Универсальное пособие для дошкольников

Универсальное пособие для дошкольников Универсальное пособие

В современном мире детей постоянно окружают информационные символы и знаки, с которыми они встречаются в магазинах, транспорте, на улицах родного города. Яркие и красочные вывески, разнообразные световые сигналы привлекают внимание ребёнка, помогают ориентироваться в пространстве, осваивать важную информацию о безопасном поведении. Использование карточек, картинок и схем в детском саду поможет воспитателю пробудить интерес к теме занятия, активизировать мыслительные процессы воспитанников, проиллюстрировать словесную информацию, научить детей видеть главное и делать самостоятельные выводы.

Содержание
  1. Значение наглядного материала для дошкольников
  2. Цели и задачи создания наглядного материала
  3. Основные виды наглядного материала
  4. Рассказ по сюжетным картинкам на тему «Зима»
  5. Как сделать демонстрационный и раздаточный материал своими руками
  6. Развивающие пособия по математике
  7. Раздаточный материал при обучении счёту
  8. «Домики, в которых живут цифры»
  9. «Цифровой мячик»
  10. «Математика в картинках» — наглядное пособие для обучения счёту
  11. Средства наглядности при изучении окружающего мира
  12. Модели по экологии
  13. «Корзинка с грибами»
  14. «Уголок природы»
  15. Тематические игровые макеты и пособия
  16. «Спички не тронь — в спичках огонь» — макет по пожарной безопасности
  17. Материалы для театрализованной деятельности
  18. «Театр теней»
  19. «Мир театра» — настенное панно для коррекции эмоционального состояния детей
  20. Универсальные пособия для развивающих занятий и игр
  21. Демонстрационный стенд
  22. «Полянка с картинками»
  23. «Волшебное дерево»
  24. «Дружные картинки»
  25. «Коробочка с загадками»
  26. Материалы для развивающих игр своими руками
  27. Рекомендуем посмотреть
  28. Значение дидактического материала в детском саду
  29. Цели применения дидактических материалов
  30. Основные виды дидактического материала в ДОУ
  31. Предметно-образные пособия
  32. Знаковые дидактические материалы
  33. Дидактический материал для детского сада своими руками
  34. Дидактические материалы для развития мелкой моторики
  35. Дидактические игры своими руками

Значение наглядного материала для дошкольников

Необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово.

Многие виды знаний, которые ребёнку сложно понять на основе устного пояснения или рассказа педагога, он с лёгкостью усваивает, если информация подаётся в виде схематического изображения или модели. Происходит это потому, что у детей до 6–7 лет преимущественно развито наглядно-образное мышление. Например, дошкольнику гораздо легче представить звуковой состав слова или процесс деления целого предмета на части именно с помощью наглядной схемы-картинки, нежели словесной формы подачи материала.

Цели и задачи создания наглядного материала

Приём наглядности — один из ведущих принципов обучения дошкольника, который путём создания доступных для понимания и эстетически привлекательных образов позволяет добиться более качественного усвоения материла.

Универсальное пособие для дошкольников

Яркий и интересный раздаточный материал привлекает внимание детей и эмоционально вовлекает в деятельность

Эффективность наглядного метода связана с тем, что демонстрационный и иллюстративный материал позволяет активизировать зрительный, слуховой и тактильный каналы восприятия ребёнка, эмоционально вовлекает в познавательную деятельность.

Активное использование наглядных пособий во время работы с детьми способствует:

  • осознанному восприятию и разностороннему усвоению материала;
  • формированию пространственных и количественных представлений;
  • развитию абстрактного и логического мышления;
  • совершенствованию речи и образного мышления;
  • формированию интеллектуальных операций анализа и синтеза.

Основные виды наглядного материала

Наглядный материал по способу использования бывает индивидуальный и групповой.

  • Предметная — игрушки, макеты, муляжи объектов или явлений природы (растения, плоды, животные и т. д.).Макет вулкана помогает продемонстрировать природу происхождения такого явления, как извержение лавы
  • Образная — иллюстративная наглядность, отображающая предметы и явления (картины, фотографии, рисунки).
  • Условно-символическая — символы, графические схемы, карточки, таблицы, развивающие образное восприятие мира и абстрактное мышление.

