Льготы чернобыльцам установлены федеральным законом № 1244-1 от 15.05.1991. Пострадавшие граждане и их потомки обеспечиваются дополнительными выплатами, гарантиями по улучшению жилья и бесплатными услугами медицинских учреждений.
Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 28.12.2016) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
- Нормы российского законодательства
- Кому предоставляется статус чернобыльца
- Перечень преференций для чернобыльцев
- Льготные выплаты
- Привилегии для детей чернобыльцев и иных родственников
- Где можно получить льготы
- Правила получения удостоверения
- Поддержка пострадавших в иных странах
- Последние изменения
- Кому положена ЕДВ
- Размер ежемесячной денежной выплаты
- ЕДВ и социальные услуги
- Право на две выплаты
- Где оформляют ЕДВ
- Фабула дела
- Отказ Пенсионного Фонда и позиция судов
- Мнение Верховного Суда
- Логика Конституционного Суда
- Результат рассмотрения жалобы
- Кто имеет право на получение
- Виды назначаемых пенсий
- Условия пенсионного обеспечения по старости
- Документы для получения выплат
- Пенсионное обеспечение по инвалидности
- Пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца
Нормы российского законодательства
Статьей 7 закона № 1244-1 от 15.05.1991 определены четыре категории зон воздействия радиации. Льготный статус граждане получают в зависимости от проживания в конкретном регионе, а также с учетом факта участия в ликвидации последствий катастрофы.
Перечень загрязненных зон:
Внимание: во всех зонах ведется постоянный мониторинг уровня радиации. По результатам принимается решение об изменении категории отдельных районов и переводе в иную зону (с большей или меньшей опасностью для здоровья людей).
Заражению подверглись районы, ныне принадлежащие различным странам. Льготы пострадавшим от чернобыльской катастрофы на законодательном уровне предоставляются не только в России. Свои законодательные акты приняты:
Внимание: статус чернобыльца дает право на получение преференций в рамках Трудового кодекса (ТК) РФ.
Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ
Кому предоставляется статус чернобыльца
Льготное удостоверение полагается всем пострадавшим вследствие ядерной катастрофы. Таких граждан много. И отличаются они:
Кроме того, в число пострадавших включены члены семейств, пораженных лучевой болезнью, людей. Их качество жизни также ухудшилось из-за того, что родной подвергся облучению.
Полный перечень чернобыльцев на 2023 год:
Внимание: льготный статус полагается:
Перечень преференций для чернобыльцев
В рамках федерального законодательства владельцам чернобыльского удостоверения предоставляются привилегии, описанные в таблице ниже.
Для сведения: каждый регион включает в социальную программу собственные льготы для пострадавших от радиации.
Льготные выплаты
В указанном выше законе запланированы меры денежной поддержки чернобыльцев в тех или иных ситуациях. Полный перечень приведен в таблице:
Привилегии для детей чернобыльцев и иных родственников
В связи с особенностями воздействия радиации на репродуктивную функцию человека, поддержка оказывается детям, чьи родители пострадали от катастрофы.
Где можно получить льготы
Преференции чернобыльцам, установленные на федеральном уровне, обязаны предоставлять организации и предприятия всех форм собственности. Особые выплаты начисляют и выдают:
Льготное медицинское обслуживание предоставляет медучреждение, к которому пострадавший «приписан». Некоторые привилегии обязаны выделять местные властные структуры:
Внимание: чернобыльцу необходимо принести копию удостоверения работодателю при трудоустройстве. Кроме того, документ следует прикрепить к карточке в поликлинике.
Правила получения удостоверения
Для получения привилегий необходимо написать заявление и приложить к нему удостоверение, подтверждающее право. Оформлением таковых занимаются органы социальной защиты населения. Для получения нужно:
Оформление удостоверения занимает не более десяти дней. Этот документ дает основание для получения всех преференций, обусловленных федеральным и местным законодательством.
Подсказка: региональные власти утверждают собственные инструкции для предоставления преференций пострадавшим. Список бумаг в них может быть шире.
Поддержка пострадавших в иных странах
На Украине принят соответствующий закон (№ 796-XII от 28.02.1991). Структура его подобна российскому:
Для сведения: в связи с бюджетным кризисом в стране, длящемся не первый год, выплаты вряд ли будут увеличиваться.
В Белоруссии также действует подобный нормативный акт. Он регулярно финансируется из государственного бюджета. Пострадавшие от катастрофы получают широкий спектр поддержки.
