщиком начинают применяться положения главы 26 Кодекса, представить копии указанных документов с переводом на русский язык, заверенные в установленном порядке, в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства физического лица), если участок (участки) недр и место нахождения организации (место жительства физического лица) расположены на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области, либо в налоговый орган по месту нахождения участка недр. В случае если налогоплательщику предоставлены в пользование несколько участков недр, указанные документы представляются в налоговый орган по месту нахождения одного из участков недр, определяемый этим налогоплательщиком самостоятельно.
Лица, указанные в пункте 3 статьи 334 Кодекса, признаваемые пользователями недр на основании лицензий и иных разрешительных документов, действующих в порядке, установленном статьей 12 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Донецкой Народной Республики», статьей 12 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Луганской Народной Республики», статьей 12 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Запорожской области», статьей 12 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Херсонской области», подлежат постановке на учет на основании указанных документов в течение 5 дней со дня их представления в соответствующий налоговый орган.
5. В отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов), которые на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образования в составе Российской Федерации новых субъектов имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, либо место жительства на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области, до 31 декабря 2023 г. включительно не применяется ответственность за налоговые правонарушения, указанные в подпункте 4 пункта 3 статьи 4 Кодекса.
6. Постановка на учет в налоговых органах организаций и физических лиц по месту нахождения принадлежащих им объектов недвижимого имущества и транспортных средств, находящихся на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, осуществляется налоговыми органами в соответствии со статьями 83 и 84 Кодекса на основании сведений, представленных в соответствии со статьей 85 Кодекса и пунктом 7 настоящего документа.
7. Органы, учреждения, организации и должностные лица, указанные в пунктах 1 — 3, 4 — 9 статьи 85 Кодекса, осуществляющие соответствующие полномочия в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области, Херсонской области, обязаны не позднее 1 марта 2023 г. сообщить в налоговые органы соответствующие сведения о физических лицах и об организациях, действия в отношении которых указанными органами, учреждениями, организациями и должностными лицами совершены в период с 30 сентября по 31 декабря 2022 г. включительно.
Органы, осуществляющие на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, до 1 апреля 2023 г. обязаны сообщить в налоговые органы имеющиеся у них сведения о расположенных на подведомственной им территории объектах недвижимого имущества, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах по состоянию на 1 января 2023 г.
Органы (организации, должностные лица), осуществляющие на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области государственную регистрацию транспортных средств, до 1 апреля 2023 г. обязаны сообщить в налоговые органы имеющиеся у них сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах по состоянию на 1 января 2023 г.
Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются органами, учреждениями, организациями и должностными лицами в налоговые органы по формам и форматам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с пунктом 10 статьи 85 Кодекса.
— включения в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, остаточной стоимости основных средств, введенных в эксплуатацию до даты начала применения положений законодательства о налогах и сборах и не признаваемых амортизируемым имуществом;
— постановки на учет налогоплательщиков по месту нахождения принадлежащих им недвижимости и транспортных средств, находящихся на территориях новых регионов.
Постановление вступает в силу с 1 января 2023 г.
Расчет транспортного налога
Владельцам автомобилей не нужно считать транспортный налог самостоятельно. Для физлиц это делает налоговая инспекция. Она сама узнает, что кому принадлежит из транспорта, какая мощность двигателя у автомобиля и как долго он находится у владельца. Каждый год сумму налога указывают в уведомлении.
Налоговое уведомление присылают налогоплательщику по почте или через личный кабинет на сайте nalog.gov.ru. С 2023 года обещают делать это и через госуслуги. Указанную там сумму нужно просто заплатить, а считать ничего не придется. Но это касается только физлиц, включая ИП: компания считает транспортный налог сама и платит его чаще раза в год. С 2022 года налоговая инспекция присылает компаниям уведомление о начисленной сумме налога, которое компания сверяет со своими расчетами.
При исчислении транспортного налога инспекция учитывает такие показатели:
Все это учитывается автоматически. Но все равно стоит проверять налоговые уведомления: какая мощность двигателя там указана, нет ли давно проданной машины и за сколько месяцев начислен налог.
Расчет транспортного налога для Киа Мохав 2022 года выпуска с двигателем мощностью 249 лошадиных сил, если собственник живет в Казани и владел машиной весь 2022 год
Что будет, если не заплатить
Налоговая не будет долго ждать и начнет процедуру взыскания. Этапы такие:
Льготы по транспортному налогу
Федеральные льготы. Транспортный налог не платят люди с инвалидностью за специально оснащенные автомобили или за автомобили, полученные из соцзащиты, мощностью до 100 лошадиных сил.
Региональные льготы. Государство разрешило регионам самим решать, кому они будут давать льготы по транспортному налогу. Например, в Москве транспортный налог не платят ветераны, люди с инвалидностью I и II групп и один из родителей в многодетной семье. В Московской области у многодетных тоже есть льготы, но уже с ограничением по мощности машины: за Пежо 408 налог можно не платить, а за Тойоту той же многодетной семье уже могут начислить.