Виды наглядного материала:

  • Палочки и предметные наборы (кубики, игрушки) для счёта — используются в процессе формирования понятий о числе и счёте.
  • Наборные панели или фланелеграфы с силуэтами, изображающими транспорт, цифры, знаки математических действий, буквы, животных, фрукты, овощи, птиц. Трафареты вырезаются по шаблону из плотной бумаги или картона разного цвета. Для доски, обтянутой чёрной фланелью, тыльная сторона трафарета должна быть выполнена из наждачной или бархатной бумаги.
  • Сюжетные картинки с кармашками или прорезями («Моя семья», «Детский сад», «Распорядок дня», «Лесные животные», «Времена года», «Одежда», «Моя родина» и т. д.).Тематические демонстрационные стенды помогут малышам усвоить и обобщить полученную информацию
  • Предметные картинки.Предметные картинки развивают речевые способности и логическое мышление
  • Тематические газеты и плакаты.
  • Первые шаги в освоении новой программной задачи лучше делать с опорой на сюжетный и предметный объёмный материал.
  • Постепенно переходить к сюжетной наглядности в картинках и абстрактной наглядности.
  • В процессе объяснения желательно использовать широкий диапазон разнообразной наглядности.
  • Целесообразно заранее познакомить детей с новым наглядным пособием.

Рассказ по сюжетным картинкам на тему «Зима»

Метод наглядного моделирования в доступной для ребёнка форме демонстрирует свойства объекта и причинно-следственные связи. Виды моделей могут быть следующими:

  • Объёмная модель, сконструированная по аналогии с объектом и воспроизводящая его характерные свойства и связи.Объёмные модели «Весёлые человечки» помогают при характеристике и различении звуков
  • Предметно-схематическая модель иллюстративно воспроизводит внутренние связи с помощью предметов-заместителей и рисованных изображений (силуэты, контуры, геометрические фигуры).Предметно-схематические модели помогают детям составлять рассказ по сюжетным картинкам
  • Графические модели — обобщают и систематизируют информацию в схематическом виде (мнемотаблицы, графики, пиктограммы). Мнемотаблицы особенно хорошо себя зарекомендовали при разучивании стихотворений: каждое слово или группу слов изображают в виде картинки, таким образом, всё стихотворение преобразуется в схематический ряд. Дошкольник, опираясь на графическую символику, расположенную в цепочке из квадратиков, воспроизводит текст стихотворения по памяти. Со временем ребёнок сам становится автором подобных стихотворных схем.

Универсальное пособие для дошкольников

Графическое моделирование развивает зрительную память и образное воображение

Пример карточки со схемой стихотворения:

Падают, падают листья, В нашем саду листопад. Жёлтые, красные листья По ветру вьются, летят.

Универсальное пособие для дошкольников

Использование мнемотаблиц значительно облегчает процесс разучивания стихотворений

Примерный алгоритм работы по мнемотаблице на тему «Времена года»:

  • Пришла зима.
  • На небе появились тяжёлые тёмные тучи.
  • Пошёл снег.
  • Дети бегут на улицу.
  • Они играют в снежки и лепят снежную бабу.
  • А ещё очень любят кататься на коньках и санках.

Универсальное пособие для дошкольников

Мнемотаблицы помогают дошкольникам устанавливать логическую последовательность того или иного события

Как сделать демонстрационный и раздаточный материал своими руками

Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы её заставить мыслить иначе.

Важно вовлекать детей в увлекательный и полезный процесс самостоятельного изготовления наглядного материала. Это активизирует развитие мелкой моторики и ручных умений, способствует более глубокому и осознанному освоению знаний, а также овладению практическими навыками, решению образовательных и воспитательных задач в целом. В процессе изготовления материала и дальнейшей игры с ним у ребят формируется уважение к своему и чужому труду.

Развивающие пособия по математике

Наглядные материалы при формировании математических представлений увлекают малышей и позволяют усвоить необходимые знания в доступной форме.

Раздаточный материал при обучении счёту

Детали должны быть:

  • безопасными и гигиеничными — окрашенная поверхность покрывается защитным слоем лака или плёнкой;
  • эстетически привлекательными и яркими;
  • практичными и удобными в работе.

Универсальное пособие для дошкольников

Тактильные карточки развивают навыки счёта, а также сенсорное восприятие ребёнка и мелкую моторику

Силуэты цветочков, листочков, грибочков, фруктов, зверьков, как правило, вырезаются из картона, затем ламинируются или обклеиваются скотчем. Для каждого ребёнка вырезается игровое поле, например, в форме корзинки, кроны дерева, полянки и т. д. Ребята выкладывают раздаточный материл, считают его, сортируют, систематизируют по размеру, форме, цвету и т. д.