В Казахстане работа построена иным образом. Преференции для чернобыльцев включены в различные законы. Льготники в этой стране имею право:
Верховна Рада Української Радянської Соціалістичної Республіки, Закон від 28.02.1991 «Про статус і соціальний захист громадян, які постраждали внаслідок Чорнобильської катастрофи»
Последние изменения
В середине 2018 г. принят ФЗ, вносящий изменения в ст. 4 закона 1244-1. После вступления в силу очередной редакции правом на меры соцподдержки станут также обладать дети чернобыльцев (вне зависимости от места их рождения). При условии их постоянного проживания/работы после рождения на загрязненных территориях.
Ежемесячная денежная выплата чернобыльцам появилась в законодательстве в январе 2005 года. Она стала заменителем части льгот, которые предоставлялись в натуральной форме. Размер выплаты зависит от категории, к которой относится льготник.
Кому положена ЕДВ
Перечень лиц, которым положена ежемесячная выплата определен ст. 27.1. закона №1244-1 от 15.05.1991 года.
В список входят:
Выплата распространяется не только на самих граждан, которые пострадали от аварии на ЧАЭС, но также на их детей и внуков.
Размер ежемесячной денежной выплаты
Ежемесячная денежная выплата относится к индексируемым. Индексация 2023 года прошла 1 февраля. Ее размер составил 4,9%.
Таблица ЕДВ чернобыльцам
ЕДВ и социальные услуги
Ряд льгот, представленных в материальной форме может быть переведена в денежный эквивалент. Среди них бесплатное обеспечение медикаментами, путевка в санаторий и проезд до санатория. Поэтому льготники могут получать эти услуги либо в материальном виде, либо в денежном эквиваленте. Итоговая сумма компенсации равна 1211,65 руб.
Денежную форму можно выбрать для всех или только для части услуг. Например, оставить бесплатные лекарства, а все остальное получить в денежном эквиваленте.
Заявление о переводе материальной формы в денежную нужно писать до 1 октября текущего года. Тогда изменения будут внесены с 1 января следующего года. Сумма компенсации будет добавлена ЕДВ.
Право на две выплаты
Чернобыльцы – единственная категория льготников, которая имеет право на получение 2 ЕДВ. При этом первая выплачивается согласно ст. 27.1. закона №1244-1 от 15 мая 1991 года. Вторая может быть предусмотрена другим законом. Например, ЕДВ по инвалидности. Ниже в таблице приведена вторая ЕДВ, право на которую может возникнуть у чернобыльцев с двумя льготами. Но нужно учитывать, что две льготы не могут возникнуть на основании одного и того же закона.
Таблица ЕДВ-2 чернобыльцам
Где оформляют ЕДВ
Для начисления единой денежной выплаты чернобыльцам необходимо обратиться в МФЦ или в отделение пенсионного фонда. Также можно воспользоваться личным кабинетом на портале Госуслуги для создания заявления. Право на выплату подтверждается:
Для тех, кто работал над ликвидацией последствий основанием могут быть записи в трудовой книжке. Если речь идет о выплате ЕДВ детям или внукам льготника, то необходимо прилагать документы, подтверждающие родство, а также свидетельство о смерти льготника.
Третьего февраля Конституционный Суд опубликовал определение, в котором разобрался в вопросе соответствия Конституции пп.1 п.3 ст.3 ФЗ «О государственному пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п.2 ч.1 ст.29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Фабула дела
В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.
В 2018 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.
Отказ Пенсионного Фонда и позиция судов
Однако в Пенсионном Фонде ему отказали, т. к. формулировка причины инвалидности не указывает на право мужчины получать две пенсии.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.
Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.
Мнение Верховного Суда
Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.
Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.
Логика Конституционного Суда
Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.
Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Результат рассмотрения жалобы
Таким образом, оспариваемые Алексеем Львовичем подпункт 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Отметим, что на данный момент Управление Пенсионного Фонда реализовало право Алексея Львовича на получение двух пенсий: управление провело повторную медико-социальную экспертизу, по результатам которой причина установленной ему инвалидности II группы изменена на «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС», и с 23 декабря 2020 года ему назначены страховая пенсия по старости и пенсия по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению).