В Карелии у многодетных нет льготы по транспортному налогу. Зато такая льгота есть в Хабаровске — но не полное освобождение, а скидка 50%.
Льготы по каждому региону есть на сайте nalog.gov.ru. Обычно налоговая инспекция сама учитывает скидки и освобождения при начислении налога. Но она может это сделать, только если знает, что у вас есть льгота. Хотя может и не знать, например если многодетной семья стала год назад или собственник получил инвалидность, но налоговой об этом не сообщал. У льгот по имущественным налогам заявительный порядок: если получили право на льготу — подайте заявление, чтобы ей пользоваться.
Чтобы не переплатить, нужно действовать так:
Пересчитать налог с учетом льготы можно за три предыдущих года. Если вам положена льгота, а вы не знали, подавайте заявление. Переплату можно вернуть или зачесть в счет будущих платежей.
Заявления на льготу можно подавать через личный кабинет.
Главное о транспортном налоге
Каждый регион сам решает, сколько его жители будут платить транспортный налог. В налоговом кодексе есть общие ставки для всех, но регионы могут их менять, например уменьшить или увеличить, но не более чем в десять раз.
Обычно ставка зависит от мощности двигателя. Каждая лошадиная сила стоит сколько-то рублей. Еще ставка может быть установлена в зависимости от тяги, вместимости и даже просто на единицу транспортного средства.
Ставки транспортного налога могут быть дифференцированными. Это значит, что ставка зависит от года выпуска. Например, у двух собственников машина одной и той же мощности, но за более старую нужно платить больше.
Ставка налога тоже видна в калькуляторе.
Проверить все ставки транспортного налога для разных автомобилей, мотоциклов и яхт можно на сайте ФНС: там есть справочная информация по каждому региону и номера законов.
В Хабаровске ставка налога для Киа Мохав была 75 Р, а на Камчатке за машину той же мощности — 67 Р
Если регион не установил свои ставки, то используют указанные в налоговом кодексе. Но федеральные ставки гораздо ниже региональных. Для сравнения: по налоговому кодексу для машины мощностью 200 лошадиных сил ставка составляет 5 Р, а фактическая ставка за такую мощность в Москве — 50 Р, в Астрахани — 48 Р, а в Брянске — 40 Р. Возможностью увеличивать базовые ставки регионы пользуются по полной программе — вот таблица налога на лошадиные силы в Москве.
Таблица ставок транспортного налога за 2022 год для легковых автомобилей в Москве
Мощность двигателя
Ставка за 1 л. с.
250,01—∞ л. с.
150 Р
Таблица со ставками налогов на легковой автомобиль за 2022 год в Московской области
За дорогие автомобили транспортный налог приходится платить с повышающим коэффициентом:
Транспортный налог = Сумма транспортного налога, рассчитанная по общим правилам × Повышающий коэффициент
С 2022 года повышающие коэффициенты применяются в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 000 000 Р.
Физическим лицам самим считать среднюю стоимость и повышающий коэффициент не нужно. За них все сделает ИФНС и укажет сумму налога к уплате в уведомлении. Считать будут на основании сведений, которые предоставляются в налоговые инспекции из ГИБДД.
Организации исчисляют авансовые платежи по налогу внутри года и налог по его итогам самостоятельно. Им самим придется учитывать, какой коэффициент применять к каждому транспортному средству. Начиная с налога за 2021 год налоговая инспекция тоже считает транспортный налог по организациям и присылает уведомление, которое надо сверить со своими начислениями. Если будут расхождения, придется выяснять причины или доплачивать налог.
Стоимость авто не единственное условие для применения повышающего коэффициента. Важен еще возраст машины.
Повышающие коэффициенты 1,1 и 2 при расчете транспортного налога в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 000 000 до 5 000 000 Р и от 5 000 000 до 10 000 000 Р отменены. С 2022 года действует только коэффициент 3.
Повышающие коэффициенты в таблице для расчета транспортного налога
Средняя стоимость
Прошло с года выпуска
Коэффициент
10—15 млн рублей
Не более 10 лет
3
15—∞ млн рублей
Не более 20 лет
3
Перечень легковых автомобилей, к которым применяются повышающие коэффициенты, налоговая и Минпромторг размещают на своих сайтах. Этот перечень обновляется каждый год. До 2022 года перечень публиковали не позднее 1 марта. Начиная с 2023 года его публикуют до 31 марта.
Как проверить задолженность
До 2 декабря 2023 года начисленные суммы можно проверить только в личном кабинете налогоплательщика или в бумажных квитанциях. Когда срок уплаты пройдет, начисления станут считаться долгом. Тогда они появятся:
Там же можно сразу погасить долги. Но через несколько дней надо опять проверить, потому что может быть пеня, которая отразилась позже.