Универсальное пособие для дошкольников

Силуэты готовых цветочков ламинируют или обклеивают скотчем, что позволяет надолго сохранить их привлекательный внешний вид

«Домики, в которых живут цифры»

  • Сделать ширму с аппликацией из цветной бумаги, изображающей многоэтажные дома.
  • На крышу дома наклеить цифру.
  • Окна будут окошечками для цифр, которые станут различными вариантами состава числа.

Универсальное пособие для дошкольников

Ширма с аппликацией из многоэтажных домов с цифрами в окошках поможет ребятам развить математические способности

Новые пособия:  Пособия для российских детей увеличатся в ноябре

«Цифровой мячик»

Учебная игрушка изготовлена из цветного картона в форме многоугольника. На каждой грани закреплён файл, в который вставляется карточка с математическим примером.

Универсальное пособие для дошкольников

Математический многоугольник в игровой форме тренирует навыки счёта малыша

«Математика в картинках» — наглядное пособие для обучения счёту

  • Распечатать на цветном принтере заготовку формата стандартного листа (4 ряда разноплановых картинок по 10 штук).Картинки для наглядных пособий рекомендуется распечатывать на цветном принтере
  • Разрезать готовые распечатки на полоски.Готовые распечатки разрезаются на длинные полоски
  • Вырезать прямоугольные заготовки из картона аналогичного размера (4,5 на 28 см) и по 2 тонкие полоски шириной 0,7 см для каждой заготовки.Понадобится одна широкая и две узких полосы картона
  • Наклеить полоску с картинками на заготовку из картона.Полоска с картинками наклеивается на заготовку из картона
  • Отрезать полоску яркой самоклеящейся плёнки чуть шире тонкой полоски.Для изготовления пособия понадобится полоска яркой самоклеящейся плёнки
  • Приклеить самоклеящуюся полоску по краю картонной полоски, оставляя часть плёнки с клеевой поверхностью открытой.По краю картонной полоски приклеивается полоса самоклеящейся ленты
  • Заготовку с картинками перевернуть и приложить к тонкой полоске с самоклеящейся лентой, совмещая края полосок.При изготовлении пособия потребуется аккуратность и кропотливость
  • Загнуть свободный край плёнки и приклеить к поверхности полоски с картинками, склеив узкую и широкую полоски.
  • Аналогичным образом обработать 2 других края полоски с картинками.
  • Вырезать короткую и узкую полоску из цветной бумаги высотой до 5 см и шириной до 1 см.
  • Подложить короткую полоску под бортики.Короткая полоска бумаги размещается под бортиками
  • Сверху приклеить полоску самоклеящейся плёнки такого же размера, как и короткая полоска так, чтобы можно было вставить полоску из белой бумаги, которая будет передвигаться внутри карточки.
  • Вырезать полоску чуть уже, чем карточка с картинками и немного длиннее.Понадобится еще одна полоска — немного уже и длиннее карточки с картинками
  • Вставить движок в карточку, пособие готово.Движок вставляют в карточку, он закрывает часть изображений

Средства наглядности при изучении окружающего мира

Иллюстративные и раздаточные пособия на занятиях по изучению окружающего мира используются постоянно. К ним относятся модели, муляжи, карточки и картинки, фотографии, слайды и т. д.

Модели по экологии

Пример интерпретации графических символов:

Универсальное пособие для дошкольников

Графические модели развивают логическое мышление дошкольника и умение анализировать информацию

«Корзинка с грибами»

Для работы понадобятся: картон, краски, крахмал, вата, пакетированный чай, лак, длинные гвозди, ножницы.

Универсальное пособие для дошкольников

Для работы понадобится ряд простых материалов, которые есть в каждом доме

«Уголок природы»

Пособие помогает организовать процесс наблюдения за сезонными изменениями в природе, закрепить знания о временах года, деревьях и птицах родного края, развивает любовь к природе, воображение и фантазию, совершенствует изобразительные техники. Ребята создают уголок своими руками.

Тематические игровые макеты и пособия

Рассматривание малышами макетов и тематических пособий, подкреплённое беседами воспитателя, игры с материалами позволяют воспитанникам лучше усвоить информацию и правила поведения в различных ситуациях.

«Спички не тронь — в спичках огонь» — макет по пожарной безопасности

Материалы: цветная рамка, картонная основа, самоклеящаяся плёнка, бумажные тарелки и стаканчики, одноразовая ложка, салфетки, поролон, ножницы, линейка, фломастер, краски, клей.