«Паттерн безразличия и бездействия»: КС об ответственности за угрозы
Медицина, финансы, поддержка и жилище: новые законопроекты
Имею право на неприкосновенность жилища
Пенсионное обеспечение граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а также членов семей граждан, умерших (погибших) вследствие чернобыльской катастрофы
Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются:
1) назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или Федеральным законом «О страховых пенсиях». В таком же порядке назначаются пенсии по случаю потери кормильца членам семей граждан, погибших (умерших) вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2) назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
Лица, указанные в абзаце первом настоящего пункта, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой статьи 14 настоящего Закона;
3) назначение пенсии по случаю потери кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой — как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте):
нетрудоспособным родителям по достижении возраста, предусмотренного пенсионным законодательством Российской Федерации, действовавшим по состоянию на 31 декабря 2018 года, независимо от нахождения их на иждивении погибшего (умершего) кормильца;
детям, не достигшим возраста 18 лет, а также обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 25 лет;
супругу (жене, мужу), если он занят уходом за детьми погибшего (умершего) кормильца, не достигшими 14 лет, независимо от того, работает супруг или нет;
супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности.
Пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.
Очередное медицинское переосвидетельствование лиц, указанных в настоящей статье, полностью или частично утративших трудоспособность, производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы через пять лет, при этом лицам, достигшим возраста выхода на пенсию по старости, инвалидность устанавливается бессрочно.
Адвокат АП Санкт-Петербурга, председатель президиума КА «Лапинский и партнеры»
Мобилизация гражданских лиц в чрезвычайных ситуациях без придания им правового статуса военнослужащих была в СССР регулярной практикой. Призванные на военные сборы военнослужащие запаса (так называемые «партизаны») приравнены законом к военнослужащим. Если, например, в период сборов они получали травмы, повлекшие инвалидность, или, не дай Бог, гибли – то им как во времена СССР, так и в настоящее время полагается выплата военных пенсий.
Не обошлось без мобилизованных лиц и при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г. К таким лицам относится Алексей Подвязников – инвалид II группы (бессрочно) вследствие катастрофы на ЧАЭС, интересы которого я представлял в Конституционном Суде РФ.
КС не принял жалобу чернобыльца к рассмотрению, но подтвердил его право на две пенсииСуд указал, что оспариваемые законоположения не предполагают возможности отказа военнообязанным, призванным на специальные сборы для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в получении одновременно двух пенсий – по инвалидности и по старости
05 февраля 2021
В жалобе в Конституционный Суд Алексей Подвязников просил признать не соответствующими Конституции РФ нормы подп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку данные законоположения по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, лишают граждан, исполнявших на специальных сборах обязанности военной службы, связанные с производством работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, и признанных инвалидами вследствие заболевания, полученного при выполнении указанных работ, права на одновременное получение двух пенсий: государственной по достижении пенсионного возраста и пенсии по инвалидности, даже если заболевание связано с участием в ликвидации катастрофы на ЧАЭС.
На мой взгляд, проблема не в законах, а в формулировках для установления чернобыльцам инвалидности и их трактовке сотрудниками Пенсионного фонда, в несогласованности их действий, а также в отсутствии разъяснений Правительства РФ о том, какие конкретно формулировки предоставляют те или иные права.
Так, формулировки, применяемые при установлении инвалидности, указаны в Постановлении Правительства РФ от 10 августа 2016 г. № 772 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95», вступившем в силу 27 августа того же года. Применительно к чернобыльцам используются формулировки (п. 14 Постановления № 95):
Однако ни в Постановлении № 95 в редакции Постановления № 772, ни в письме Министерства труда и социальной защиты РФ и ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 октября 2016 г. № 31656/2016 не разъяснено, в чем разница в их применении для назначения второй пенсии по инвалидности дополнительно к пенсии по старости.
Моему доверителю была первоначально (почему первоначально – будет понятно далее) установлена инвалидность с формулировкой «заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС».
Для нас – и в первую очередь для врачей медико-социальной экспертизы – любая из указанных формулировок предоставляет инвалиду-чернобыльцу право на вторую пенсию, исходя из норм подп. 1 п. 3 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении, применяемого совместно с п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона о соцзащите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Однако сотрудники ПФР посчитали, что для получения права на две пенсии должна быть единственная формулировка, что Алексей Подвязников получил инвалидность вследствие военной травмы при ликвидации аварии на ЧАЭС (такой в постановлении нет) или просто вследствие военной травмы (замечу: несмотря на то что эта формулировка есть в постановлении, она не дает чернобыльцам специальных преимуществ, а лишь приравнивает инвалидов к ветеранам военной службы, имеющим право получать пенсию как ветераны военной службы и дополнительную гражданскую пенсию по истечении 25 лет рабочего стажа. Такое право имеют любые военнослужащие – независимо от того, были они на ликвидации радиационных аварий или нет). Использовать названные формулировки в качестве причины инвалидности мой доверитель не мог.