До 2 декабря задолженности по транспортному налогу в сервисе банка нет. Хотя его точно начислили
На портале госуслуг задолженность тоже не отражается. Потому что до 2 декабря начисленный налог — это еще не долг
Хотя на самом деле транспортный налог начислен и его нужно платить. Это видно только в личном кабинете
Как уменьшить транспортный налог
Если машина уже есть, уменьшить транспортный налог можно только с помощью региональных льгот. И только если на них есть право. Других законных способов не платить или платить меньше нет.
Но можно уменьшить транспортный налог, если машину пока не купили. Вот советы, как не переплатить.
Проверяйте ставки налога и характеристики машины до покупки. Из-за одной лошадиной силы ставка может быть в два раза выше. Например, для 200 лошадиных сил она составит 30 Р, а для 201 лошадиной силы — уже 60 Р. На мощность машины не повлияет, а расходы вырастут.
Сверяйтесь с перечнем дорогих машин. Автомобили одного и того же класса и марки, но разных моделей и года выпуска могут быть в перечне, а могут и не быть. Если машина попадет в список для повышающих коэффициентов, расходы на налог вырастут. Хотя на комфорте водителя это не отразится. С дорогими машинами счет идет на десятки тысяч рублей.
Следите, чтобы новый владелец зарегистрировал машину на себя. Или снимите ее с регистрации сами через 10 дней. Тогда вам перестанут начислять налог, а остальное — проблемы покупателя.
Проверяйте уведомление. Сумма транспортного налога к уплате указана в налоговом уведомлении. Если есть личный кабинет, его пришлют только туда. Если личного кабинета нет, уведомление придет по почте. За месяц до срока уплаты все должны получить документы с начислениями и реквизитами.
Выписка из налогового уведомления по транспортному налогу
Посмотрите, что указала налоговая при расчете: характеристики, сроки и за какую машину вам вообще начислили налог. Бывает, что при переезде налог начисляют в одном регионе, а потом еще раз в другом. Причем за несколько лет. Для налоговой это техническая ошибка, а у человека проблемы, которые можно потом решать месяцами.
Кто платит транспортный налог
Транспортный налог платят собственники транспортных средств. То есть не те, кто ездит на машине или мотоцикле, а те, на кого это имущество оформлено по документам, если это разные люди.
Этот налог начисляют владельцам такого транспорта:
Есть виды транспорта, на которые налог не начисляют. Например, если автомобиль специально оборудован для человека с инвалидностью. Или если у машины мощность меньше 100 лошадиных сил и ее купили через соцзащиту. На весельную лодку и молоковоз налога тоже нет.
Дальше мы будем говорить об автомобилях, но правила универсальные для всех транспортных средств.
Транспортные средства нужно регистрировать. Например, при покупке машины новый собственник оформляет ее на себя. Он не просто подписывает договор купли-продажи с автосалоном или бывшим владельцем, а идет в ГИБДД и говорит: «Теперь владелец машины я, зафиксируйте это». И ГИБДД фиксирует.
После этого в течение 10 дней информация о смене собственника попадает в налоговую инспекцию. Теперь там знают: машина больше не принадлежит тому человеку, а принадлежит вот этому. Значит, и транспортный налог за эту машину мы теперь начислим новому владельцу. За тот год, когда продали машину, налог начислят обоим владельцам. Каждый заплатит за тот период, когда он был собственником.
Сроки и способы уплаты
Транспортный налог платят до 1 декабря следующего года. В 2023 году нужно будет платить за транспорт, который был в собственности в 2022.
Если не заплатить налог вовремя, начнет начисляться пеня. Уже с первого дня просрочки задолженность будет увеличиваться. Пеню считают по формуле:
Например, если транспортный налог составляет 5000 Р, за месяц будет набегать 32,5 Р пени:
Удобнее всего заплатить налог через интернет. Вот самые простые и быстрые способы:
Если уведомление пришло по почте, все равно можно ввести индекс документа и заплатить в интернете. Банк сформирует подтверждение оплаты, его можно распечатать или сохранить.
Со своей карты можно платить транспортный налог за любого человека. Главное — узнать индекс документа, больше ничего не нужно.
Суммы зачтутся тому человеку, который указан в квитанции, а не тому, с чьей карты уходят деньги.
При оплате в личном кабинете налогоплательщика можно выбрать банк
Если выбрать оплату через Тинькофф Банк, потом нужно указать номер телефона для авторизации. На этом этапе сформируется счет на оплату. Заполнять реквизиты квитанции не придется
Счет появился в личном кабинете на сайте Тинькофф Банка. Можно заплатить в один клик
В мобильном приложении банка счет тоже появился. Оплата без комиссии
В личном кабинете на сайте nalog.gov.ru оплата отразится не сразу, это нормально. Налоговая сама говорит, что зачтет суммы в течение 10 дней.
После оплаты сохраняйте квитанции. Банк переведет деньги по назначению, но у налоговой бывает всякое.
Если после оплаты в личном кабинете все равно отражается задолженность, это не значит, что она есть