Универсальное пособие для дошкольников

Для работы потребуется ряд материалов: цветная рамка, поролон, ножницы, линейка, фломастер и др

Материалы для театрализованной деятельности

Разыгрывание сценок и представлений, проигрывание ситуаций предполагает наличие определённого реквизита. Всевозможные средства наглядности из подручных материалов помогут сделать представление запоминающимся.

«Театр теней»

Материалы: маленькие гвоздики, фланелевая ткань (или фетр) светлого тона, ДСП произвольного размера толщиной до 2 см, молоток.

Универсальное пособие для дошкольников

Для изготовления фланелеграфа потребуются маленькие гвоздики, светлая фланелевая ткань, ДСП и молоток

Готовое полотно можно использовать как основу для ниткописи.

Универсальное пособие для дошкольников

Занятия ниткописью развивают творческие способности детей, внимание и мелкую моторику

«Мир театра» — настенное панно для коррекции эмоционального состояния детей

К стене крепится деревянный заборчик, который станет оригинальной декорацией для размещения масок и кукол для театра бибабо. Над заборчиком нарисованы цветы, серединки которых оформлены с помощью зеркал. На зеркалах дети самостоятельно рисуют мордочки в разных эмоциональных состояниях.

Универсальное пособие для дошкольников

Такое настенное панно, помимо театрализованной деятельности, позволит воспитателю отслеживать эмоциональное состояние детей

Варианты использования наглядного панно:

  • Уголок релаксации — малышу можно предложить «развеселить» грустный цветочек, рассказать ему сказку или забавную и смешную историю.
  • Театрализованная игра — ребёнок перевоплощается в любимого сказочного героя и подбирает перед зеркалом сценические приёмы передачи образа, прорабатывая мимику и жесты.
  • Художественное творчество — вооружившись фломастерами и красками, ребята практикуются в рисовании черт лица, мимических рожиц, учатся понимать и передавать различное настроение.
  • ФЭМП:
    закрепление знаний геометрических фигур (форма зеркала);навыки порядкового счёта (Какая по счёту сидит лисичка?);умение составлять простейшие задачи на арифметические действия (На заборе сидел лягушонок, к нему прискакал зайчик, сколько их стало?);пространственное восприятие (Кто сидит справа? Кто слева?).
  • закрепление знаний геометрических фигур (форма зеркала);
  • навыки порядкового счёта (Какая по счёту сидит лисичка?);
  • умение составлять простейшие задачи на арифметические действия (На заборе сидел лягушонок, к нему прискакал зайчик, сколько их стало?);
  • пространственное восприятие (Кто сидит справа? Кто слева?).
  • Развитие речи — сочинение сюжета сказки, ролевое проигрывание диалогов.

Универсальные пособия для развивающих занятий и игр

Приведённые ниже наглядные и раздаточные материалы могут быть использованы по всем областям образовательной деятельности в ДОУ в любых возрастных группах детей.

Демонстрационный стенд

Пособие развивает навыки поэтапного планирования, память, логическое мышление, внимание и связную речь. В течение дня ребята вывешивают на игровом поле схемы-картинки, иллюстративно отображающие различные виды деятельности. Игра со схематическими картинками помогает соблюдать режим дня, стимулирует любознательность, самостоятельность и творческие способности.

Универсальное пособие для дошкольников

Схематические картинки напоминают детям о последовательности видов деятельности в ДОУ

«Полянка с картинками»

На листе картона размещаются вырезанные картинки. Коллаж используется для проведения развивающих игр, сочинения собственного сюжета, составления предложений, рассказов и сказок.

Универсальное пособие для дошкольников

Технику коллажирования можно использовать при проведении различных игр

  • «Самое короткое слово»;
  • «Самое длинное слово»;
  • «Один-много»;
  • «Назови животных и растения»;
  • «Что растёт в лесу?»;
  • «Что находится в городе?».

Можно составить несколько разнообразных коллажей, затем собрать в папку.

Универсальное пособие для дошкольников

Готовые коллажи рекомендуется хранить в общей папке

«Волшебное дерево»

Инструкция по изготовлению:

  • Силуэт дерева вырезать из обрезков ковролина, высота произвольная, но детям должно быть удобно работать с пособием.Для изготовления дерева понадобятся обрезки ковролина или плотной ворсистой ткани
  • Плоские фигурки птиц, фруктов вырезать из цветной бумаги или ткани и приклеить на заготовки из картона (для получения визуального эффекта объёма можно подложить кусочки синтепона), с обратной стороны заготовок приклеить липучки.