Все суды общей юрисдикции, включая судью Верховного Суда РФ, поддержали позицию ПФР и посчитали, что сейчас (после изменения пенсионного закона) для получения права на две пенсии должны применяться только формулировки, указанные ПФР. Никакие иные такого права не предоставляют.
Конституционный Суд РФ в Определении от 19 января 2021 г. № 1-О подчеркнул, что оспариваемые законоположения не предполагают возможности отказа военнообязанным, призванным на специальные сборы для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, в получении одновременно двух пенсий – по инвалидности и по старости.
Это не первое решение КС по вторым пенсиям для чернобыльцев, призванных на военные сборы: в частности, в Постановлении от 7 февраля 2012 г. № 1-П Суд рассматривал аналогичные правоотношения.
Мы в заявлениях, жалобах и исках ссылались на п. 4 Постановления КС от 7 февраля 2012 г. № 1-П, где указано: «Лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, проходившие службу в зоне отчуждения и признанные инвалидами вследствие заболеваний, обусловленных воздействием радиации в связи с чернобыльской катастрофой, наряду с военнослужащими и военнообязанными, призванными на специальные сборы и привлеченными к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, а также с иными гражданами, здоровью которых был причинен вред радиационным воздействием, относятся к единой категории инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и в соответствии с действующим правовым регулированием на равных основаниях с военнослужащими имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, а также на пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы».
Обратите внимание, что здесь тоже не определены формулировки, которые требуются для установления инвалидности и, как следствие, – для получения двух пенсий, однако указана категория «военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы», – то есть та, к которой относится Алексей Подвязников.
После нашего обращения в Конституционный Суд аппарат КС запросил у всех отзывы, после чего бюро медико-социальной экспертизы пересмотрело дело Подвязникова и исправило формулировку на: «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС». В результате, хотя согласно первоначальной позиции ПФР такая формулировка не дает право на получение двух пенсий одновременно, а предоставляет право на получение либо пенсии по инвалидности, либо пенсии по старости, моему доверителю была назначена вторая пенсия дополнительно к уже получаемой им.
Теперь чернобыльцы, призванные на военные сборы, получили право исправить формулировку инвалидности и оформить вторую пенсию со ссылкой на упомянутое определение КС. Самое главное, что конкретная формулировка из перечня, установленного правительством, указана в акте Конституционного Суда, что вносит определенность в правовое регулирование данного вопроса.
В заключение добавлю: несмотря на то что КС не принял жалобу к рассмотрению, нам удалось добиться главного – Суд в последнем разделе определения прямо прописал формулировку основания установления инвалидности, которая дает право чернобыльцам на получение второй пенсии (замечу, что это не та формулировка, которую требовал первоначально ПФР и которую за ним поддержали суды общей юрисдикции). Теперь и другие ветераны Чернобыля могут требовать изменения формулировки на указанную в определении КС и принятия ее Пенсионным фондом как основания для получения второй пенсии. Кроме того, ПФР и судья ВС указывали, что на вторую пенсию можно претендовать только с 65 лет, а КС определил, что на вторую пенсию ликвидаторы могут рассчитывать при достижении 55-летнего возраста, а это очень важно!
Адвокат АП г. Москвы, управляющий партнер АБ г. Москвы «Матюнины и Партнеры», председатель комиссии Гильдии российских адвокатов по защите и безопасности бизнеса
Статья 199 УК РФ в «зеркале» статистики
Уголовное право и процесс
Какие важные аспекты и выводы не отражаются в цифрах
06 июня 2023
Для специально оговоренных субъектов, подвергшихся воздействию неблагоприятных факторов и явлений, государство гарантирует особые меры соцподдержки. Для лиц, пострадавших от неблагоприятных последствий катастрофы на ЧАЭС, регламентирован специальный вид гособеспечения — пенсии чернобыльцам.
Кто имеет право на получение
Целевым назначением рассматриваемого типа выплат является компенсация неблагоприятных последствий для здоровья, которые зафиксированы по причине вредного воздействия факторов радиационного и техногенного характера. В большинстве случаев законодатель устанавливает выплаты лицам, которые находились в зоне возможного воздействия вредных факторов, даже если негативные последствия для состояния здоровья не выявлены.
Чтобы узнать, кто имеет право на пенсию чернобыльцам, обратимся к ст. 13 Закона № 1244-1.
В составе получателей пенсии чернобыльцам указанной нормой выделено 12 категорий, в том числе:
Обратите внимание! Помимо регламентированных зон отселения и отчуждения, законодательство устанавливает перечень районов, проживание в которых дает право на отселение.