Наглядное пособие для дидактических игр:

  • «По порядку посчитай»;
  • «Найди лишнее»;
  • «Какое время года»;
  • «Яблоко настроений» — на крону дерева прикрепляются яблоки с пиктограммами, изображающими различные эмоциональные состояния;«Яблоко настроений» поможет малышам познакомиться с миром эмоциональных переживаний
  • «Что изменилось?»;
  • «Снегири на ветке» (посади птичку слева, справа, на верхнюю или на нижнюю ветку);
  • закрепление умения совершать элементарные арифметические действия (на одной ветке сидели 4 ласточки, 1 улетела).

«Дружные картинки»

Пособие для таких дидактических игр:

  • «Найди пару»;
  • «Составь пары по цвету»;
  • «Назови цифру» — детям предлагается сосчитать количество одинаковых предметов и соотнести его с той или иной цифрой.
  • «Угадай предмет» — воспитатель описывает предмет, дети его отгадывают, правильный ответ вознаграждается крышечкой с картинкой. Победителем становится ребёнок, у которого соберётся самая многочисленная коллекция крышек.
  • «Расскажи историю» — педагог просит детей составить рассказ с опорой на картинки, последовательность крышечек с картинками можно менять, тогда сюжетная линия рассказа изменится.

«Коробочка с загадками»

  • Обклеить упаковочную коробку цветной плёнкой, вырезать 2 симметричных отверстия круглой формы для рук, вшить 2 тканевых рукава.
  • Сложить в коробку муляжи фруктов и овощей (можно использовать и любые другие небольшие предметы). Задача ребёнка — угадать предмет на ощупь.Задача ребёнка — угадать на ощупь овощ или фрукт, помещённый в коробку
Новые пособия:  Проект пособия по новому

Материалы для развивающих игр своими руками

Множество новой информации необходимо узнать и запомнить дошкольникам на занятиях по математике, развитию речи, окружающему миру, ОБЖ. Задача педагогов — сделать путешествие воспитанников в мир знаний интересным и увлекательным. Малышу легче будет понять и усвоить новые знания, если ему помогут в этом нелёгком деле красочные картинки, а наглядные макеты и муляжи предоставят возможность посмотреть, потрогать, поэкспериментировать. Разнообразный и интересный материал, сделанный заботливыми руками педагогов, поможет научить детей мыслить логически и творчески, превратит решение математических задачек в увлекательную игру, привьёт вкус к интеллектуальной работе.

44 года. Высшее педагогическое образование, специальность: история и право, аспирантура. Стаж работы в высшей школе — 22 года. Сфера профессиональной деятельности — проведение лекционных и семинарских занятий, учебно-методическая и научная работа (есть научные публикации).

Дидактические игры своими руками

Здравствуйте, уважаемые коллеги, друзья!
Хочу поделиться с вами идеями изготовления игр своими руками(эти игры были сделаны мною за последние три года),захотелось собрать все игры в одной рубрике.

Макет «Домашние животные»

был изготовлен из бросового материала (картона и газетных трубочек), для детей дошкольного возраста.

Универсальное пособие для дошкольников

Ознакомиться с мастер-классом по изготовлению макета можно здесь
Цель: закрепить представления о домашних животных.
Задачи:

Образовательная:
Закрепить знания детей о домашних животных. Отмечать характерные признаки животных.
Закрепить умения сравнивать, находить сходства и различие.
Формировать умения различать животных и их детенышей.
Формировать навык составления короткого рассказа о животных.
Развивающая:
Развивать у детей память, мышление, воображение.
Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Воспитательная:
Воспитывать у детей любовь к родному краю.

Воспитывать у детей доброе отношение к животным, вызвать желание помогать им.

Макет «Дворик мельника»

Универсальное пособие для дошкольников

Назначение: макет предназначен для непосредственно образовательной и игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, для украшения интерьера.
Цель – способствовать возникновению и развитию эмоционально – познавательного интереса к историческому и культурному наследию России.
Задачи:
1. Закреплять знания об особенностях крестьянского труда, о профессии мельника.
2. Расширять представление о жизни крестьянской семьи на Руси.

Дидактическая игра: «Накорми колобка»

Универсальное пособие для дошкольников

Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Оборудование: не высокие пластиковые баночки с крышечками, фасоль.
Изготовление пособия: на крышечке изобразить колобка (или другого персонажа) из самоклеющейся бумаги. Сделать отверстие во рту канцелярским ножом (удобно вырезать отверстие, если крутить ножом по кругу)

Универсальное пособие для дошкольников

Вариантов этой игры очень много. Ее можно усложнять в зависимости от возраста детей. Я предлагаю свои варианты с детьми младшей, средней группы.
Ребенок ловит удочкой рыбку.

1.»Какого она размера, цвета»

Цель: упражнять детей в определении размера рыбки; закреплять знания цвета.

2.»Где, что растет»

Цель: учить классифицировать предметы по темам «Овощи», «Фрукты».

3.»Кто, где живет»

Цель: учить классифицировать предметы по темам «Домашие, дикие животные»

4.»Где чья мама»

(нужны дополнительные карточки с изображением животных)
Цель: учить подбирать домашних и диких животных, правильно их называть.

Цель: учить классифицировать предметы по темам.

«Гвоздики и резиночки»

Универсальное пособие для дошкольников

Для этой игры нужна деревянная фанера, канцелярские гвоздики и банковские резиночки.
Цель: для развития мелкой моторики, зрительного, цветового и пространственного восприятия, воображения;; закреплять знания разнообразных видов геометрических фигур, линий.

Игра «Веселые гномики».

Универсальное пособие для дошкольников

Универсальное пособие для дошкольников

Цель:выучить названия дней недели и порядок следования, закрепить понятия вчера, сегодня, завтра.
Первый вариант.

«Какого гномика не стало».

Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одного гномика. Дети открывают глаз и отгадывают, какой гномик убежал.

Дети закрывают глаза, воспитатель меняет порядок следования гномиков. Дети открывают глаза и расставляют их в правильной последовательности.

Учим вместе с детьми вчера и завтра, если сегодня понедельник, вчера и завтра, если сегодня вторник и т. д. цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику.

Универсальное пособие для дошкольников

для игры я взяла:
— крышечки из-под бутилированной воды;
— разнофактурные ткань, мех, наждачную бумагу, кожу, бисер;
— клей.
Ход работы:
— вырезала из различного материала кружочки такого же размера, как и крышечки и приклеила их.
Как играем:
— Положить все крышечки в непрозрачный мешочек и попросить ребенка вытащить крышечку с гладкой фактурой и т.д.

«Найди пару»»Найди не похожие крышечки»

(например, мех и кожа)

«Угадай на что (кого) похоже» «Угадай, кто я»

(рыжий мех — лиса, наждачная бумага — ежик, гладкая кожа — лягушка)

Развивающая игра «Квадратики с секретом»

Универсальное пособие для дошкольников

Универсальное пособие для дошкольников

Цель: обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, мелкую моторику.
Осязание или тактильное восприятие играет важную роль в развитии. И связано с развитием воображения, образного мышления и творческих способностей речи у детей. А тренировка мелкой моторики пальцев рук стимулирует своевременное развитие речевых навыков.
Каждый «квадратик» сшит из непрозрачной ткани. Это плоская подушечка размером 6х6, внутри которой находится картонный каркас, а в центре – один маленький предмет. «Квадратиков » с одинаковыми предметами внутри должно быть парное количество. Эта игра многофункциональная.

Первый вариант «Найди пару».

Ребенок ощупывает «квадратик» и находит к нему пару.

Нужно разделить «квадратики» на две кучки так, чтобы в каждой не было одинаковых. Первую кучку разложите на столе, а «квадратики» из второй раздайте игрокам поровну. Свои «квадратики» игроки кладут перед собой. Взрослый становится ведущим, но тоже может принимать участие в игре. Ведущий берет «квадратик», ощупывает его и описывает его содержимое словами. Например, говорит, что там большой гладкий камень. Игрок, у которого есть парный «квадратик», берет его себе. Выигрывает тот, кто первым получит пару для каждого из своих «квадратиков».

Развивающая игра «Конфетки»

Универсальное пособие для дошкольников

Цель: учить дифференцировать неречевые шумы, находить одинаковые по звучанию «конфетки», развивать логическое мышление, внимательность, память.
Слух не менее важный инструмент постижения окружающего мира, чем зрение и осязание. Умение слышать и различать звуки тоже нуждается в постоянной тренировке. Чем лучше ребенок слышит, тем быстрее он научится понимать смысл того, что ему говорят и тем быстрее речевое общение станет для него эффективным способом получения новых знаний.
Каждая «конфетка» изготовлена из киндер – сюрприза. Наполнены «конфетки» разным наполнителем, производящим при встряхивании определенный звук, и обшиты яркой тканью. Пару составляют «конфетки», издающие при тряске одинаковый звук, с одинаковым наполнителем. Это могут быть бусины, крупы, скрепки и др.