Также отдельные районы, подвергшиеся воздействию радиации, получили статус зон с льготным социально-экономическим статусом.
Виды назначаемых пенсий
Пенсионное обеспечение граждан РФ, пострадавших от чернобыльской катастрофы, осуществляется по общим правилам, установленным нормативно-правовыми актами. Как таковая чернобыльская пенсия в России не указана в перечне возможных вариантов обеспечения пенсионных прав. Однако наличие статуса лица, пострадавшего от воздействия радиации в зоне аварии ЧАЭС, дает существенные льготы при обращении за различными видами выплат.
На данный момент чернобыльская пенсия в России может устанавливаться в одной из следующих форм пенсионного обеспечения:
Назначение указанных видов пенсий по государственному обеспечению будет осуществляться с учетом особого правового статуса чернобыльцев.
Условия пенсионного обеспечения по старости
Как оформить чернобыльскую пенсию лицам, у которых не зафиксирована полная или частичная потеря трудоспособности, т.е. не установлена инвалидность? Наличие у гражданина официально подтвержденного статуса пострадавшего от воздействия радиации от аварии на ЧАЭС дает возможность обратиться за назначением пенсионной выплаты с уменьшением установленного возраста.
При этом у чернобыльцев есть возможность альтернативного выбора вариантов пенсионного обеспечения:
Возраст и условия выхода на пенсию
Обратите внимание! В каждом из указанных вариантов законодатель определяет максимально возможное снижение пенсионного возраста — не более 10 лет. Таким образом, лица с льготным чернобыльским статусом могут выйти на пенсию не ранее 50 лет (мужчины) и 45 лет (женщины).
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ, ред. от 19.12.2016 «О страховых пенсиях»
Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ, ред. от 03.07.2016) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017
Документы для получения выплат
Выплата указанного пенсионного обеспечения будет возможна только при условии подтверждения льготного статуса.
В состав документов, которые надлежащим образом подтвердят особый статус чернобыльца, входят:
Помимо этого, при обращении в отдел ПФР гражданам нужно представить:
Заявление о назначении пенсии
Образец заявления о назначении пенсии по потере кормильца
Важно! Установление выплат пенсионного характера по достижению возраста осуществляется без определения срока, т.е. бессрочно.
Пенсионное обеспечение по инвалидности
Если полная или частичная потеря трудоспособности официально подтверждена в виде одной из групп инвалидности и вызвана последствиями аварии на ЧАЭС, граждане имеют право обратиться за установлением пенсии по инвалидности. При этом также допускается выбор варианта пенсионного обеспечения — по нормам Федерального закона № 400-ФЗ или Федерального закона № 166-ФЗ.
Для оформления данного виды выплат нужно представить следующие документы:
Обратите внимание! При стандартных условиях назначения пенсии по инвалидности от граждан требуется периодически проходить освидетельствование (как правило, ежегодно). Для чернобыльских льготников такой срок составляет пять лет.
Пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца
В случае если гражданин погиб при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС или от воздействия радиационных факторов, нетрудоспособные члены его семьи вправе обратиться за оформлением выплат по потере кормильца. Ключевым основанием для такого вида гособеспечения является нетрудоспособность иждивенца по возрастным или иным объективным показателям.
Для установления данного вида платежей нужно представить в отдел ПФР:
Внимание! Данный вид обеспечения устанавливается на период нетрудоспособности получателя (например, до момента завершения ребенком обучения в университете по очной форме), однако в ряде случаев предусмотрен бессрочный характер пенсии.
Ввиду особого характера льготы и крайне тяжелых последствий радиационного воздействия, размеры выплат по данному виду гособеспечения будут существенно выше стандартных пенсионных платежей.
Рассмотрим, в каком процентном отношении увеличена пенсия чернобыльцев ликвидаторов на сегодня:
Помимо указанных мер господдержки, отдельные категории льготников имеют право на получение ежегодной денежной компенсации на оздоровление в 2023 году в размере 911, 21 р.
Также они имеют право на ежемесячную денежную выплату (в размере 229,40 р.) к пенсии и набор социальных услуг в который входит:
От части пакета или в целом можно отказаться и взамен получать сумму направленную на их предоставление. В частности, ежемесячная денежная выплата ликвидаторам аварии на ЧАЭС при полном отказе от НСУ будет составлять 1350,82 р.
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 — 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости — 10 лет).
Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного частью второй настоящей статьи, в порядке, предусмотренном статьями 30 — 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 — 10, 16 — 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 — 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом гражданам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» (за исключением лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»), уменьшение возраста для назначения пенсии по старости производится в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. Если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.
По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.