Первый вариант «Найди такую же».

Играют двое. «Конфетки» раскладывают на столе, игрок берет одну любую «конфетку» и гремит ею, а затем берет еще одну и тоже трясет. Больше двух «конфеток» брать нельзя. Если звук разный, то игрок кладет каждую на прежнее место, а ход переходит к следующему игроку. Если звук одинаковый, то игрок забирает обе конфетки себе, и получает право сразу сделать еще один ход. Игра продолжается, пока на столе не закончатся «конфетки».
А это подобная игра «кофеткам», пособие сделано из шоколадных яиц и обклеено термопленкой

Универсальное пособие для дошкольников

Игра для развития мелкой моторики»Коробочка с сюрпризом»

Универсальное пособие для дошкольников

Универсальное пособие для дошкольников

Универсальное пособие для дошкольников

Универсальное пособие для дошкольников

Это пособие изготовлено из коробки от обуви.На крышке вырезаны два круга, рукава сшиты из х.б ткани вся коробка и обклеена самоклейкой
Буду рада, если кому — нибудь пригодятся идеи!
На сайте столько интересных идей, хочется многое сделать, но не хватает на все время!
Желаю всем творческих успехов, идей и времени побольше для их реализации!
Спасибо всем,кто заглянул на страничку и досмотрел до конца!

Рекомендуем посмотреть

Дидактическая игра для детского сада своими руками «Всезнайка»

Дидактическое пособие «Посадил дед репку»

Игры с прищепками. Дидактическое пособие «Кто что ест»

Развивающие игрушки своими руками «Шарики – смешарики»

Дидактические игры для дошкольников своими руками по теме «Органы чувств»

Дидактическая игра для дошкольников своими руками. Мир флоры и фауны

Новые пособия:  Детское пособие до 3 лет в 2021 году что нового

Дидактическая игра для детского сада своими руками по теме «Транспорт»

Дидактическая игра для детей 4-7 лет «Сказочная гостиница»

Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущий вид деятельности дошкольников. Независимо от того, ходит или нет малыш в детский сад, он получает новые знания, умения и навыки только через игру. Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, создаются специальные пособия. Дидактические игры позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы.

Значение дидактического материала в детском саду

Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю служат подспорьем правильно подобранные дидактические материалы. Они призваны помочь педагогу развить способности ребёнка и научить чему-то новому. Такие материалы должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя возможности воспитателя, создавая атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.

Универсальное пособие для дошкольников

Дидактические материалы — это вспомогательные материалы, используемые в процессе обучения

Дида́ктика (др.-греч. διδακτικός «поучающий») — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Цели применения дидактических материалов

Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша. Пирамидки и башенки из кубиков — тоже своего рода дидактический материал, просто надо подключиться к игре ребёнка, обсуждая с ним цвет, форму и размер игрушек. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.

Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:

  • развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;
  • формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);
  • создание положительного эмоционального настроя;
  • развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
  • развитие речевых навыков;
  • обучение счёту, грамоте.

Универсальное пособие для дошкольников

Развитие мелкой моторики является приоритетной задачей при обучении младших дошкольников

Использование разнообразных дидактических материалов на занятиях в детском саду способствует активизации познавательной деятельности дошкольников.

Основные виды дидактического материала в ДОУ

Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов.

Предметно-образные пособия

В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:

  • Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов (к примеру, гербарии, коллекции минералов, чучела животных).Изучение минералов заинтересует воспитанников старшей и подготовительной групп
  • Объёмно-образные дидактические материалы — это пособия, которые наглядно демонстрируют процесс или устройство обсуждаемого предмета. Данные материалы формируют у ребёнка полный и детально-разобранный образ, позволяют обратить внимание на детали и особенности. К объёмно-предметным пособиям относят:
    модели,макеты,муляжи и др.
  • модели,
  • макеты,
  • муляжи и др.

Универсальное пособие для дошкольников

С помощью такого игрового макета дошкольники изучают правила дорожного движения

Применение предметного дидактического материала на занятиях в ДОУ вызывает живой интерес и эмоциональный отклик воспитанников, повышает познавательную мотивацию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим. Помимо этого, у дошкольников формируются необходимые умения и навыки, повышается устойчивость произвольного внимания.

Знаковые дидактические материалы

Знаковые дидактические пособия делятся на:

  • Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят:
    предметные и сюжетные картинки,разнообразные карточки,портреты,аппликации,фото,фильмы и др.
  • предметные и сюжетные картинки,
  • разнообразные карточки,
  • портреты,
  • аппликации,
  • фото,
  • фильмы и др.
  • Условно-знаковый дидактический материал — это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.

Знаковый дидактический материал может быть оформлен как:

Дидактический материал предназначен для практической деятельности дошкольника и подразумевает определённую степень самостоятельности при выполнении задания.

Дидактический материал для детского сада своими руками

Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно. Процесс создания пособий включает ряд этапов:

  • Первым шагом в создании наглядного материала является формулировка цели. Необходимо понять, что именно даст детям разрабатываемый дидактический материал, ведь пособие должно соответствовать возрасту воспитанников, быть понятным и доступным.
  • Второй шаг — это выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический материал. Например, для того чтобы ребёнок выучил название цвета и соотнёс его с конкретным объектом (животным, фруктом или предметом), создаются плакаты или карточки по теме «Основные цвета».В этой дидактической игре ребята запоминают цвета и соотносят их с формами животных
  • Шаг третий — продумать концепцию пособия. На данном этапе создания дидактического материала следует решить, какой именно вид наглядного пособия мы создаём: карточки, стенд, плакат или, возможно, целую игру.
  • Шаг четвёртый — подобрать подходящие материалы для создания наглядного пособия. К дидактическим материалам, используемым в ДОУ, предъявляется ряд требований:
    Материал должен быть ярким, чтобы ребёнок мог легко запомнить то, что было изображено.Материал не должен быть хрупким или легко ломающимся. Маленькие дети испытывают нужду прикасаться ко всему, что их заинтересовало, ведь через прикосновения они познают мир.Материал должен быть максимально безопасен для дошкольников, даже в случае запихивания его в рот (но этого лучше не допускать).Используемые материалы должны быть гиппоаллергенными. В детский сад приходят дошкольники с разными показателями здоровья, поэтому все предметы, представленные для общего пользования, должны быть в равной степени безопасны для всех воспитанников.Материал должен выдерживать санитарную обработку (к примеру, картон или бумагу обклеивают специальной плёнкой или скотчем).
  • Материал должен быть ярким, чтобы ребёнок мог легко запомнить то, что было изображено.
  • Материал не должен быть хрупким или легко ломающимся. Маленькие дети испытывают нужду прикасаться ко всему, что их заинтересовало, ведь через прикосновения они познают мир.
  • Материал должен быть максимально безопасен для дошкольников, даже в случае запихивания его в рот (но этого лучше не допускать).
  • Используемые материалы должны быть гиппоаллергенными. В детский сад приходят дошкольники с разными показателями здоровья, поэтому все предметы, представленные для общего пользования, должны быть в равной степени безопасны для всех воспитанников.
  • Материал должен выдерживать санитарную обработку (к примеру, картон или бумагу обклеивают специальной плёнкой или скотчем).
  • Пятый шаг — это непосредственная сборка материала. При создании наглядного пособия нужно помнить, что изображённая или изложенная информация должна характеризовать окружающий мир и соответствовать действительности. А также важно, чтобы сделанный дидактический материал был красиво и аккуратно оформлен, это формирует у ребёнка чувство прекрасного и понятие аккуратности.Дидактические материалы должны быть привлекательными и аккуратно оформленными
  • Заключительным шагом является своевременное планирование использования созданного дидактического материала.

С интересными идеями изготовления дидактических материалов для дошкольников своими руками и их подробным описанием можно ознакомиться в статье Оксаны Столь.

Не пытайтесь сразу добиться от ребёнка полного понимания темы. Лучше пройдите тему несколько раз, используя разный дидактический материал, тем самым закрепляя её.

Дидактические материалы для развития мелкой моторики

Представленные далее видеоролики содержат наглядное воплощение идей по созданию дидактических материалов в детском саду. Ознакомившись с ними, можно самостоятельно изготовить интересные и полезные игровые пособия для дошкольников.

Дидактические игры своими руками

Использование дидактических материалов в детском саду помогает развивать познавательные, коммуникативные и творческие способности дошкольников всех возрастных групп. При применении пособий воспитателю следует помнить о широком спектре выбора их подачи. Изготовление дидактических материалов своими руками позволяет реализовать различные педагогические идеи в образовательном процессе ДОУ. Главное — правильно разработать пособия, продумать и оформить. В этом помогут разнообразные методические рекомендации и собственная фантазия автора.

(32 голоса, среднее: 4.5 из 5)

Оцените статью
Новое пособие